Складская функция государственного снабжения основные понятия

Складская функция государственного снабжения завершает снабженческий, или логистический, процесс, но одновременно дает начало процессу употребления закупленной продукции, в составе которого логистические операции могут продолжаться в виде ремонта и обслуживания используемой продукции, ее безопасной утилизации и т.д.

Собственно, складская функция обычно состоит из следующих последовательных процедур:

• разгрузка транспортного средства на территории государственной организации;

• приемка продукции от грузоперевозчика;

• размещение (складирование) продукции на хранение на складе организации.
данные операции практически всегда производятся силами и средствами самого покупателя, а связанные с ними затраты входят в состав совокупных расходов государственной организации.

Место складской функции в государственном снабжении. Впроцессе доставки закупленной по государственному контракту продукции на территорию самого государственного заказчика (или в иное устраивающее его место) складская функция, или функция хранения, выполняет завершающую роль, поскольку доставленный груз размещается там, где он должен находиться с точки зрения процесса его функционального употребления (использования).

Снабженческий процесс в его главной части заканчивается размещением купленной продукции у государственной организации, например, в помещениях, которые выполняют роль склада, или же доставленные товары сразу поступают на рабочие места работников организации.

Само по себе складирование доставленной в организацию продукции есть самостоятельная и достаточно ответственная операция, так как эта продукция может скоро понадобиться, а потому к ней должен быть обеспечен доступ, и она не должна быть завалена другими партиями продукции. Качественные характеристики купленного товара не должны страдать от совершаемых с ним погрузочно-разгрузочных работ, от способов его хранения и т.п.

С количественной стороны дела государственная организация должна располагать теми или иными помещениями (складскими

106

мощностями), которые позволяют ей хранить необходимые запасы продукции, а последние, в свою очередь, позволяют бесперебойно осуществлять собственную функциональную деятельность.

Поскольку государственная организация не коммерческий участник рынка и ее расходы осуществляются примерно равными долями на протяжении всего года, то ее потребности в складской деятельности и управлении своими материальными запасами часто достаточно минимальны по сравнению с коммерческими участниками рынка, для которых такого рода деятельность является существенным фактором уменьшения затрат и увеличения прибыли, и потому участники рынка обычно стремятся к минимизации расходов на складское хозяйство и сокращению самих запасов необходимой продукции.

В этом смысле можно сказать, что для государственной организации не является актуальной задача уменьшения входящих запасов и даже снижения расходов на их хранение.

Основные складские процедуры с доставленной(купленной) продукцией. Очевидно, что доставленная государственной орган изации продукция должна быть необходимым образом размещена (складирована), что включает следующие обязательные последовательные процедуры (операции):

• разгрузка транспортного средства с доставленной продукцией;

• приемка продукции на склад (сверка ее по товарным документам и по фактической доставке, распаковка и др.);

• размещение (складирование) продукции на хранение (на складе), включая внутрискладское ее перемещение и другие необходимые операции (рис. 35).

Разгрузка продукции. Доставленная государственному покупателю продукция обязательно сгружается с транспортного средства — обычно силами и средствами самой организации непосредственно

Рис. 35. Составные части складской функции государственного снабжения

107

складская функция государственного снабжения основные понятия - student2.ru

в том месте на территории организации, которое может быть использовано для разгрузочных операций без помех для самого процесса разгрузки и без помех для окружающих лиц.
В отличие от коммерческих организаций государственный покупатель не использует для разгрузки каких-то мощных машин и механизмов, хотя часто используются транспортеры, необходимые для перемещения разгружаемого товара прямо в место его хранения (обычно в предназначенном для этого подвале или ином помещении).
Небольшие грузы могут разгружаться в любом подходящем месте на территории покупателя, и обычно это производится просто силами подсобных работников (хозяйственный персонал) дан ной организации.

Приемка доставленной продукции. Данная операция очень ответственна, поскольку необходимо удостовериться, что прибывшая продукция является именно такой, которая должна быть доставлена. Проверяются ее количество, сохранность упаковки или внешнего вида, комплектность и т.п.
Происходит сверка документов на продукцию с фактической ее поставкой, с условиями договора на поставку и т.д. После этого результаты приемки оформляются соответствуюшим образом лицом, принимающим продукцию, и лицом, доставившим ее. Документы о приемке доставленной продукции передаются в бухгалтерию государственной организации и другие службы, которым она необходима для работы.

Размещение доставленной продукции. В зависимости от того, что собой представляет доставленная продукция, она помещается либо в специально предназначенное для ее хранения место или помещение (склад), либо сразу передается в те функциональные звенья, для которых она предназначена. Например, если закуплены канцелярские товары, то они часто сразу передаются во все подразделения государственной организации, для которых они предназначены. Если же закупленные товары складированы в специальных помещениях, то должны быть налажены их хранение, охрана и выдача по мере необходимости структурным подразделениям государственной организации.

Техническое обслуживание поставленной продукции. Товары, относящиеся к технически сложной продукции, обычно требуют гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта. Для такого рода продукции снабженческий процесс не заканчивается
108

ее складированием, а в определенной мере продолжается и в самом процессе ее употребления.
Техническое обслуживание некоторых видов товаров в процессе их употребления есть такой же материальный процесс, как и транспортировка или хранение веiцественного товара. Это сочетание разнообразных ремонтных, профилактических, iiастраивающих и других услуг. В целом следует сказать, что техническое обслуживание есть в настоящее время самостоятельная стадия общего снабжёнческого процесса наряду с его торговой, транспортной и складской составными функциями. Специфика этой стадии состоит в том, что она имеет место непосредственно в самом процессе потребления (употребления) потребительского блага.

Гарантийное обслуживание офисной и иной сложной техники обычно осуществляется бесплатно со стороны ее поставщика или производителя, а потому снабженческая сторона вопроса в этом случае сводится просто к контролю за выполнением поставщиком товара своих гарантийных обязательств и своевременным выставлением требований по гарантийному обслуживанию и ремонту. Никаких дополнительных государственных контрактов в этом случае не заключается, а все такого рода обслуживание осуществляется в рамках продолжающегося исполнения государственного контракта.

Иное дело — послегарантийное обслуживание и ремонт техники. для осуществления такого рода снабженческих целей государственная организация должна заключать самостоятельные государственные контракты на тех же конкурентных основах, на каких она заключает эти контракты на покупку такой техники. Для облегчения этой ситуации государственный заказчик может в каких-то случаях в государственном контракте на покупку сложной техники сразу выставлять требования по послегарантийному ремонту и обслуживанию этой техники, чтобы на весь период ее эксплуатации иметь такое обслуживание на заранее установленных ценовых условиях. Однако такое не всегда возможно, поскольку производитель (поставщик) продукции, как правило, не осуществляет ее послегарантийный ремонт, а потому государственной организации неизбежно приходится обращаться к услугам специализированных ремонтных организаций, а для этого осуществлять всю достаточно громоздкую процедуру государственных закупок на конкурентной основе.

Наши рекомендации