Описанная схема транспортировки и хранения груза признана руководством фирмы нерациональной.
Рационализация товародвижения спиртных напитков
Фирма А закупает спиртные напитки в Молдове и доставляет их в Москву. Первоначальная схема товародвижения напитков приведена на рис. 1.
Более десяти заводов Молдовы автотранспортом доставляют напитки в ящиках, по 12 бутылок в каждом, на железнодорожную станцию Кишинева. Промежуточное хранение товара до набора вагонной партии осуществляется в пристанционном складе. Затем происходит загрузка вагонов, прием товара проводниками, оформление таможенных документов, передача вагонов железной дороге. В дальнейшем вагоны направляются в Россию и поступают на таможенный склад в Москве. Здесь происходит выгрузка, таможенный досмотр и выдача товара собственнику, т. е. ручная погрузка товара в автомобили и доставка на склад собственника.
Описанная схема транспортировки и хранения груза признана руководством фирмы нерациональной.
Организацией отгрузки продукции из Молдовы занимается кишиневский представитель фирмы, но складских мощностей фирмы здесь нет. Нет четкого контроля ассортимента в сформированных вагонных партиях. Отсутствие накопительного склада фирмы в Кишиневе, следовательно, нет проверки количества бутылок в отдельных ящиках. Недовложения (0,5% от размера партии) обнаруживаются лишь в Москве, когда предъявить претензию сложно.
Технологические процессы отгрузки у разных поставщиков различны: часть поставляют ящики с вином в пакетированном виде на поддонах, однако основная масса продукции поступает на склады железной дороги в отдельных ящиках и загружается в вагоны вручную. В результате по всей дальнейшей цепи возникают потери. Их можно избежать, создав в Кишиневе собственный склад и организовав там пакетирование грузов.
По территории России, вплоть до Москвы, груз перевозится по железной дороге под таможенными пломбами по высоким тарифам. Затраты на перевозку можно существенно уменьшить, если окончательный таможенный контроль осуществлять сразу, как только груз попадает на территорию России, например, на таможенном складе в Брянске. Перенос таможенных операций в Брянск позволит фирме А ликвидировать автотранспортные перевозки по Москве по маршруту: таможенный склад – склад фирмы, так как последний имеет подъездной железнодорожный путь, что позволяет подавать вагоны из Брянска непосредственно к складу фирмы. Задача разработать проект логистической системы, позволяющего ликвидировать перечисленные выше недостатки.
Методические указания
1. Проанализировать действующую схему товародвижения и кратко, по пунктам, сформулировать основные причины ее неэффективности. Возможный вариант рационализированной схемы товародвижения (рис. 2), включающий склад фирмы А в Кишиневе, а также перенос таможенных процедур из Москвы в Брянск.
2. По табл. 2, определить экономический эффект от изменения схемы товародвижения.
3. Рассчитать срок окупаемости капиталовложений, необходимых для реализации предлагаемой схемы товародвижения.
Порядок проведения расчетов экономической эффективности и срока окупаемости проекта
1. Определить годовую экономию от организации приемки продукции от заводов на складе фирмы, организованном в столице страны поставщика.
1.32000*(16,8+5+10)+ 204800 = 1222400
2. 32000*(5,3+3,2+4) = 400000
3. 1222400-400000=822400 – годовая экономия
4. 32000*(16,8-5,3-3,2)=265600
5. 32000*(10-4)=192000
6. 32000*5=160000
Таблица 1.