Рхитектурно-конструктивные типы судов
ЧЕЛПАНОВ И.В.
Л Е К Ц И Я № 4.1
Тема: Архитектура судна: Архитектура судов
Текст лекции по дисциплине «Объекты морской техники»
Санкт-Петербург
Введение
Вопросы эстетического порядка, связанные с внешним видом судов, оборудованием и отделкой их помещений, возникают и решаются на всех этапах разработки проекта. Особое внимание к этим вопросам характерно для послевоенной практики мирового судостроения.
Стремление к улучшению внешнего вида судов диктуется, прежде всего, борьбой между отдельными судостроительными и судовладельческими фирмами за привлечение заказчиков и фрахтователей. Кроме того, существует мнение, что команда на красивых и удобных судах проявляет большую заботу о содержании их в должном порядке, что сокращает расходы на ремонт.
Внимание к качеству отечественной продукции, к международному престижу российского флота и забота об удобствах быта моряков требует создания судов современной архитектуры, с хорошей отделкой и удобным оборудованием помещений.
При разработке архитектурной части проекта судна необходимо постоянно помнить, что эстетические соображения не должны противоречить технико-эксплуатационным требованиям и что наиболее полное впечатление от судна создаётся его боковым видом (профилем).
Суда 20–30-х гг. XX века отличались резко очерченными, угловатыми контурами, прямоугольными, коробчатого типа надстройками, высокими, тонкими трубами и вертикальными мачтами, непосредственно стоящими на верхней палубе. Силуэты судов создавали впечатление статичности и одновременно раздробленности. Большинству судов 50–60 гг. прошлого века, напротив, присущи сглаженные контуры, скруглённые, обтекаемой формы надстройки, невысокие конусообразные трубы (или кожухи, нередко только имитирующие дымовые трубы) и, наконец, наклонные мачты, покоящиеся на надстройках или лебёдочных рубках. Все это придавало силуэтам судов композиционное единство, известную лёгкость и стремительность.
Однако широкое применение обтекаемых, лекальных обводов усложняло постройку судов и препятствовало использованию типовых помещений, и, следовательно, удорожало суда. Вследствие этого с 70-х гг. XX века развивается новое направление в архитектуре транспортных судов, выражающееся в упрощении внешних форм и очертаний судовых надстроек и рубок. Доминирующим становится стремление к простоте и целесообразности. Надстройки приобретают упрощённые прямоугольные (рубленые) формы. Выпрямляются лобовые стенки надстроек, уменьшается общее количество криволинейных поверхностей. В результате сокращается трудоёмкость постройки. Одновременно создаются условия для лучшего использования объёмов в надстройках и рубках, открывается возможность применения типовых судовых помещений, прежде всего, кают. С наибольшей полнотой и последовательностью отмеченные традиции воплощены в проектах автомобильно-пассажирских судов и паромов 70—80 гг.
Развитию этих тенденций способствовало и перемещение машинного отделения с накрывающим его блоком надстроек и рубок в корму. На крупнотоннажных судах кормовая надстройка превращается в ограниченную по длине многоярусную рубку, обеспечивающую надлежащее возвышение ходового мостика судна. При минимальной площади палуб каждого яруса, что характерно для такой рубки, создаются благоприятные условия для применения типовых помещений и реализации блочно-модульных принципов проектирования и постройки.
Таким образом, во внешней архитектуре судов произошёл, в известной мере, возврат к конструктивизму 20-х гг. XX века, однако на совершенно новом техническом и эстетическом уровне, исключающем возможность повторения примитивных решений прошлого времени.
рхитектурно-конструктивные типы судов
Архитектурно-конструктивный тип судна определяется его внешней формой, а также числом палуб основного корпуса.
Внешняя форма судна зависит от формы основного корпуса; числа, расположения и формы надстроек и рубок; местоположения главных механизмов и формы дымовых труб; типа и расположения грузового устройства, рангоута (мачт) и т. д.
|
Форма основного корпуса характеризуется формой штевней, линии седловатости и килевой линии, обводами кормовой оконечности, определяемыми количеством гребных винтов, формой борта на миделе и т. д. На рис. 4.1 показаны наиболее распространённые формы носовой оконечности морских судов.
У обычных морских транспортных судов форштевень прямой, с наклоном вперёд; это придаёт форме корпуса стремительность, улучшает всхожесть судна на волну и уменьшает заливаемость палубы.
Транспортные суда ледового плавания, а также некоторые буксиры имеют так называемую полуледокольную форму носовой оконечности — с наклоном форштевня в подводной части на 40–50° и с почти вертикальной надводной частью форштевня. Наклон форштевня в подводной части улучшает условия плавания в битом льду, а почти вертикальный форштевень в надводной части позволяет следовать судну за ледоколом при проводке через ледяные поля, упираясь носом в специальный выем в корме ледокола. Для улучшения ледовых качеств ледоколов их форштевень в подводной части выполняют с большим наклоном (примерно 25—30°).
На быстроходных пассажирских и сухогрузных судах носовая оконечность имеет бульбообразную форму в подводной части и клиперские образования в надводной. Наличие бульба уменьшает волнообразование и способствует уменьшению сопротивления воды движению судна, а клиперский нос позволяет получить более стремительную форму и уменьшает заливаемость палубы (название «клиперский» перешло от парусных судов — клиперов, имевших аналогичную форму форштевня).
В последние годы бульбовую форму носа широко применяют на танкерах и сухогрузных судах с умеренными скоростями. На супертанкерах получила распространение, наряду с бульбовой, носовая оконечность цилиндрической формы, несколько похожая на утюг.
У небольших промысловых судов (траулеров, сейнеров и др.) форштевень имеет обычно округлую «ложкообразную» форму.
Форма кормовой оконечности морских судов (рис. 4.2) может быть самой различной, однако наиболее часто встречаются крейсерская, обыкновенная и транцевая корма, а также крейсерская, срезанная в надводной части по форме транца.
|
Для морских быстроходных транспортных судов (грузовых, пассажирских и пр.) наиболее характерна крейсерская корма. Обыкновенная корма с подзором типична для тихоходных и речных судов, транцевая — для специальных судов, быстроходных катеров и т. п. В последнее время транцевую форму кормы в надводной части и крейсерскую — в подводной широко применяют на морских транспортных и крупных промысловых судах.
Форма кормовой оконечности в значительной мере зависит от количества гребных винтов. У одновинтового судна в ДП в районе расположения винта делают достаточно большой вырез, или «окно», в ахтерштевне. У двухвинтового судна обводы в корме также должны обеспечивать размещение гребных винтов. Поэтому, когда говорят об архитектурном типе судна, обязательно указывают, сколько гребных винтов оно имеет. Форму подводной части кормы характеризует также форма и протяжённость дейдвуда — узкой оконечности корпуса, в которую переходит килевая балка.
Седловатость верхней палубы, представляющая собой плавный подъём палубы от миделя в нос и в корму, также влияет и на внешний вид судна. Различают суда со стандартной седловатостью, определяемой по Правилам о грузовой марке, суда с уменьшенной или увеличенной седловатостью и суда без седловатости. Часто седловатость выполняют не плавно, а прямыми участками со сломами — два-три участка на половине длины судна. Благодаря этому верхняя палуба не имеет двоякой кривизны, что упрощает её изготовление.
Килевая линия большинства судов представляет собой горизонтальную прямую. Однако некоторые типы судов, например портовые буксиры, промысловые суда и пр., имеют наклонную килевую линию, т. е. так называемый конструктивный дифферент на корму (или, реже, на нос). Этим достигается лучшая поворотливость судна.
Форма борта на миделе бывает плоской или, редко, скруглённой, вертикальной или наклонной (у судов ледового плавания).
По числу и расположению надстроек* различают следующие архитектурные типы судов (рис. 4.3): трёхостровные, имеющие три надстройки: бак, среднюю надстройку и ют. Если сумма расстояний между надcтройками составляет менее 25 % длины судна, то такое судно называют к о л о д е з н ы м; двухостровные, имеющие две надстройки:
* При этом рубки, т. е. расположенные на верхней палубе помещения, бортовые стенки которых не доходят до бортов более чем на 0,04 ширины судна, не учитывают.
чаще всего бак и ют. Эти суда также могут иметь удлинённый бак или удлинённый ют — в тех случаях, когда средняя надстройка сливается с баком или ютом; одноостровные, имеющие одну надстройку: бак или ют; со сплошной надстройкой по всей длине судна; гладкопалубные без надстроек, у которых имеются только рубки.
Кроме перечисленных основных архитектурных типов судов встречаются квартердечные суда, т. е. суда, имеющие квартердек — местный подъём верхней палубы на 0,8—1,2 м в кормовой части. Такие суда помимо квартердека могут иметь любые надстройки.
Характерным признаком, отличаю-щим конструктивный тип судна и при-сущим всем морским судам, является соответствие предельно допустимой по Правилам о грузовой марке осадки той осадке, которая назначена судну при его проектировании и принята в расчётах прочности корпуса. Если проектная осадка соответствует осадке по Прави-лам, то такое судно называют судном с минимальным надводным бортом, или полнонаборным, если же она меньше, то — судном с избыточным надводным бортом.
Архитектурно-конструктивный тип с минимальным надводным бортом харак-терен для судов, перевозящих относи-тельно тяжёлые грузы: лес, зерно, руду, уголь, нефть, нефтепродукты и т. п. Суда, предназначенные для перевозки относительно лёгких грузов, имеют из-быточный надводный борт. Суда с ми-нимальным или избыточным надводным бортом могут иметь любые надстройки.
К признакам, отличающим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Чем больше это раскрытие, тем удобнее и быстрее проводятся погрузочно-разгрузочные операции, тем меньше простаивает судно в порту. В последние годы получили распространение так называемые суда открытого типа, т. е. такие, у которых степень раскрытия палубы составляет более 60—65 % её площади над грузовой частью. Это достигается за счёт создания либо центральных грузовых люков больших размеров (шириной 0,7—0,8 от ширины судна), либо сдвоенных (парных) и даже строенных люков меньшего размера, расположенных соответственно по два-три по ширине судна. Одними из первых в мире судов открытого тина были советские сухогрузные суда типа «Полтава» и «Бежица» с парными люками.