Жили у бабуси два веселых гуся
Развивающие игры для детей от 3 до 6 месяцев
Иногда родители слишком увлекаются новомодными методиками развития, и совсем забывают об огромном наследии, которое оставили нам наши предки. Зачем придумывать велосипед? Если его уже создали.
Смотри – ка, что я вижу
Малыши очень любят рассматривать новые лица, игрушки, предметы и т.д. Надо взять несколько ярких игрушек. Водите ими из стороны в сторону, привлекая внимание малыша. Кроме того, детишки в этом возрасте обожают рассматривать свои ручки, открывают для себя, что могут ими управлять. Помогите малышу. Возьмите ручки малыша в свои и похлопайте ими перед его личиком. Поем присказку:
Ладушки, ладушки,
Хлопаем в ладошки.
Мамочку … ( называйте свое имя) погладь по щечке.
Хлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп
Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом. Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них. Пойте присказку:
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша.
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша ( Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)
Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела малыша. Можете детской ручкой дотрагиваться до своего лица, называя то, до чего дотрагивайтесь. Тактильные ощущения позволяют детям знакомиться с окружающим миром.
Давай посмотрим
Дети безумно счастливы, если в поле их зрение попадают движущиеся предметы. Малыши как завороженные наблюдают как крутится барабан стиральной машинки. Можно выйти на улицу, сесть на скамеечку и наблюдать за всем, что происходит вокруг. Ребенку это занятие понравится. Он будет упоенно и радостно наблюдать за птичками, собачками, кошечками, машинами, прохожими и т.д. Говорите малышу названия предметов, на которые он смотрит. Можно поставить кроватку возле окна, чтобы малыш видел птиц, деревья и т.д. Малыш, сидя у вас на руках и наблюдая за миром вокруг, получает позитивные эмоции. Так он чувствует себя уверенно, спокойно, в безопасности.
Курносый носик
Возьмите ребенка на руки и говорите: «Носик, носик, курносый носик». На слове «курносый» потритесь о носик малыша своим носом. Продолжайте эту игру, и каждый раз, проговаривая «курносы», тритесь носами. Такие нежные прикосновения позволят малышу почувствовать себя в безопасности, а это развивает уверенность в себе.
Где мой малыш?
Такая игра укрепит спинку и шею малыша. Лягте на спину, положите ребенка себе на живот. Обхватив ребенка крепко под мышки, поднимите осторожно его вверх так, чтобы ваше лицо было напротив его лица. Говорите присказку:
Где мой малыш?
Вот где он. (Поднимите его вверх).
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Вот где он (Снова поднимите его вверх)
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка)
Так развивается сила, чувство равновесия.
Высоко, высоко вверх
В игре можно укрепить мускулатуру ребенка, развить координацию движений. Положите ребенка на спину. Поднимите одну ножку, повторяя при этом: «Высоко, высоко, высоко вверх. Раз, два вниз.» Опустите ножку. Повторите упражнение со второй ножкой. Не надо заставлять делать ребенка движения, если он не хочет!
Упражнения для ножек
Необходимо положить малыша на спину на твердую поверхность. Придерживая его за лодыжки, сгибайте и выпрямляйте ножки, припевая песенку:
Раз, два, три,
Коленочки согни.
Раз, два, три,
Коленочки согни.
Такое упражнение укрепит мышцы и подготовит ребенка к ходьбе. Не надо заставлять ребенка делать упражнения, если он сопротивляется.
Вверх по эскалатору
Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:
Вверх везет нас эскалатор,
Вверх, вверх, вверх.
Вниз везет нас эскалатор.
Вниз, вниз, вниз.
Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.
Поговорим вдвоем
В этом возрасте дети лепечут. Имитируйте звуки ребенка. Составляйте из лепетных слов малыша предложения. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чще. Повторение лепета ребенка – это поощрение его речевой деятельности.
Аудиозаписи
Запишите на пленку лепетание вашего малыша. Включите воспроизведение и понаблюдайте за его реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Начинает ли он отвечать магнитофону? Если ребенку нравятся подобные записи, попробуйте поставить ему другие звуки. Например, звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.
Связь через беседу
Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде «Какой сегодня чудный день». Когда малыш отреагирует каким – нибудь лепетом, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза, отвечайте ему улыбкой и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают. Говорите дальше и сделайте паузу. Так ребенок поймет, что пришла его очередь лепетать и вам это нравится. Таким образом развивается речь ребенка.
Читай по губам
В три месяца ребенок произносит огромное количество звуков. Отвечая на его лепет, вы поощряете его произносить новые звуки. Повторяя за ним то, что он произносит, приложите его пальчик к своим губам. Пусть он почувствует их движение и воздух, выходящий изо рта во время разговора. Приложите ваши пальцы к его губам и подбадривайте малыша издавать побольше звуков.
Ба-ба-ба
Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.
Давай брыкаться
Детишки любят брыкаться. Кроме того, это занятие способствует развитие двигательных навыков. Можно привязать к лодыжкам ребенка цветные ленточки, чтобы малышу было интересно. Можно купить специальные детские башмачки с яркими игрушками и погремушками.
Олимпийский переворот
Игры, позволяющие малышам перекатываться с живота на спину, способствует развитию грудной клетки и мышц рук. Поэтому надо поощрять ребенка переворачиваться. Положите ребенка на живот на мягкий ковер. Поднесите к его лицу любимую игрушку, например, медвежонка. Привлеките внимание ребенка к игрушке стишком или песенкой. Когда вы добьетесь внимания ребенка, уведите игрушку в сторону так, чтобы малыш проследил за ней глазами и повернулся к ней всем телом. Так проделывайте несколько раз, чтобы малыш поворачивался за игрушкой. Постоянное упражнение мышц спины и живота укрепляет их и делает эластичными.
Потанцуем
Крепко возьмите ребенка од мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.
Жили у бабуси два веселых гуся
Детям нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два». Скоро ребенок будет ждать этого громкого слова. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте эту же песенку, когда он держит ложки в руках.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.
Музыка и пение помогает соединять нервные связи в мозгу.
Идет коза рогатая
Существует огромное количество развивающих игр (раньше их называли потешками), которые прошли проверку временем, причем не десятками, а сотнями лет. Одной из таких игр является игра «Коза рогатая». В нее играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы, в нее будут играть наши дети, наши внуки. Она подходит деткам от четырех – пяти месяцев жизни. Эта игра благотворно влияет на развитие речи; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; тренирует ловкость, способность управлять своими движениями, терпеливость; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), реакцию предвосхищения, фантазию; закладывает основы творческой личности; способствует развитию способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; а кроме этого отлично развлекает и поднимает малышу настроение.
1. Положите ребенка на спинку в кроватку или посадите себе на колени.
2. Сложите пальцы на своей руке в виде «рогов» (мизинец и указательный пальцы выпрямить, безымянный и средний согните, придерживая их большим пальцем).
3. Начните водить возле малыша рукой – «рогами», медленно приговаривая
«Идет коза рогатая,
За малыми ребятами (девчатами).
Забодаю, забодаю!!! (последние слова говорите быстро, «бодая» в животик малыша)»
или
«Идет коза рогатая,
За малыми ребятами (девчатами).
Кто соску сосет,
Молоко не пьет,
Того я на рога,
На рога посажу!»
Раз, два – раз, два
Крепко прижмите ребенка к себе и двигайтесь с ним по комнате, напевая любимые песенки и стихи. Ребенок почувствует вашу радость и хорошее настроение, и сам будет доволен. Попробуйте перейти на военный шаг. Вышагивая по комнате, отсчитывая «раз, два – раз, два». Можно раскачиваться, поворачиваться кругом, ходить на цыпочках или делать широкие размашистые шаги.
Давай качаться
Покачивания на коленях доставляет детям немало удовольствия. Кроме того, так малыши учатся удерживать равновесие. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у вас на коленях на животе или спине. Всегда крепко придерживайте ребенка!!! Можно припевать такой стишок:
Мы ездили на рынок,
Купили пару свинок,
Сапожки, платья, шубки –
Вот и все покупки.
Ту – туу!
Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем – вниз:
Едет поезд – чух-чух-чух,
Колесами стуча.
Едет поезд – ту-тууу,
А теперь назад.
Повторите тоже со второй ручкой. Выразительно произносите «чух-чух» и «ту-тууу». Выразительная речь помогает детям эмоционально реагировать. Это активизирует мозг и способствует развитию памяти.
Изгибания и извивания
В своей кроватке маленькие детки постоянно ворочаются и извиваются. Эти движения подготавливают их к ползанью. Положите малыша животом на пол и понаблюдайте за ним. Положите перед ребенком любимую игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Перекатывайте игрушку туда – сюда. Малыш будет стремиться дотянуться до игрушку и будет двигаться. Дайте ему возможность дотянуться до игрушки и похвалите его. Такое упражнение развивает у ребенка уверенность в себе.
Подтолкните малыша
Положите ребенка на живот. Встаньте позади него и положите ладони ему на стопы. Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней. Это подготовительное упражнение перед ползанье. Можете аккуратно подтолкнуть малыша.
Меняем руки
В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные связи, помогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки и поцелуйте ее.
Куда подевалась игрушка
Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку. Затем спрячьте ее. Поощряйте малыша на поиск при помощи вопросов вроде: «она наверху?» Посмотрите вверх. «Она внизу?» – посмотрите вниз. Потом спросите: «может она у меня в руках? И правда, в руках!». Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения. Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.
Лифт
Ребенок от трех месяцев, начинает чувствовать себя увереннее, лучше контролирует свое тело (держит голову), поэтому они еще больше изучают окружающий мир. Но то, что они видят лежа в кроватке или колясочке, уже их не устраивает. Именно с этого возраста они любят «перебирается» на руки к маме или папе ( ведь отсюда лучше и больше всего видно). Самое время начинать с малышом играть в развивающую игру «Лифт».
Эта игра развивает органы чувств; способствует когнитивному развитию (память, внимание, творческое мышление, экспрессия); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; учит ребенка сознавать положение своего тела в пространстве; стимулирует сенсорный аппарат; развивает умение оценивать расстояние и свое положение в пространстве, а также среди окружающих людей и предметов.
1. Крепко, но аккуратно возьмите малыша под мышками.
2. Поднимите его так, что бы его глаза были на уровне ваших глаз. Расскажите, во что будете сейчас с ним играть.
3. Медленно поднимайте ребенка вверх, приговаривая:
«Едем-едем вверх!
4. Также медленно опускайте вниз до пола:
«Едем-едем вниз!»
5. Поднимитесь и опуститесь «лифтом» несколько раз.
6. Можно останавливаться, так чтобы глаза ребенка видели ваши, и говорить «Встали в середине!»
7. Как только ребенок устанет, прекращайте игру. Скажите:
«Стоп, приехали!».
Игра с зеркальцем
Детям в любом возрасте интересно смотреться в зеркало. Для них это, наверное, самый загадочный предмет, в котором, если к нему подходишь, появляется такой же человечек, как и он. Почему бы не превратить это занятие в интересную развивающую игру «Свет мой, зеркальце».
Эта игра подходит детям от трех месяцев и до шести (хотя эту игру можно использовать и с детками более старшего возраста, если она им будет интересна, а она им будет интересна еще долго, уж поверьте!).
Эта игра помогает малышу узнать свое тело; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; вырабатывает навыки контроля движений разных частей тела; учится узнавать свое отражение; обучает определять левую и правую сторону; развивает познавательные способности.
1. Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу.
2. Обратите внимание малыша на отражение в зеркале.
3. Когда ребенок заметит свое отражение, возьмите ручку ребенка и помашите в виде приветствия. Скажите: «Смотри, малыш с нами здоровается!»
4. Выполняйте различные движения перед зеркалом (машите ручками, кивайте головой, кривляйтесь, показывайте различные мордочки, гримасничайте), принимайте различные позы (поворачивайтесь боком, стойте прямо, подержите ребенка на одной руке, потом на другой).
5. Как только вы заметите признаки усталости малыша, прекращайте игру.
Велосипедик
Одной из самых полезных развивающих игр для первых трех месяцев жизни, является игра «Велосипедик». Она помогает малышу учиться ощущать свое тело, укрепляет ножки, развивает моторику, чувство ритма, познавательные способности (внимание, память, экспрессию, творческое мышление), обучает синхронизации движений, помогает отрабатывать новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки.
В эту игру лучше играть после смены подгузника.
1. Положите ребеночка на спинку. Аккуратно возьмитесь за пяточки и по очереди осторожно сгибайте и разгибайте ножки, имитируя движения велосипеда. Старайтесь, чтобы ваши движения были ритмичными.
2. Чтобы внести разнообразие: меняйте скорость «езды», чередуя быстрый темп с медленным; сгоните и разогните обе ножки вместе; пойте, рассказывайте потешки.
3. Игру необходимо закончить по требованию малыша. В конце игры поцелуйте его. Приласкайте.
Кач-кач
Подходящей игрой для детей от трех и до шести месяцев является игра «Качалка».
Она не только развивает ребенка, но и успокаивает и расслабляет, готовит его ко сну. Во время этой игры малыш учится принимать и удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат; развивает органы чувств, а также чувство равновесия; приобретает моторные навыки, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, а также ощущает чувство уверенности при совершении различных движений.
1. Сядьте на пол. Вытяните ноги и соедините их, слегка согнув их в коленях.
2. Положите малыша спинкой себе на ноги, так чтобы ножки ребенка упирались вам в нижнюю часть живота, а голова лежала на ваших коленях.
3. Возьмите за ручки ребенка. Медленно лягте на спину, не разгибая ног, так чтобы малыш оказался в стоячем положении.
4. Медленно сядьте.
5. Повторяйте «качающие» движения несколько раз, приговаривая:
«Кач-кач, Кач-кач,
Тише, маленький, Не плачь.
Кач-кач, Кач-кач, Купим Эммочке
Калач.
Самолетик
Когда ребенку исполнится три месяца, он уже будет хорошо держать свою головку. Самое время приступать к новым развивающим играм, хотя старые, которые нравятся малышу забрасывать не стоит. Одной из самых подходящих игр для детей от трех месяцев и до шести является игра «Самолетик».
В нее лучше всего играть тогда, когда малыш хорошо выспался и у него хорошее настроение. Эта игра еще лучше познакомит его с окружающим миром (ведь с высоты все лучше видно), а также укрепит чувство равновесия и вестибулярный аппарат; улучшит зрение; поможет лучше ощущать свое тело; будет способствоватьразвитию способности находить и узнавать предметы из окружения ребенка, развитию органов чувств, психомоторному развитию и когнитивному развитию (памяти, вниманию, творческому мышлению).
1. Возьмите ребенка на руки. Аккуратно возьмите малыша за бока под ручками лицом к себе;
2. Сосчитайте до трех и медленно поднимите вверх на вытянутые руки;
3. И начинайте не спеша поворачивать вокруг собственной оси, потом обойдите с ним по комнате. Пусть ребенок рассмотрит все вокруг.
4. Во время игры издавайте звуки, похожие на гул самолета, называйте предметы, на которые смотрит малыш, здоровайтесь со всеми, кто встречается на вашем пути.
5. Сразу же «идите на посадку», как только увидите, что ребенок начал уставать
Колокольчик динь-динь-динь
Вам понадобится колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш научится сам направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывать их, усложните игровую задачу,
Для этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звенящую прищепку к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его внимание, научите малыша направлять руку к колокольчику.
Игра «Кто зовет малышку?»
Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел.
Пусть вначале мама позовет малыша по имени, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка».
Предоставьте ребенку возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его.
Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш начнет различать вас по голосу.
Игра «Погремушка»
Приготовьте для игры погремушки с разнообразными ручками: в виде кольца, рукоятки, петли или гантели. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой).
Если он не пытается ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком погремушки —- ребенок обязательно попытается ее взять.
Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.
Встань, малыш, еще разок!
Малыш находится на полу.
Предварительно проверьте, достаточно ли безопасно для малыша это пространство, нет ли твердых и острых углов, посторонних предметов.
Поставьте малыша на ножки, наклонитесь к нему, потянув вперед за обе ручки, позовите его к себе: «Иди ко мне, иди, топ-топ!» Желательно, чтобы рядом был диван или спинка кровати, которая может стать опорой для ребенка.
Маните малыша к себе, приговаривая:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом, Топ-топ.
Покажите малышу, как нужно, придерживаясь за диван, спинку кровати, а потом стул, переходить от предмета к предмету. Отметьте радостными эмоциональными возгласами успехи малыша, его любые активные действия, поддержите и помогите ему научиться двигаться по комнате среди предметов.
Игра с машинкой
Положите малыша на животик чтобы ваша нога служила ему порой для груди, а если ваш манн умеет самостоятельно сидеть, кладите его лицом к себе.
Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка. Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом — от него.
Толкайте мажу туда и сюда, приговаривая:
Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок гудит. Би-би-би, берегись, берегись, Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!
Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машинка — би-би». Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем — подражая вам.
А где у нас …?
Когда ребенку исполнится 5-6 месяцев, то можно с ним начинать в еще одну развивающую игру «А где у нас …?». Эта игра рассчитана на взаимодействие родителей и ребенка. Она знакомит с собственным телом, с их названиями; развивает сенсорный аппарат, органы чувств, познавательные способности (память, творческое мышление, внимание); отрабатывает основные моторные навыки; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; способствует развитию способности к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями.
1. Задайте вопрос, где находится та или иная часть тела: «А где у Эмилии носик?»
2. Коснитесь данной части тела, в данном случае носика, и радостно скажите: «А вот он!»
3. Потом спросите: «А где мамин (папин, бабушкин, дедушкин) носик?
4. Возьмите ручку малыша и ею коснитесь своего носа. И снова радостно: «А вот он!»
5. Продолжайте игру, называя различные части тела (ротик, глазки, ушки, щечки, лобик, шейка, ручки, ножки и т.д.).
Буль-буль
Чтобы не тратить время для развития своего малыша, можно купание превратить в веселую, развивающую игру. Игра «Буль-буль» отрабатывает новые движения; улучшает моторику; развивает память, внимание, творческое мышление; знакомит с причинно-следственными отношениями (если ударить по воде – появятся брызги); прививаетлюбовь к водным процедурам; дает выход энергии ребенка; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.
1. Наберите в ванночку воды. Аккуратно, но крепко, возьмите малыша и посадите его в ванночку.
2. Возьмите его ручки и покажите, как можно шлепать по воде, чтобы получались брызги. Эти действия малышу очень понравятся, и он с радостью начнет шлепать своими ручками по воде.
3. Во время этих действий можно приговаривать:
«Буль-буль-буль,
Кораблики,
Кораблики плывут.
Буль-буль-буль,
Издалека,
Издалека плывут.
Буль-буль-буль,
На бережке,
На бережке ждут!
4. Во время игры весело восклицайте. Смейтесь, тогда и ребенок будет смеяться, и радоваться вместе. Конечно, вокруг ванночки образуется лужа воды, да и вы хорошенько промокнете, но радость и удовольствие вашего малыша стоит таких небольших «неприятностей».
Жонглер
Развивающая игра «Жонглер» отлично подходит для детей от пяти месяцев жизни. Эта игра вырабатывает моторные навыки (отрабатывает новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки), упражняетноги; развивает познавательные способности и зрительно-моторную координацию и общую подвижность; обучает обращаться с твердыми и плотными предметами; знакомит с пространственными отношениями (близко – далеко).
Для этой игры необходим маленький пластиковый мячик.
1. Положите малыша на спинку в кроватку.
2. Покажите ему мячик. Дайте ему хорошо рассмотреть его.
3. Поднимите ножки малыша вверх и положите ему на ступни мячик.
4. Старайтесь сделать так, чтобы мячик не упал, хотя малыш будет подталкивать его, двигая ножками.
5. Если мячик упадет. Радостно сообщите ему об этом. И снова продолжайте игру.
6. Можно поместить мячик недалеко от ножек ребенка – он с огромным удовольствием будет стукать ножками по мячику.
7. Попробуйте научить малыша подбрасывать мячик и даже крутить его ножками.
По кочкам, по кочкам
Как только ваш малыш научится сидеть, с ним можно играть в подвижную игру «По кочкам, по кочкам». Эта игра, всегда сопровождается громким смехом, является не только развлечением, но и тренировкой, которая учит ребенка удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат и двигательный контроль; вырабатывает чувство ритма и моторные навыки и совершенствует уже имеющие; развивает органы чувств, внимание, творческое мышление, память, а также музыкальные способности, но кроме этого способствует развитию реакции предвосхищения.
1. Посадите себе малыша на колени лицом к себе, так чтобы его ножки свешивались по разные стороны ваших ног.
2. Крепко, но аккуратно возьмите ребенка за руки или под мышки.
3. Начинайте совершать ногами движения вверх-вниз, отталкиваясь пятками от пола, так, чтобы ребенок подпрыгивал, словно он едет на лошадке. Движения должны быть ритмичными. Во время игры свои движения комментируйте – рассказывайте стишки. Их существует несколько вариантов. Выбирайте тот, что больше понравится, или, для разнообразия, используйте разные по очереди.
«Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)
Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)
Мужики, мужики!» (более резкие, быстрые подскоки)
«Едем-едем
На лошадке,
Едем-едем тихо, гладко (медленные, аккуратные подскоки)
По ровненькой дорожке, (медленные, аккуратные подскоки)
По ровненькой дорожке, (медленные, аккуратные подскоки)
По камушкам, (более резкие, быстрые подскоки)
По камушкам, (более резкие, быстрые подскоки)
По кочкам, (более резкие, быстрые подскоки)
По кочкам!» (более резкие, быстрые подскоки)
«По кочкам,
По кочкам,
По маленьким цветочкам,
Прямо в ямку –
БУХ! (раздвигаете свои ноги и ребеночек, как бы, падает в «ямку». Естественно, вы его держите и не даете упасть. Сначала малышу будет немного страшно, но он быстро поймет, что вы его не уроните. И, вскорости, он уже со смехом будет ждать заветное «БУХ!»).
Ловкие ручки
Если ваш малыш хорошо сидит, то уже можно с ним перед кормлением поиграть в игру «Ловкие ручки». Эта игра хорошо тренирует способность ребенка удерживать в руках различные предметы; обучает манипулировать различными предметами; развивает координацию движений; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями; знакомит его с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; дает ребенку возможность чувствовать себя личностью.
1. Посадите ребенка на стульчик для кормления.
2. Покажите ему ложку, которой вы будете его кормить. Он сразу же схватит ее своими ручонками.
3. Покажите, как вы будете его кормить. Пусть он повторяет за вами. Если у него не получается, ненавязчиво помогите ему.
4. Когда ребенок наиграется, приступайте к кормлению. Не мешайте ему пытаться самому кушать. В этом возрасте он себя, конечно же, еще не накормит, он больше разбросаетпищу по стульчику, полу, но для него важен будет полученный опыт и сознание того, что он «сам» кушал.
5. Давайте ложку малышу то в одну руку, то в другую. Учите ребенка брать и отдавать. Давайте различные предметы ему в руки, а потом попросите, чтобы он отдал вам этот предмет назад. Постепенно, учите ребенка слаживать предметы в определенные места или доставать их откуда-нибудь.
Разноцветные огоньки
Если вашему малышу пять месяцев и больше, то можно с ним поиграть в развивающую игру «Разноцветные огоньки». Эта игра развивает органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки; вырабатывает умение следить взглядом за движущимися субъектами; упражняет мышцы шеи; учит небояться непривычной ситуации; знакомит и тренирует различать и узнавать разные цвета; способствует выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.
Для игры необходим фонарик, целлофан разных цветов (одноразовые пакетики), небольшие картонные фигурки (квадратик, треугольник, кольцо, круг, цветочек, звезда и другие), резинка.
1. Наденьте на фонарь пакетик и закрепите его резинкой.
2. Оставьте в детской слабое освещение и сядьте рядом с ребенком.
3. Включите фонарик и покажите на световые пятна, которые появятся на потолке.
4. Поводите фонариком, чтобы ребенок заметил, как эти пятна двигаются.
5. Скажите какого цвета свет. Называйте предметы, которые осветил фонарик.
6. Пускай ребенок возьмет в руки фонарик и попускает световых «зайчиков».
7. На следующий раз возьмите пакетик другого цвета.
8. А позже поиграйте с фигурками. Положите фигурку на стекло фонарика, оберните целлофан и закрепите резинкой. И посмотрите, какое световое пятно получится в этот раз.