Удержать минимальную скорость движения и сохранить ее до окончания парковки
7. Постараться увидеть круг, который в дальнейшем плавно "впишется" в поворот(рис. 147б).
Для этого следует охватить взглядом все видимое пространство и мысленно направить заднее стекло своего автомобиля в "бокс".
Как только прямолинейная траектория движения по касательной войдет в воображаемый круг (поз. 2), надо сразу же повернуть руль до конца направо (в ту сторону, куда у вас повернута голова).
Как правило, начинать работу рулем следует в тот момент, когда расстояние "В" (между задним бампером вашего автомобиля и ближней стенкой "бокса") будет равно приблизительно половине длины вашей машины (рис. 147б). На некоторых автомобилях (например ВАЗ-2105) это тот момент, когда водитель, продолжая удерживать под контролем ближний угол "бокса", видит его уже не через заднее стекло автомобиля, а через боковое треугольное стекло задней правой двери.
Перед самым началом работы рулем вам надо вспомнить о смещении переднего левого крыла (расстояние "Г") и обязательно проконтролировать движущийся по дороге транспорт!
8. Перебороть в себе чувство боязни задеть ближний угол "бокса" правым боком своего автомобиля.
Следует удержать себя от желания "отвернуть" руль в сторону от приближающегося угла "бокса". Учтите, чем меньше будет расстояние "Д" (рис. 147в), тем больше будет вероятность того, что въезд в "бокс" вообще состоится.
Первое время советую вам останавливаться в тот момент, когда ваш автомобиль достигнет изображенной на рисунке (147в)позиции 4 (45° и середина автомобиля напротив угла). Затем следует выйти из машины и оценить, насколько ваши эмоции позволили вам приблизиться к этому "устрашающему" углу.
Начинать можно с 40–30 см, но затем это расстояние надо довести до 10–5 см. И помочь в этом смогут ощущения на первой стадии поворота. Если вам кажется,что машина заденет ближний угол "бокса", то траекторию движения вы выбрали верную!
Кинематика движения передних и задних колес по отдельности, а также и всего автомобиля в целом при заезде задним ходом в "бокс" такова, что задеть ближний угол чаще всего не получается. А "круг" в этом случае "вписывается" в поворот так удачно, что у вас отпадает необходимость в контроле другого угла, да и вообще всей левой стороны "бокса".
Если испугаться, перестраховаться и "отодвинуться" от ближнего угла, то машина пойдет уже по другому кругу (пунктирному – рис. 147 в). А он, между прочим, заканчивается в левой стенке "бокса" (на экзамене) и в дверце соседнего автомобиля (это уже на реальной дороге). Поэтому бойтесь, но все-таки старайтесь прижаться вплотную к ближнему правому углу.
9. Завершая поворот под углом 90°, вовремя выйти из "круга".
Чуть раньше, чем машина выйдет на прямую (за 5–10° до того), надо начинать поворот руля обратно (рис. 147 г, поз. 5). Причем руль должен оказаться в положении прямолинейного движения не позже, чем машина займет такое положение.
Таким образом, вы плавно выходите из "круга" и уже по прямой доезжаете до конца "бокса".
Освоив этот вариант заезда в "бокс", задание можно будет немного облегчить или наоборот усложнить. Например, сдвинуть "круг" левее или совместить разворот в три приема с въездом в "бокс", а также попробовать и другие варианты (рис. 148).
Рис. 148. Въезд в "бокс" задним ходом направо:а) с "кругом", значительно смещенным влево; б) с "петлей" во время движения задним ходом; в) совмещенный с разворотом в три приема
Теперь пару слов о выезде из "бокса". На первый взгляд здесь все просто. Однако нередко в результате легкомысленного отношения к выезду со стоянки водителям-"новичкам" приходится ремонтировать задние крылья и двери своего автомобиля, а также передние крылья соседних машин. А проблема все та же. Задние колеса "режут" угол (рис. 149)!
Рис. 149. Задние колеса "режут" угол
Поэтому, до тех пор, пока ваш автомобиль хотя бы наполовину своего корпуса не выедет за бампер рядом стоящей машины, руль поворачивать нельзя (рис. 150).
Рис. 150. Сначала надо немного выехать вперед
Когда заезды в "бокс" назад направоначнут у вас получаться хотя бы "на четыре с плюсом", можно будет переходить к отработке заездов в "бокс" назад налево.Неприятностей здесь будет несколько (рис. 151).
Рис. 151. Въезд в "бокс" задним ходом налево
На площадке большой разницы нет, поворачиваете вы назад направо или налево. Все надо делать абсолютно так же, как и раньше, но только в другую сторону, за исключением, может быть, одного. Если в позиции "X" (рис. 151) вы не сможете повернуть голову назад налево еще больше, так чтобы в дальнейшем целиком видеть заднюю стенку "бокса", то вам придется быстро развернуться на сиденье в другую сторону – полубоком направо!
На дороге все значительно сложнее. Выполняя заезд в "бокс" с поворотом налево, вы должны:
• Учесть смещение передней части автомобиля и избежать наезда передним правым колесом на тротуар.
• Постоянно контролировать движение транспорта по дороге с двух сторон.
• Двигаться по "кругу" большего диаметра. Это позволит вам не наехать передним правым колесом на тротуар, а также обеспечит въезд в "бокс" по плавной траектории. Для этого руль следует поворачивать медленно, постоянно контролируя изменения в траектории движения.
• В определенный момент быстро развернуться на сиденье в другую сторону (если вы не в состоянии видеть продолжение траектории движения).
Должен признаться в том, что на освоение техники и тактики заезда задним ходом в "бокс" уходит немало времени и физических усилий. Но постичь эту науку не только можно, но и нужно! При этом вы должны думать не об экзамене по вождению автомобиля, а о том, как потом после экзамена обойтись без поцарапанных боков на реальной дороге. Учтите, рано или поздно, но вам обязательно придется ставить машину задним ходом на стоянку или еще хуже – заезжать в свой собственный гараж или "ракушку".
Специально для экзамена. На экзамене вам разрешается использовать любой вариант заезда задним ходом в "бокс" – как справа, так и слева, по "кругу" и любым другим способом (см. рис. 147–151). Требование одно – передачу заднего хода вы должны использовать только один раз.
А что делать, если траектория движения явно не удалась, и вы вот-вот собьете стойку? Попытаться скорректировать траекторию, сбить стойку и полностью "завалить" экзамен или потерять несколько штрафных баллов и "спасти" экзамен?
Думаю, лучше выбрать второе – остановиться, отъехать немного вперед и со второй попытки благополучно заехать в "бокс" (не забывайте о том, что каждая сбитая стойка – это разбитая машина!).
Да, вы заработаете штрафные баллы, но зато вам будет разрешено продолжить экзамен.
Только позже, после успешной (или неуспешной) сдачи экзамена, не забудьте самому себе отдать долг – научитесь заезжать задним ходом с первого раза в любой "бокс" и из любой позиции.
Глава 4. "ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ"
Полное название этого упражнения звучит так: "Постановка автомобиля на стоянку задним ходом между двух автомобилей, припаркованных параллельно тротуару" (рис. 152–155). Самое короткое название данному способу парковки дали автогонщики, участвовавшие в соревнованиях по скоростному фигурному маневрированию, и окрестили они его – "тещиным языком"!
Можно догадаться, что если "параллельная парковка" является элементом автомобильных соревнований, да еще ее называют "тещиным языком", то все это неспроста.
И на самом деле, для того чтобы выполнить такое упражнение быстро и качественно, водитель должен практически полностью слиться с машиной и дорогой. Он должен чувствовать скорость и расстояние, заранее "видеть" всю траекторию движения, которая состоит уже не из одного " круга", а из двух с плавным и точно рассчитанным переходом между ними. И все это достигается только с помощью длительных осознанных тренировок.
Поэтому не призываю "новичков", у которых уже есть водительские права, но еще нет достаточных навыков вождения, осваивать этот способ постановки машины на стоянку в ближайшее время. Лучше проехать лишние 50–100 м и спокойно остановиться на "чистой" дороге, чем повредить три автомобиля.
Кандидатам в водители, которым еще только предстоит сдавать экзамены в ГИБДД, учиться выполнять "тещин язык" придется сразу, поскольку это упражнение входит в официальную экзаменационную программу ГИБДД!
Кто-то раньше, кто-то позже, но в любом случае каждый из вас должен будет овладеть этим способом парковки, так как машин на дорогах становится все больше и больше, а места соответственно все меньше и меньше. Поэтому от разговоров предлагаю перейти к делу, потренироваться и "заткнуть-таки за пояс" этот "тещин язык".
Прежде, чем приступать к такому непростому маневру, необходимо реально оценить расстояние между двумя машинами (рис. 152).
Если "карман" (расстояние "А") окажется менее 1,5 длины вашего автомобиля, то лучше поискать другое место для стоянки, так как в этом случае выполнить "тещин язык" практически невозможно.
Если же расстояние "А" позволяет вам сделать попытку парковки, то можно приступать к планированию остановки рядом со второй машиной (рис. 152, поз. 1).
Остановиться надо так, чтобы через заднее стекло своего автомобиля вы могли видеть задний левый угол машины № 2, отмеченный на рисунке красной кляксой.
Как правило, этой позиции соответствуют расстояния:
"Б" – чуть больше половины ширины вашего автомобиля (около 1 м).
"В" – примерно половина длины вашего автомобиля.
Теперь начинаем движение назад. Все дальнейшие передвижения машины должны осуществляться только с минимальной скоростью, иначе вы не будете успевать отслеживать сложную траекторию, которую вам предстоит тщательно "нарисовать" колесами своего автомобиля.
Рис. 152. Планирование места остановки и последующей траектории движения
Итак, медленно "подползаем" к границе "кармана". В тот момент, когда ваша машина полностью поравняется с рядом стоящей (задние бамперы выстроятся в одну линию), руль надо будет быстро повернуть направо (рис. 153, поз. 2). Но за мгновение до этого вы должны проконтролировать движущийся по дороге транспорт, так как при входе на первый круг переднее левое крыло вашего автомобиля начнет смещаться в сторону от поворота.
Рис. 153. Въезд на первый "круг" и выход на угол 45°
Когда машина "доползет" до позиции 3 (примерно 45° к тротуару), вам надо "выпрямить" передние колеса и готовиться к переходу на другой круг. Активно поворачивать руль налево можно будет только тогда, когда передний бампер вашего автомобиля поравняется с углом машины № 2 (рис. 154, поз. 4). Значит, в данный момент все свое внимание надо направить на то, чтобы не задеть этот угол.
Рис. 154. Переход на второй круг и выход на прямую
• При движении назад всегда учитывайте смещение передней части машины, направленное в сторону от поворота!
После того, как бампер вашего автомобиля минует угол машины № 2 и вы, повернув руль налево, окажетесь на втором кругу, внимание надо будет переключить на машину № 1 и тротуар. В позиции 5 (параллельно тротуару), в зависимости от ваших дальнейших планов, вы можете:
1. При кратковременной стоянкепросто остановиться (при этом оставить передние колеса повернутыми налево, готовыми к последующему выезду со стоянки).
2. При долговременной стоянкевыровнять передние колеса в положение прямолинейного движения (при этом не забывайте постоянно контролировать расстояние до сзади стоящей машины) и затем остановиться. После остановки следует подать машину немного вперед, чтобы расстояние между всеми автомобилями стало равным, иначе водитель машины № 1 не сможет выехать с этой стоянки.
Позже, чтобы вы сами смогли отсюда выехать, вам придется снова отъехать назад вплотную к машине № 1 и затем опять "нарисовать" два круга с плавным переходом между ними.
Теперь об экзаменационной "Параллельной парковке задним ходом" (рис. 155). Экзаменаторы оказались щедрее меня. Расстояния, которые вы видите на рисунке, позволяют вам даже немного ошибаться при работе рулем, но, правда, ошибки эти исправлять надо моментально.
Рис. 155. Экзаменационная "Параллельная парковка задним ходом"
Учтите, кинематика движения задним ходом такова, что 20–30 см пути, пройденного машиной по ложной траектории в ограниченном пространстве – исправить уже не получается! Поэтому, если вы заметили, что машина пошла явно "не туда", не стоит сильно расстраиваться, даже у водителей "со стажем" такая парковка не всегда получается с первого раза. вам следует сразу же остановиться, отъехать вперед и затем повторить попытку. В этом случае вы, конечно, получите штрафные баллы, но зато у вас останется возможность благополучно завершить упражнение в целом.
Что касается техники исполнения экзаменационной "параллельной парковки", то она ничем не отличается от той, которую мы с вами рассмотрели на примере "живых" машин в рисунках 152–154. Добавилось только одно. В обязательном порядке машина должна пересечь прерывистую линию и полностью оказаться в обозначенном "кармане".
Напоследок хочется еще раз напомнить вам о том, что данный способ постановки машины на стоянку является самым сложным. Поэтому в первые свои дни и недели на дороге в качестве водителя не советую вам пытаться залезать в "карманы" между реальными машинами. Но позже, когда вы почувствуете, что машина начала "слушаться" вас "с первого слова" (или хотя бы со второго, но не десятого), найдите подходящее место, потренируйтесь, и "тещин язык" у вас обязательно получится.
НАПУТСТВИЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Если вы внимательно изучили материал, изложенный в этой книге, и практически им овладели, то никакой экзамен вам теперь не страшен. Ведь все, что там будет происходить, делать вы уже умеете!
Правда, для успешной сдачи экзаменов необходимо учесть экзаменационные требования и не допускать грубых ошибок (более подробно об этом вы можете узнать из брошюры "Экзамены в ГИБДД"). Но поверьте, чаще всего оплошности происходят вследствие повышенной нервозности и суеты, а не по незнанию предъявляемых требований!
Поэтому к экзамену следует отнестись философски: "Это всего лишь экзамен, а не конец света!", и постараться не нервничать. В то же время, если кто-то из вас "провалится" на экзаменах, то этому "кому-то" следует немного поразмышлять и найти причину неудачи.
Как вы полагаете, чем отличается "кандидат в водители" от водителя-"новичка"?
А ничем он не отличается, кроме наличия у "новичка" водительского удостоверения. Как для одного, так и для другого все ново в этом качественно другом состоянии организма и психики бывшего пешехода. Правда, "новичок" все же прошел экзаменационный этап проверки на возможность принятия самостоятельных решений.
А почему все-таки кто-то не смог сдать экзамены? Если вы думаете, что причина может быть только одна: "Этот "нехороший" экзаменатор проснулся сегодня утром и пришел на работу с одной только мыслью – "завалить" именно меня", то вы ошибаетесь.
К сожалению (или к радости), есть и другая причина. Наверное, все-таки к радости, а не к сожалению, не могут сдать экзамены те, кто еще не в состоянии думать и принимать правильные решения в стрессовой ситуации. А ведь экзамен – это как раз и есть первая в жизни автомобилиста настоящая стрессовая ситуация. Вы садитесь за руль экзаменационного автомобиля, и вы ведете его по экзаменационной трассе. Помощника рядом нет, экзаменатор молчит "как партизан", и все решения принимаете именно вы.
И все-таки, стоит ли расстраиваться и обижаться на экзаменатора, если вы не сдали экзамены с первого раза?
Поверьте, экзаменатор не враг вам, а наоборот – друг. Он не пускает на дорогу тех, кто завтра же может стать пациентом больницы или клиентом пункта приема металлолома.
Поэтому, если вы не сдали экзамены, долго печалиться не стоит. Надо начинать радоваться тому, что вас вовремя остановили. Вы же не сетовали неделю назад на вашего помощника, когда он помешал вам врезаться в автобус. А ведь когда вы начнете ездить по дорогам без помощника и без экзаменатора (после получения водительских прав), тех самых автобусов и прочих грузовиков на дороге будет много.
Получается, что вы еще не были готовы к успешной сдаче экзаменов, и тем более к самостоятельной езде по дорогам. Стоит поблагодарить экзаменатора и продолжить учиться. Если вам не хватило часов "налета", то "долетайте", помощник попался неважный – поменяйте. Но не забывайте самое главное – учиться надо не для успешной сдачи экзамена, а лично для себя, для своей будущей долгой и безаварийной жизни.
Желаю вам успеха в учебе и на экзаменах, а также удачи на дороге!