Театр веселых и находчивых

Уже давно большой КВН сформировался как жанр. Классические домашние конкурсы: Приветствие, Музнкальннй, СТЭМ, Конкурс одной песни, Д/3. Два полуэкспромтных — Разминка, Капитанский. Импровизации в КВНе практически не осталось. Да и зрителю больше нравится представление, шоу. Поэтому да­вайте разберемся, как же делать это Шоу!

Все мы воспитаны на классических литературных произведениях, дешевых сенсациях «желтой прессы», смотрим нудные телесериалы и дорогие блокбастеры. Любая встреча или знакомство в жизни постепенно проходят стадии от приветствия до финала. Нам необходимо, чтобы реальное действие, теле- или литературное про­изведение имели свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Так вот, всего этого в КВНе может и не быть, по крайней мере, логических — завязки, развития... КВН — это обман зрителя.

На сцену может выйти Петя Петров, без запинки прочитать по листочку два десятка шуток и, в принципе, это будет КВН, ведь КВН — жанр построенный на репризе (1), (2). Это достаточно для КВН, но не достаточно для публики, для зрителей. Где сюжет? Где раскрытие темы? Где этот праздник, на который они пришли смотреть? Поэтому умный КВНщик дает зрителю то, что ему нуж­но! Те же самые двадцать реприз вставляются в лже-структуры, искусственно созданные для зрителя. Пройдемся по конкурсам.

Приветствие — самый условный КВНовский конкурс. Общая идея едва намечена или ее нет совсем. Лучше найти, придумать какой-нибудь интересннй ход (например: «сквозной» проходнякчерез весь конкурс), доходящий до абсурда в конце визитки.Так же общая идея может возникнуть от имиджа команды. О важности имиджа мы еще поговорим.

Развитие вносит не сюжет, а перестроение участников на сцене, появление новых персонажей, музыкальные перебивки, меняющие темп.

Точку в выступлении ставит финальная песня.

Не пытайтесь философствовать в Приветствии. Вообще максимально уберите из сценариев несмешной текст, объяснялово.Если не зна­ете как подвязать(логически перейти от одной репризы к другой) данную шутку, лучше продавайте(преподносите зрителю) ее совсем без связки.Несмешной текст называется — водой, аводу нужно слить.

Музыкальннй конкурс и Домашнее Задание, более театрализованные представления. Они идут 7-10 минут, а зрителю трудно воспринимать действие без сюжета такое долгое время.

Музыкалка может быть мюзиклом, опереттой. Д/3 — пьесой, сказкой. Это достаточно сложные формы, требующие профессиональной авторской работы, и, что еще более важно, профессиональной актерской игры. Поэтому КВНщики часто выбирают другой путь. Сначала пишутся смешные песни, придумнваются сценки и ситуации — отдельнне блоки, а потом они связываются конферансом. Банальный конферансье в цирке, всевозможние пародии на популкрные телепередачи, игра «Джуманджи», ма­шина времени, цветик — семицветик — все это варианты конферансов. Хорошая идея на конферантов сразу задает ввод в игровую ситуацию и подразумевает логический выход из нее.

Но и тут не перебарщивайте с жизненной философией. Не нужно пафоса, зритель и так вас полюбит без глобальных идей. Помните, что для зрителя, это веселая игра!

СТЭМ и Конкурс одной песни — самые сложнне конкурсы в КВНе. Сейчас они пишутся как мини-пьески по всем законам театрального жанра. А классический СТЭМ — адски сложная штука, доступная большим профессионалам (1).

В принципе, в КВН нет чистых профессионалов. Да, есть ребята, которые подкованы актерски, литературно и музыкально. Но это редко является их профессией в обычной жизни. Секрет этой игры, вероятно и заключен в том, что зритель видит на сцене не матерого артиста, а паренька из соседнего двора, старого знакомого, открывшего в себе талант и сумевшего его реализовать. Именно эта непосредственность позволяет КВНщикам общаться с залом без нравоучений, на равных. Зритель готов к этому, он знает правила Игры.

РЕПРИЗА

По теории шутки уже так много доходчиво написано (1), (2), и здесь мы просто коротко сформулируем: что это.

Текстовая шутка (реприза), по мнению классиков, должна содержать два начала — парадокси второй план. В качестве примера можно привести шутку команды ХАИ (1995год): «Если страуса пугать с частотой 50 Гц, то его можно использовать вместо отбойного молотка». Налицо два начала — пугать страуса с частотой переменного тока в сети — это, конечно же, парадокс.Дополнительный смысл, который возникает, когда мы вспоминаем, что при испуге бедная птица прячет голову в песок (ассоциация с отбойным молотком), следует понимать как второй план.

Кроме парадоксаи второго плана, шутка должна быть актуальной, т.е. интересна и близка слушателям. Причем, чем «ближе к телу», тем смешнее!

Среднее время репризм 15 секунд.

Перейдем конкретно к написанию конкурсов.

Все нижесказанное не является абсолютной истиной, это один из подходов. Конкретика и цифры приведены для удобства изложения. (Прим. автора)

Существует много методов написания шуток или, как зэо назы­вается, мозговых штурмов.Хочу предложить Вам один из них:

За стол в тихой комнате садятся 5-6 человек, если команда больше, то нужно поделиться на несколько авторских групп. Все готови просидеть молча на своих местах весь штурм— хождение и разговоры всех отвлекают. Если кому-то нужно через 10 минут уходить, лучше пусть не садится! На столе перед каждым ручка и большой лист бумаги. Один из сидящих (как правило, руководитель) начинает рассказывать последние, громкие события из жиз­ни родного города, окрестных деревень, новости шоу-бизнеса и политики. Таким образом, авторская группа «заряжена»актуальной тематикой, чтобы ребятам было за что ухватиться. Темы конкурсов на игру в данном случае тоже актуальны.

Это важно:Если вы — команда из России, а игра будет проходитъ в Белоруссии — необходимо узнать, что волнует белорусов, потому что актуальность (то, что близко, что интересует) у каждого своя. Кроме этого, ориентируйтесь на публику, перед которой будете выступать.

Гуманитария не рассмешить шуткой про физику, это его не волнует. Пожилой учительнице не интересны проблемы сексуальних меньшинств. У нее это скорее вызовет обратную, отрицательную реакцию.

Наши рекомендации