II. Освоение нового содержания и его применение.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Рассмотрите рисунки. Какой рисунок «лишний»?
– Объясните почему. (Лишнее – дерево, так как все остальные изображенные предметы относятся к группе «Животные», а дерево – это растение.)
– Какие растения вы знаете?
– Можно ли растения отнести к живой природе?
– Какие группы растений вы знаете?
На доске схема:
– Сегодня на уроке мы узнаем, что объединяет все растения, чем похожи деревья, кустарники и травы.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 20–21).
– Рассмотрите рисунок на с. 21. Какое дерево здесь изображено? (Яблоня.)
– Какие части яблони показаны в увеличенном виде? (Яблоко, листья, цветы, корень, ствол.)
– Какой кустарник изображен? (Черная смородина.) Назовите части этого растения. (Ягоды, листья, цветы, корни, стебли.)
– Какое травянистое растение изображено в книге? (Помидор.) Назовите части этого растения. (Помидор, листья, цветы, стебель, корень.)
– Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор? (Это плоды.) Где образуются плоды? (Плоды образуются на месте цветков.)
Учитель разрезает яблоко, помидор, ягоду смородины.
– Что находится внутри каждого плода? (Внутри всегда есть семена.) Что же общего у трав, кустарников и деревьев? (У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.)
– Правильный ли вывод сделала Маша: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами – части растений? (Правильно, эти органы есть у деревьев, кустарников и травянистых растений.)
2. Практическая работа (в парах).
На каждую парту до уроков раскладывают разрезанное на части растение. Это могут быть такие травянистые растения, как пастушья сумка, лютик, дикая редька и другие, а также часто встречающиеся невысокие растения.
– Рассмотрите отдельные части растения. Назовите их друг другу.
– Покажите корень, стебель, листья, цветок. (Ученики берут в руки каждую часть растения и показывают учителю.)
– Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.
– Как вы считаете, у каждого растения есть эти части?
– Рассмотрите таблицу «Жизненные формы растений».
– Покажите корень у дерева, кустарника, травянистого растения.
– Найдите и покажите остальные их части.
– Подумайте, почему каждое растение имеет одинаковые части.
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него вершок.
– Каждая часть растения выполняет свою функцию. Корни всасывают растворенные в почве минеральные вещества, необходимые листьям, и воду; корни служат также якорем для растения. Стебельне только поддерживает цветок и листья, но представляет собой также транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой – запасы пищи, образующиеся в листьях в виде крахмала, движутся вниз и могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях. Листявляется фабрикой растения. Здесь углекислый газ, почвенная влага и солнечный свет при участии хлорофилла превращаются в крахмал, который транспортируется в другие части растения. Цветоквыполняет важную генетическую функцию. Он обеспечивает появление следующего поколения, благодаря чему виды растений, как и животных, существуют тысячи лет.
Особое внимание обратить на понятие цветок как часть растения, так как бытовое название цветущих растений – «цветок» – учащиеся переносят на растение в целом. У учащихся на уроке должно быть отработано четкое представление о том, что цветок – это лишь часть растения.
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать –
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
3. Работа в печатной тетради (задания 14, 15, 16).
– Какие растения здесь нарисованы?
– Нарисуйте недостающие части растений.
– Какие части растений вы дорисовали?
– Назовите нарисованные части томата. Сколько их?
– Укажите с помощью стрелок, как заполнить свободные клеточки рисунка томата.
– Расскажите, что вы знаете об этих растениях.
– Отметьте изображения тех растений, листья которых человек использует в пищу.