Назначение и типы конструкций тормозных систем автомобиля, используемые эксплуатационные материалы.
Тормозная система автомобиля является одной из самых важных и ответственных в автомобиле. Тормозная система предназначена для управляемого изменения скорости автомобиля, его остановки, а также удержания на месте длительное время. Также тормоза необходимы чтобы удерживать транспортного средства в неподвижном состоянии, например на склоне. Для реализации указанных функций на автомобиле устанавливаются следующие виды тормозных систем: рабочая (обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля); запасная (используется при отказе и неисправности рабочей системы и выполняет аналогичные функции, что и рабочая система); стояночная (предназначена для удержания автомобиля на месте длительное время. Стояночная система используется в качестве аварийной тормозной системы при выходе из строя рабочей системы).
Тормозная система состоит из: тормозного механизма и тормозного провода.
Тормозной механизм предназначен для создания тормозного момента, необходимого для замедления и остановки автомобиля. На автомобилях устанавливаются фрикционные тормозные механизмы, работа которых основана на использовании сил трения. Тормозные механизмы рабочей системы устанавливаются непосредственно в колесе, а стояночной системы, как правило, за коробкой передач или раздаточной коробкой.
В зависимости от конструкции фрикционной части различают: барабанные тормозные механизмы; дисковые тормозные механизмы. Дисковые бывают с подвижным или неподвижным суппортом. Наибольшее распространение получили механизмы с подвижным суппортом, которые конструктивно исключают неравномерный износ колодок. По конструктивным особенностям дисковые тормоза эффективнее барабанных в расчете на единицу площади трения и работают в более высоком температурном режиме. Для лучшего отвода тепла из рабочей зоны часто используют вентилируемые диски.
Барабанные тормозные механизмы устанавливают обычно на задние колеса. В процессе работы зазор между колодкой и барабаном увеличивается. Для его устранения предназначены разного рода механические регуляторы. Износ колодок компенсируется их самоподводкой, происходящей, как правило, при резком торможении. Теплоотвод в барабанных тормозных механизмах осуществляется через термопроводные колодочные накладки, массивную металлическую основу колодки и ребра охлаждения тормозного барабана.
Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, неподвижной части – тормозные колодки или ленты. Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками.
Тормозной привод обеспечивает управление тормозными механизмами. В тормозных системах автомобилей применяются следующие типы тормозных приводов: механический; гидравлический; пневматический; электрический; комбинированный.
Механический привод используется в стояночной тормозной системе. Механический привод представляет собой систему тяг, рычагов и тросов, соединяющую рычаг стояночного тормоза с тормозным механизмом.
Гидравлический привод является основным типом привода в рабочей тормозной системе. Конструкция гидравлического привода включает: тормозную педаль; усилитель тормозов; главный тормозной цилиндр; колесные цилиндры; шланги и трубопроводы.
Гидравлический привод используется в рабочей и запасной тормозных системах автомобиля. Для этого работа элементов гидропривода организована по независимым контурам. При выходе из строя одного контура, его функции выполняет другой контур. Рабочие контура могут дублировать друг друга, выполнять часть функций друг друга или выполнять только свои функции (осуществлять работу определенных тормозных механизмов).
Пневматический привод используется в тормозной системе грузовых автомобилей.
Комбинированный тормозной привод представляет собой комбинацию нескольких типов привода. Например, электропневматический привод.
На современных легковых автомобилях устанавливают основные ТС, состоящие из тормозного гидропривода ("гидрожидкость") и тормозных механизмов.
При нажатии на тормозную педаль в гидроприводе основной ТС возникает избыточное давление тормозной жидкости, которое обеспечивает срабатывание "колесных" тормозных механизмов.