Учёт и отчётность о дорожно-транспортных происшествиях

4.2.1. Служебная проверка происшествий с пожарной и другой автотранспортной техникой проводится в системе МЧС России в соответствии с действующими рекомендациями и иными нормативными актами.

4.2.2. Учёт ДТП ведётся:

в территориальном органе (отделе вооружения и техники) - в журнале учёта дорожно-транспортных происшествий и принятых мер по их предупреждению. Форма журнала приведена в приложении 46;

в подразделениях - в формуляре пожарного автомобиля.

4.2.3. О всех случаях ДТП и отказах пожарной и другой техники начальники подразделений обязаны направлять донесение в территориальный орган. Форма донесения приведена в приложении 47.

4.2.4. Отдел (отделение) вооружения и техники УМТО должен составлять отчёты о происшествиях с пожарной и другой автотранспортной техникой и направлять их в РЦ МЧС России:

ежеквартально - до 10 числа следующего за отчётным месяцем;

за год - до 10 января следующего за отчётным годом.

4.2.5. Региональный центр МЧС России составляет отчёты о происшествиях с пожарной и другой автотранспортной техникой и направляет их в центральный аппарат МЧС России:

ежеквартально - до 15 числа следующего за отчётным месяцем;

за год - до 15 января следующего за отчётным годом.

5. ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

5.1. К управлению пожарным автомобилем допускаются лица с непрерывным стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств не менее трёх последних лет и получившие свидетельство на право работы на пожарном автомобиле.

5.2. Водители, впервые принятые на службу (работу) в подразделения ФПС по контракту (договору) или посредством назначения на должность водителя пожарного автомобиля, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей должны пройти специальное первоначальное обучение и зачисляются в расчёты подразделений после присвоения им квалификации водителя ПА.

При этом особое внимание следует уделить:

изучению правил охраны труда, техники безопасности при работе на пожарной и другой автотранспортной технике, порядка оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП;

обучению особенностям управления ПА, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, при следовании на выполнение оперативных заданий, навыкам вождения ПА и работы со специальными агрегатами и механизмами;

изучению правил дорожного движения и ответственности за нарушения этих правил;

изучению устройства ПА, методов и средств технического обслуживания и ремонта;

методам определения неисправностей и способам их устранения.

Примерный учебно-тематический план (программа) по специальной первоначальной подготовке водителей ПА приведён в приложении 48.

5.3. Приём экзаменов по оценке уровня знаний и присвоению квалификации водителя ПА, дающей право работы на пожарном автомобиле, а также рассмотрение материалов по присвоению квалификации водителя второго или первого класса производятся квалификационными комиссиями.

5.4. Квалификационная комиссия организуется при территориальном органе МЧС России. В зависимости от местных условий (удалённость местного гарнизона пожарной охраны и (или) неудовлетворительное транспортное обеспечение) разрешается, в порядке исключения, создавать квалификационные комиссии при отрядах ФПС.

5.5. Решение о создании квалификационной комиссии при отряде ФПС принимается руководителем органа управления.

5.6. Квалификационная комиссия назначается приказом руководителя органа управления ФПС.

В состав комиссии входят: заместитель начальника территориального органа МЧС - председатель комиссии, начальник (заместитель начальника) отдела (отделения) вооружения и техники УМТО - заместитель председателя комиссии, специалисты органов управления ФПС, занимающиеся эксплуатацией пожарной техники, подготовкой личного состава, в том числе лицо, имеющее: высшее или среднее специальное образование, водительское удостоверение с отметками о разрешении управлять транспортными средствами, отнесёнными к категории "В", "С", и "Д", стаж управления транспортным средством не менее трёх лет - члены комиссии.

5.7. Квалификационные комиссии принимают экзамены в объёме соответствующих программ подготовки, руководствуясь профессиональными требованиями, предъявляемыми к водителю пожарного автомобиля (приложение 49).

5.8. Результаты экзаменов и решение квалификационной комиссии оформляются протоколом.

5.9. На основании протокола квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ФПС лицам, успешно сдавшим экзамены, присваивается квалификация водителя пожарного автомобиля и им выдаётся свидетельство.

5.10. К самостоятельной работе на ПА водитель после получения свидетельства допускается на основании приказа руководителя подразделения с закреплением за ним конкретного автомобиля (автомобилей) и после изучения района выезда, его водоснабжения, прохождения стажировки в течение пяти дежурств.

5.11. Срок действия свидетельства - три года. По истечении этого срока квалификационные комиссии принимают от водителей экзамены на право дальнейшей работы на пожарном автомобиле.

5.12. Водитель, прервавший работу на основном или специальном пожарном автомобиле на срок более одного года, проходит повторное обучение и направляется на квалификационную комиссию для сдачи экзамена на право работы на пожарном автомобиле указанного типа.

5.13. Свидетельство является обязательным документом и должно быть у водителя при нахождении его на службе (работе) совместно с водительским удостоверением и по требованию должностных лиц органов управления и подразделений передаваться им для проверки или внесения отметки о происшествиях с пожарным автомобилем.

5.14. Должностные лица органов управления и подразделений в случае ДТП или отказа в работе ПА при выполнении оперативной задачи, возникших по вине водителя ПА, обязаны сделать отметку о происшествии в соответствующем поле свидетельства с указанием его даты.

5.15. Водитель, имеющий свидетельство о происшествии, обязан в течении двух месяцев прибыть в установленном порядке на аттестационную комиссию для сдачи внеочередного экзамена на право дальнейшей работы на ПА.

5.16. При увольнении водителя ПА из системы МЧС России свидетельство подлежит сдаче в квалификационную комиссию.

5.17. При утере свидетельства новое - с отметкой "Дубликат" выдаётся квалификационной комиссией на основании письменного рапорта (заявления) водителя ПА.

5.18. В целях повышения профессионального мастерства и углубления имеющихся знаний с водителями пожарных автомобилей один раз в три года организуются учебные сборы продолжительностью до пяти дней, и не реже одного раза в два года проводятся соревнования по скоростному маневрированию пожарных автомобилей и подаче воды насосом.

На учебные сборы, к подготовке и участию в соревнованиях должны привлекаться все водители ПА.

5.19. Тематический план повышения квалификации водителей ПА на учебных сборах и правила проведения соревнований с учётом конкретных условий разрабатываются в установленном порядке на основании примерного тематического плана повышения квалификации водителей ПА и рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства водителей по вождению ПА и подаче воды насосом.

Рекомендации по организации и проведению соревнований по скоростному маневрированию приведены в приложении 50.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Наши рекомендации