Нормативные требования к геометрическим параметрам поперечного профиля.
Ширина проезжей части устанавливается исходя из количества и ширины полос движения в зависимости от категории дороги.
Дороги 1-а и 1-б категорий строятся с количеством полос движения от 4 до 8 в зависимости от перспективной интенсивности движения, ширина полосы - 3,75 м. Дороги 2-4 категорий строятся с двумя полосами движения шириной по 3,75 м (2 категория), 3,5 м (3 категория), 3,0 м (4 категория). Ширина проезжей части дорог 5 категории равна 4,5 м. Полосы движения, предназначенные для движения в противоположных направлениях, могут отделяться (на дорогах 1-а и 1-б категорий обязательно должны отделяться) разделительной полосой.
Дороги 1 и 2 категории строятся с обочинами шириной 3,75 м, 3 категории - 2,5 м, 4 - 2 м, 5 - 1,75 м.
При строительстве дорог 1-3 категорий крутизна откосов насыпей высотой до 3 м. должна быть, как правило, не круче 1:4, что обеспечивает безопасный съезд транспортных средств в аварийных ситуациях. Более высокие насыпи из песчаных и глинистых грунтов строятся с крутизной откосов от 1:1,5 до 1:2
На прямолинейных участках дорог и на кривых в плане радиуса 3000 м. и более для дорог 1 категории и радиусом 2000 м. и более для дорог других категорий проезжая часть должна иметь двускатный поперечный профиль с поперечными уклонами от 15 до 25 промилле для дорог с усовершенствованным покрытием, 25-30 промилле - с гравийным и щебеночным покрытием и 30-40 промилле - на покрытиях из грунтов и на мостовых из колотого и булыжного камня.
Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле принимают на 10-30 промилле больше поперечных уклонов проезжей части.
На кривых в плане радиусом меньше 3000 м. для дорог 1 категории и меньше 2000 м для дорог других категорий предусматривается устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражом) с уклоном от 20 до 60 промилле в зависимости от величины радиуса. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному называется отгоном виража.
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
Продольный профиль дороги - графическое изображение вертикального разреза дороги по ее продольной оси.
Продольный профиль является одним из основных проектных документов, на основании которого осуществляется строительство дороги.
Продольный профиль, как документ, состоит из двух частей:
1 - чертеж с изображением разреза дороги и грунтов,
2 - сетка горизонтальных граф, в которой указываются сведения о результатах полевых измерений и проектных решений.
На чертеже разреза дороги изображаются:
- линия поверхности земли по оси дороги (черный профиль),
- проектируемое положение бровки земляного полотна (проектная линия),
- искусственные сооружения, инженерные сети, слои грунтов с указанием их наименований и условных обозначений.
В проектах дорог, строящихся в равнинной и холмистой местностях, расстояния по горизонтали откладывают в масштабе 1:5000, а расстояния по вертикали при изображении линий поверхности земли и проектной линии откладываются в масштабе 1:500, при изображении разреза грунта - 1:50. В продольных профилях горных дорог применяют масштабы: горизонтальный 1:2000, вертикальный 1:200.
При проектировании и строительстве дорог применяется понятие "отметка" - значение абсолютной или относительной высоты расположения точки на поверхности земли или сооружения.
Абсолютная высота - расстояние по вертикали до какой-либо на земле от среднего уровня поверхности океана (в России - от нуля футштока в Кронштадте).
Относительная высота - разность абсолютных высот какой-либо точки на земле и точки, высота которой условно принята за нуль. В практике дорожного строительства замеряют относительные высоты. За нуль может быть принята высота точки в начале проектируемой трассы, но при условии, что она не будет расположена ниже самой низкой точки на профиле, чтобы не было отрицательных относительных высот. По значениям отметок поверхности земли, полученным в результате инструментальных измерений на местности, наносят на чертеж линию поверхности земли по оси дороги.
Положение проектной линии продольного профиля должно соответствовать ряду требований:
- продольные уклоны не должны быть больше, а радиусы вертикальных кривых не должны быть меньше нормируемых СНиП,
- высота насыпей и глубина выемок в неудовлетворительных геологических, гидрогеологических, почвенно-грунтовых и других условиях не должна выходить за рамки ограничений, установленных для этих условий,
- проектная линия должна проходить через фиксированные контрольные точки, например, пересечение в одном уровне с другой автомобильной или железной дорогой,
- проектная линия должна проходить не ниже ограничивающих точек и зон на мостах и путепроводах, над трубами,
- соблюдение требования незаносимости снегом при установлении высоты насыпи на равнинных участках,
- обеспечение минимальных объемов земляных работ и рациональное распределение грунта.
При проектировании продольного профиля дорог всех категорий следует принимать:
- продольные уклоны не более 30 промилле,
- радиусы выпуклых кривых в продольном профиле не менее 70000 м. (70 км.), вогнутых - не менее 8000 м. (8 км.).
Для дорог 3 категории предельно-допустимые: продольный уклон - 50 промилле, радиусы выпуклых кривых - 10000 м., вогнутых - 3000 м.
По расположению проектной линии относительно линии поверхности земли, то есть по разности отметок поверхности земли и бровки проектируемого земляного полотна в конкретном поперечном сечении определяют значения рабочих отметок в метрах, которые соответствуют высоте насыпи или глубине выемки. В местах пересечений линии поверхности земли и проектной линии рабочие отметки будут нулевыми. Значения рабочих отметок насыпи на чертеже записывают над проектной линией, выемки - под проектной линией. В связи с этим изображение разреза грунтов смещают вниз на 2 см.
Под чертежом разреза дороги и разреза грунтов помещается таблица (сетка) в виде ряда горизонтальных граф, в которые вносятся надписи и обозначения элементов продольного профиля, характерных точек, спроецированных с разреза дороги в соответствующие графы
Продольные уклоны обозначаются диагональной чертой, наклон которой соответствует направлению уклона дороги. Над чертой производится запись величины уклона в промилле, под чертой - длина участка дороги с обозначенным уклоном.
При обозначении кривых в профиле указывается радиус и длина кривой в метрах. При обозначении кривых в плане указывается угол поворота в градусах, радиус и тангенсы в метрах.