Показатели экологической составляющей

Воздействие на окружающую среду

Энергия. На железных дорогах ОАО «РЖД» регулярно внедряются прогрессивные технические средства и технологии, совершенствующие работу энергетического хозяйства Компании, что способствует одновременно и улучшению условий труда обслуживающего персонала.

В 2006 году на многие железные дороги поставлены практически необслуживаемые модульные котельные, работающие на мазуте и газе, внедрены газовые инфракрасные излучатели для отопления рабочих мест. На всех железных дорогах введены в эксплуатацию системы электрического отопления помещений, что позволило значительно сократить трудозатраты на обслуживание мелких котельных и различного вида печей. Реализация этих мероприятий позволяет решать вопросы создания комфортных условий на рабочих местах в производственных помещениях при улучшении экологических показателей по сравнению с ранее применявшимися системами.

Вода.

Сбросы сточных вод.

В 2006 году достигнуто снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты за счет реконструкции и строительства кана­лизационных очистных сооружений, внедрения природоохранных техноло­гий. Передача очистных сооружений в муниципальную собственность также способствовала сокращению сброса загрязненных стоков в водные объекты.

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по железным дорогам в 2006 году составил 17,4 млн. м3, что на 4,4 млн. м3 (или на 25,3%) меньше, чем в 2005 году.

Количество загрязнений, поступающих в поверхностные водные объекты (в тонах), составило:

Годы Объем сброса загряз- Взве­шен­ные Нитра­ты Неф­тепро­дукты Нит­риты Фос­фор общий СПАВ Хло­риды Суль­фаты
  неных веще-              
  стоков, млн. м3 ства              
21,8 722,0 222,0 10,6 8,3 22,5 4,2 2,8 1,6
18,4 504,3 162,5 9,0 5,6 21,9 4,2 2,5 1,2

Использование воды.

В 2006 году в ОАО "РЖД" достигнуто сокращение потребления воды за счет внедрения водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения, нормирования и приборного учета водопотребления.

В 2006 году предприятиями железных дорог использовано 150719,3 тыс. м3 воды, в том числе на хозяйственно-питьевые нужды израсходовано 79901,1 тыс. м3, на производственные нужды потреблено 66937,9 тыс. м3, на прочие – 3877,4 тыс. м3. Объем оборотной и повторно используемой воды в технологических процессах уменьшился на 25,2 млн. м3 и составил 98,2 млн. м3. Водооборот по ОАО «РЖД» составил 53%, по железным дорогам - 48,3 %.

Низкий водооборот сохраняется на Калининградской (15,7%), Свердловской (16,9%), Красноярской (26,8%), Октябрьской (28,7%) железных дорогах.

Выше среднесетевого значения водооборот на Западно-Сибирской (77,6%), Восточно-Сибирской (66,9%), Горьковской (60,7%), Московской (60,4%), Забайкальской (60,3%) железных дорогах.

Выбросы, сбросы и отходы.

В 2006 году ОАО «РЖД» передано другим предприятиям для использования и обез­вреживания, хранения, захоронения 1873,2 тыс. тонн отходов производства потребления, в том числе по классам опасности:

Показатели Всего 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Передано, тыс. тонн 1873,2 0,2 1,0 220,3 347,3 1304,4
Передано, % 0,01 0,05 11,76 18,54 69,64

В результате проведенной работы по обезвреживанию, использованию и передаче отходов производства другим предприятиям на площадках струк­турных подразделений ОАО «РЖД» их наличие на конец 2006 года составило 105,5 тыс. тонн, в том числе по классам опасности:

Показатели Всего 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Наличие на конец года, тыс. тонн 105,5 0,03 0,3 47,9 10,4 46,9
Наличие на конец года, % 0,02 0,28 45,4 9,85 44,45

Доля использования и обезвреживания отходов в ОАО «РЖД» в 2006 году составила 30,1%, что выше на 3,3% по сравнению с 2005 годом.

В 2006 году было использовано и обезврежено 748866,7 тонн отходов.

Наибольшее количество отходов использовано и обезврежено на следующих же­лезных дорогах:

Железные дороги Объем отходов на начало 2006 г. и образовавшихся в течение 2006 г. (тыс. тонн) Использовано и обезврежено отходов
тыс. тонн %
Сахалинская 5,3 3,8 71,7
Западно-Сибирская 160,1 87,9 54,9
Восточно-Сибирская 391,8 212,4 54,2
Приволжская 156,4 83,4 53,3
Красноярская 230,4 121,3 52,6
Северная 152,6 68,2 44,7
Северо-Кавказская 53,8 20,3 37,7

5.2.2. Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды: мероприятия, проведенные в 2006 году

ОАО «РЖД» выполняет обязательства по осуществлению природоохранной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управлением природоохранной деятельности в ОАО «РЖД» занимаются Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, отделы и сектора охраны природы в управлениях железных дорог, сектора охраны природы, инспекторы по охране природы и экологические лаборатории в отделениях железных дорог. Производственный экологический контроль выполняют 56 лабораторий. В Компании действует собственный Научно-производственный центр по охране окружающей среды – филиал ОАО «РЖД», расположенный в г. Ярославле. Работа природоохранных подразделений в немалой степени способствует стабильному снижению техногенного воздействия отрасли на окружающую среду.

На осуществление мероприятий, предусмотренных «Экологической программой железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы», израсходовано 1,2 млрд. рублей. В результате за время реализации программы:

- выбросы вредных веществ от стационарных источников снизились на 23,6%;

- использование воды на производственные нужды уменьшилось на 19,7%;

- сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы сократились на 48,6%.

В 2006 году текущие затраты на охрану окружающей среды составили 2187,4 млн. рублей, в том числе:

- на охрану водных ресурсов -1569,2 млн. рублей, из них 919,8 млн. рублей выплачено другим организациям за прием и очистку сточных вод;

- на охрану атмосферного воздуха - 234,4 млн. рублей;

- на охрану от отходов производства - 367,8 млн. рублей, из них – 283 млн. рублей выплачено другим организациям за прием, хранение и уничтожение отходов;

- на рекультивацию земель – 15,96 млн. рублей.

Экологические платежи, начисленные ОАО «РЖД» за загрязнение окружающей среды в 2006 году, составили 215,4 млн. рублей, что на 5,6 млн. рублей больше, чем в 2005 году.

Количество сверхнормативных платежей составила в 2006 году 40,2 млн. рублей (18,7% от суммы внесенных платежей), в том числе: за сбросы в водные объекты – 18,4 млн. рублей, выбросы в атмосферный воздух – 34,4 млн. рублей, размещение производственных отходов – 122,2 млн. рублей.

Штрафы, взысканные с филиалов ОАО «РЖД» в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства, составили 234 тыс. рублей.

В ОАО «РЖД» постоянно проводится работа по перевооружению технических средств, замене подвижного состава, реконструкции инфраструктуры. В частности, постоянно расширяется применение электрической тяги, что обеспечивает снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и уменьшает загрязнение почв тяжелыми металлами. В настоящее время более 80% грузовых и пассажирских перевозок осуществляются электрической тягой. При капитальном ремонте пути деревянные шпалы (пропитанные антисептиками) заменяются на экологически чистые железобетонные. На шпалопропиточных заводах ОАО «РЖД» применяется до 60% более экологичного антисептика, не содержащего фенола. Такая технология пропитки шпал позволяет почти в 3 раза снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.

При капитальном ремонте тепловозов осуществляется замена устаревших малоэкономичных дизелей на современные экономичные дизели отечественного производства, которые повышают топливную экономичность отремонтированных тепловозов на 15%. Ведутся работы по созданию дизеля третьего поколения с улучшенными ресурсными и экологическими показателями. Пассажирские вагоны оснащаются экологически чистыми туалетными комплексами.

В целях усиления экологического контроля Всероссийским научно-исследовательским институтом совместно с Институтом физики и атмосферы РАН при участии Института химии Макса Планка (Германия) создан и оборудован на базе двух вагонов уникальный измерительный комплекс, позволяющий вести прямые и дистанционные наблюдения за состоянием окружающей среды во время движения поезда.

В отраслевых вузах осуществляется подготовка специалистов в области охраны окружающей среды. А в Российской академии путей сообщения и в Научном производственном центре по охране окружающей среды - повышение квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.

Наши рекомендации