Тема 15: ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: одежда, жилет, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, брюки, шорты, ха лат, фартук, носки, гольфы, чулки, колготки, шуба, пальто, куртка, косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, панама, каска, кепка, шляпа, платок, воротник, пояс, карман, манжет, рукав, подол, козырек, помпон, поля, завязки, швея, закройщик, портной, модельер, шелк, хлопок, драп, ситец, лен, шерсть, сатин, бархат, мех, кожа, зам ша, пуговицы, иголка, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, крючок, наперсток, перчатки, варежки. Глагольный словарь: одевать, шить, гладить, вешать, застегивать, вязать, кроить, пороть, стирать. Словарь признаков: зимняя, летняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, удобная, домашняя, повседневная, выходная. Словарь наречий: удобно, тепло,холодно,нарядно. Антонимы: нарядная - повседневная, шить - распарывать, надевать - снимать. 6.Синонимы: швея - портниха, одеть - надеть. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (шелк - шелковый, лиса — лисья; мужчина — мужской); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (халат— халатик); прилагательных от словосочетаний (ткань в полоску - полосатая); Подбор родственных слов: шляпа. Многозначность: козырек, иголка, | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных иприлагательных: шапка — теплая. Образование множественного числа существительных. Шапка - шапки. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна шапка; моя панама; много кепок. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.) Из чего сшита одежда? (предлог «из»: из ситца). Без чего? (предлог «без»: платье без воротника). Для кого подарок? (предлог «для»: для мамы, для папы). Кому подарок? (маме, папе). С какими деталями платье? (пред лог «с»: платье с карманом, с воротником). Во что одеты дети? (предлог «в»: девочка в блузке, юбке). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: шитая, вязаная,женская, мужская, детская и др. Игры на восприятие цвета, формы,размера: «Сшей» платье (из деталей). Найди пару (носки, варежки). Что изменилось в шкафу? Определи предмет по части. Узнай по контуру. 5. Проблемные вопросы: Зачем нужна шуба? Растает ли снег под теплой шубой? Почему так называют: рукав, ушанка, наперсток. 6. 4-й лишний: одежда - обувь; летняя одежда (обувь) - зимняя одежда (обувь); вязанная одежда - шитая одежда; детская одежда - женская одежда; головные уборы - нет. 7. Объясни значение выражений: дело в шляпе; плакать в жилетку; в ежовых рукавицах; на рыбьем меху; спустя рукава; как на иголках. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас сказы (платье - сарафан; свитер - джемпер; носки - гольфы; платок - косынка; майка - жилет; перчатки - варежки). Рассказы по темам: Для чего нужна одежда? Сошьем платье (по операциям). Постираем одежду (по операциям). Путь рубашки от поля до полки шкафа. Сказки о предметах одежды. Зачем нужны головные уборы? Почему одежда убежала от Маши? Зачем нужны карманы? |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, дорисовывание предметов по образцу. |
Тема 16: ОБУВЬ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь; обувь, сапоги, сандалии, босоножки, туфли, кроссовки, кеды, тапки, шлепанцы, ботинки, каблук, подошва, застежка, молния, голенище, шнурок, язычок, стелька, ремешок, носок, пятка, кожа, замша, войлок, резина, мех, дерево, сапожник, фабрика, ремонт, щетка. Глагольный словарь: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть. Словарь признаков: обувная, сапожная, осенняя, зимняя, резиновая, кожаная, спортивная, домашняя. Словарь наречий: удобно, чисто, аккуратно, красиво. Антонимы: чисто - грязно, детская - взрослая, снимать- обувать, пачкать - чистить, сломать -отремонтировать. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (резина - резиновые); 3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сапог — сапожок); 5) существительных от существительных (сапог — сапожник); 7.Подбор родственных слов: обувь,сапог. 8.Многозначность: язычок, носок, молния. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: каблук — высокий. Образование множественного числа существительных. Каблук -каблуки. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один ботинок, мои сапоги, много босоножек. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Предложный падежи.) Из чего сделаны? (предлог «из»: сапоги из резины, валенки из войлока). Ремонтная мастерская (нет каблука, нет молнии). Раздели обувь на пары (пара - пара сапог). Что кому нужно? (бабушке - тапки, спортсмену- кроссовки). Куда залез котенок? (предлог «в»: в сапог, в валенок). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: осенняя обувь, зимняя, резиновая, кожаная. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Чья обувь? (Золушкина Туфелька, ботинки клоуна, сапоги Кота в сапогах). Найди пару (сапоги, туфли). Определи предмет по части. 5. Проблемные вопросы: Почему обувь не делают из железа? Почему так называют: босоножки, шлепанцы, полуботинки, сапожник, язычок, обувщик. 6. 4-й лишний: обувь - одежда; зимняя обувь - летняя одежда; резиновая обувь - кожаная обувь. 7. Объясни значение выражений: сесть в калошу; два сапога - пара. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас сказы (тапки - шлепанцы, босоножки - туфли). Рассказы по темам: Зачем нужна обувь? Как ухаживать за обувью? Сказка о любой паре обуви. |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3). Обведение пунктирных линий; поочередное соединение точек; рисование по клеточкам. |
Тема 17: ИГРУШКИ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: игрушки, пирамидка, волчок, матрешка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолет, фабрика, магазин, обруч, мяч, шар. Глагольный словарь: прыгать, катать, вращать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, разбрасывать, делиться. Словарь признаков: игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, глиняный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый. Словарь наречий: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно. Антонимы: большой - маленький, мало - много, крупный - мелкий, яркий - блеклый, мягкий - жесткий. Синонимы: юла - волчок. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (фабрика - фабричный); 2) приставочных глаголов (уехал, объехал); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (машина — машинка); Подбор родственных слов: машина, кукла, игра. Многозначность: юла, конструктор. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: мяч — большой. Образование множественного числа существительных. Шар - шары. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна матрешка; моя кукла; много мячей. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.) —Из чего сделаны игрушки? (Предлог «из»: из пластмассы). Игрушечная мастерская (предлог «без»: машина без колеса). Кому подарили? (подарили Ване, маме). С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом). Убери игрушки, (предлоги «в», «на»: в ящик, на полку). | Загадки. 2; Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: пластмассовые, железные, резиновые игрушки. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай изображения по контуру. Чудесный мешочек. Что изменилось? Узнай предмет по его части (кабина - машинка, колечко - пирамидка). 5.Проблемные вопросы: Почему взрослые не играют в игрушки? Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка. 6.4-й лишний: игрушки - нет; круглые игрушки - нет; деревянные игрушки - нет. 7.Объясни значение выражений: — крутиться, как юла. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы. Рассказы по темам: Моя любимая игрушка. Сказка о любой игрушке. Как ты играешь куклой, машинкой? Поиграем в дочки-матери. Как сделать кораблик? Если бы я был мячиком... |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; составление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам; раскрашивание предметов |
Тема 18: ЗИМА
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снего-кат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней,буран,следы. Глагольный словарь: падать, по крывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть. Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний. 4.Словарь наречий: холодно, мороз но, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно. Антонимы: холодный - теплый, хрупкий - крепкий. Синонимы: метель - вьюга - пурга,снежок - комок. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (зима - зимний, заяц — заячий); приставочных глаголов (слепить,вылепить);сложных слов (снегокат, гололед, снегопад). 9. Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная. Образование множественного числа существительных. Снежинка - снежинки. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.) Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки). Кем ты будешь на новогоднем празднике? (Я буду Снегурочкой). На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях). —Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: «зимние» предметы; зимняя одежда. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Узнай изображения по контуру. Чудесный мешочек. Выбери картинки с изображением зимы. Выстрой ассоциативную цепочку к слову «зима». 5. Проблемные вопросы: Почему взрослые не играют в игрушки? Почему так называют: гололед, сосулька, снегопад, поземка, каток, кормушка. 6. Объясни значение выражений: Как сохранить зиму? Что будет, если зимой не выпадет снег? Что хорошего, что плохого в таком явлении, как«снег»? | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас сказы. Рассказы по темам: Зимние изменения в природе. Зимние забавы. Новый год. Как я лепил снеговика. Почему вы любите зиму? Зима в городе. Зима в лесу (экскурсия). Если бы я был снежинкой... Пересказ сказки «Снегурочка». |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; составление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам; раскрашивание предметов. |
Тема 19: ВЕСНА
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: весна, про талины, капель, лужи, ледоход, под снежник, оттепель, почки, первоцвет, скворечник, скворец, грач, половодье, наводнение,ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки. Глагольный словарь: бежать, журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть. Словарь признаков: клейкий, зеленый, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежный, белоснежный, хрупкий, душистый, удобный,весенний,тонкий, яркий,ароматный, грязный. Словарь наречий: холодно, тепло, солнечно,ярко,светло, красиво. Антонимы: холодный-теплый, прозрачный - мутный, сильный - слабый, быстрый - медленный, ранняя - поздняя, светлый - темный, ранняя-затяжная. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (весна - весенний, бумага — бумажный); приставочных глаголов (уплывает, отплывает); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (лужа — лужица); 4)прилагательных от наречий (дружно— дружная); 5) сложных слов (первоцвет, ледоход). Подбор родственных слов: весна ,луч. Многозначность: луч. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: листочек — клейкий. Образование множественного числа существительных. Лужа -лужи. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один скворец, мой кораблик, много ручейков. Предложно-падежное управление.(Винительный.) На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу). Повесим скворечник (предлог «на»:липу, на березу). На огороде (мы посадим огурцы, помидоры). Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.Игры на восприятие цвета, формы, размера: Весенние звуки (капель, крики птиц, ручей журчит). Запахи весны (цветы, мокрая зелень, трава). 4. Проблемные вопросы: Почему весна приходит после зимы, а не после осени? Почему так называют: веснушки ,первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель. 5.Объясни значение выражений: лед тронулся; первая ласточка | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас сказы. Рассказы по темам: Весенние изменения в природе. Докажи, на картинке весна. Игры детей весной. Труд взрослых весной. Чем тебе нравится весна. |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6). Рисование прямых и волнистых линий; обведение пунктирных линий; составление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам. |
Тема 20: ЛЕТО
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: лето, жара, солнце, отпуск, отдых, погода, море, пляж, загар, пора, июнь, июль, август, панама, сарафан, босоножки, сандалии, велосипед, лодка, удочка, очки, купальник, лес, сад, огород, ягоды, огородник, ягодник, садовник, качели, ливень, гроза, радуга, зелень, прохлада. Глагольный словарь: цвести, расти, собирать, одевать, обувать, отдыхать, загорать, плавать, купаться, греть, созревать, жарить, играть. Словарь признаков: изумрудная, свежая, солнечный, жаркий, летний, теплый, прохладный, дождливый. Словарь наречий: тепло, жарко,прохладно,свежо,весело,ярко. Антонимы: холодный - жаркий, солнечный - дождливый, тепло - свежо. Синонимы: прохладно — свежо. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (лето - летний, июнь — июньский); 2) глаголов от существительных (загар — загорать); 3)наречий от существительных (жара— жарко). существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (солнце—солнышко); существительных от существительных (огород - огородник). 8.Подбор родственных слов: отдых, море, ягода, жара. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: ягоды — спелые. Образование множественного числа существительных. Огород- огороды, пляж - пляжи. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна удочка, моя лодка, много рыбы. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Предложный падежи.) Варенье (предлог «из»: варенье из клубники, из смородины). Что соберем? (землянику, малину). На лугу (поймал жука, стрекозу). Что возьмешь? (возьму сачок, удочку). Где отдыхаешь? (предлоги «в», «на»: в деревне, на море). На чем катаемся? (предлог «на»: на велосипеде, на лодке). | 1. Загадки. 2. Да-нетка(задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация:предметы для лета: для туризма, для рыболовства, для огорода. 4. Проблемные вопросы: — Как сохранить воспоминания о лете? — Почему так называют: садовник, огородник, качели, зелень, босоножки, купальник. 5.4-й лишний: — летняя одежда - зимняя одежда; — летняя обувь - зимняя обувь; — предметы, используемые летом - в другие времена года; — лето - другие времена года. 6.Объясни значение выражений: — витать в облаках. | I. Загадки-описания. II. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы. Рассказы по темам: -Признаки лета. - Чем тебе нравится лето? - Лето в лесу. -Отдых у моря. - Докажи, что на картинке лето. - В деревне у бабушки. - Как ты провел лето? |
5. Развитие графических навыков | |||
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам. |
Тема 21: ЦВЕТЫ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
. Предметный словарь: цветы, растения, мак, астра, тюльпан, георгин, роза, ирис, нарцисс, гладиолус, хризантема/ландыш, фиалка, колокольчик, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, василек, кувшинка, лилия, незабудка, подснежник, первоцвет, стебель, корень, лист, цветок, бутон, клумба, поле, луг, лес, семечко, луковица, букет, розарий, цветник, цветовод, цветочница. Глагольный словарь: расти, цвести, опадать, засыхать, раскрываться, сажать, выкапывать, срывать, собирать, нюхать. Словарь признаков: водные, поле вые, луговые, садовые, лесные, нежные, ароматный, яркий, красочный, белоснежный, фиолетовый, душистый, красивый, красный, синий, голубой, розовый, бордовый. Словарь наречий: ярко, рано, быстро, долго. Антонимы: яркий - блеклый, крупный - мелкий, большой - маленький, живой - искусственный. Синонимы: клумба - цветник. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (поле - полевой); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (луг —лужок); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существительных (роза — розарий); 6) сложных слов (цветовод, подснежник). Подбор родственных слов: цветок, роза. Многозначность: лист. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: колокольчик — голубой. Образование множественного числа существительных. Роза - розы. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один мак; моя ромашка; много васильков. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.) — Из чего букет? (предлог «из»: из маков). —Где растут цветы? (предлоги«в», «на», «у», «по», «за»). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предметно ответам «да», «нет»). Классификация: садовые, полевые, лесные, водные цветы. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Подбери цветок к цветовым символам (сиреневый - сирень, белый - ландыш). Что изменилось на клумбе? 5. Проблемные вопросы: Как надолго сохранить срезанные цветы? Почему так называют: подснежник, первоцвет, цветочница, колокольчик. 6. 4-й лишний: цветы - деревья; садовые цветы - полевые цветы; лесные цветы - цветы, которые растут в водоемах | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы. Рассказы по темам: Зачем нужны цветы? Почему нельзя рвать цветы в лесу? Мой любимый цветок. Как люди ухаживают за цветами? Посадим цветок. Жизнь цветка от семечка до семечка. Сказка о клумбе, хвастливом тюльпане и его соседях. |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых и косых линий, рисование по клеточкам, дорисовывание предметов по образцу; упражнения на развитие навыков конструирования. |
Тема 22: НАСЕКОМЫЕ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: насекомые,оса, пчела, шмель, жук, муравей,кузнечик, муха, комар, гусеница,бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, усики, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, тля, роса, жук-дровосек, жук-водомер. Глагольный словарь: летать, ползать, шевелить, строить, собирать ,жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, стрекотать, ловить. Словарь признаков: летающий, полосатый, рогатый, маленький, вредный, полезный, красивый, легкий, сильный, яркий. Словарь наречий: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко. Антонимы: маленький - большой, громко - тихо, быстро – медленно ,вредный - полезный. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (комар - комариный); 2)приставочных глаголов (улетел, прилетел); 3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (комар —комарик); 4)глаголов от существительных (писк —пищит); 5) сложных слов (трудолюбивый). Подбор родственных слов: пчела,муравей. Многозначность: крыло. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: муравей - трудолюбивый. Образование множественного числа существительных. Оса -осы. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными, Один жук, наш улей, много кузнечиков. Предложно-падежное управление. (Винительный, Творительный, Предложный падежи.) Кого поймал? (муху, кузнечика). Что несет муравей? (травинку, листик). Куда села муха? (предлог «на»: на стену, на окно). Чем поймали бабочку? (сачком, панамкой). Кто где живет? (предлоги «в», «на»: пчелы в улье, муравей в муравейнике, жук на дереве). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: летающие, ползающие, организованные. Игры на восприятие цвета, формы размера: — Узнай предмет по его части. 5.Проблемные вопросы: —Почему так называют: муравейник ,плавунец, дровосек, водомер. 6.4-й лишний: насекомые- птицы; летающие насекомые - нет; полосатые насекомые - нет; жуки - нет. 7. Объясни значение выражений: тружусь как пчелка; сделать из мухи слона; как сонная муха; мухи не обидит. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы (пчела - оса; оса - шмель). Рассказы по темам: Путешествие муравья. Жизнь бабочки. Жизнь муравейника. Жизнь пчел. Рассказ о насекомом. Зачем нужны насекомые. Вред и польза насекомых. Если бы я был бабочкой. Если бы я был пчелкой. |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, рисование и дорисовывание предметов по образцу; выкладывание контуров предметов из палочек. |
Тема 23: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: животные,корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок , хлев, хозяйка, хозяин, свинарка , доярка, конюх, грива ,вымя, копыта, рога, хвост, морда. Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить. Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой. Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло. Антонимы: большой - маленький, крупный - мелкий, быстро - медленно. Синонимы: будка - конура, осел - ишак. Словообразование: 1} прилагательных от существительных (коза - козий); приставочных глаголов (ускакать, прискакать); существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака—собачка); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существительных (конь — конюшня, конюх, кот — котенок);глаголов от звукоподражаний (мычать, хрюкать). Подбор родственных слов: корова,теленок, конь, кот. Многозначность: хвост, конь. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка — пушистая. Образование множественного числа существительных. Конь -кони. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, мой конь, много коров. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный падежи.) Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота). У кого кто? (предлог «у»: у коровы те ленок, у козы козленок.) Накормим животных (корову сеном, собаку мясом). Где живут? (предлоги «в», «на»: собака в конуре, конь на конюшне). Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»). | Загадки. Да-метка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»}. 3. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Найди мам детенышам. Кого чем покормила хозяйка? Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части. 4. Проблемные вопросы: Смогут ли домашние животные выжить на воле? Почему? Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница. 5. 4-й лишний: домашние животные - дикие животные; домашние животные - домашние птицы; детеныши – взрослые животные; домашние животные с рогами - домашние животные без рогов. 6. Объясни значение выражений: как корова языком слизала; как кошка с собакой; покупать кота в мешке. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы (олень - верблюд, коза - корова, лошадь - осел). Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние животные? Как люди ухаживают за домашними животными? Сказка о любимом домашнем животном. Хвастовство домашних животных. Если бы я был котенком... |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование параллельных прямых линий, рисование по клеточкам, рисование предметов по образцу. |
Тема 24: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курят ник, птичник, хозяйка, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птицефабрика, птенцы, корм, наседка, несушка,двор. Глагольный словарь: клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать. Словарь признаков: крупный, мел кий, белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный. Словарь наречий: быстро, медленно, легко, жалобно. Антонимы: большой - маленький,крупный - мелкий, быстро - медленно. Синонимы: курица, наседка, несушка. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (утка- утиный); 2)существительных от прилагательных (пестрый — пеструшка); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (курица—курочка); существительных от существительных (корм — кормушка, утка — утенок); глаголов от звукоподражаний (гоготать). сложных слов (птицефабрика, белоголовый). Подбор родственных слов: птица, курица, петух. Многозначность: крыло. гребень. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: цыпленок - желтый. Образование множественного числа существительных. Утка - утки. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один петух, моя курица, много гусят. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.) Для кого корм? (предлог «для»: для курицы, для коровы). Чем кормим? (сеном, пшеном). Где живут? (предлог «в»: в гнезде, в дупле). Птичьи прятки (предлоги «в», «на»,«за», «под»). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.Игры на восприятие цвета, формы,размера: Найди птенцам маму. Кого чем покормила хозяйка? Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части. 4.Проблемные вопросы: Можно ли вывести цыплят из яиц без курицы? Почему так называют: курятник, птичник. 5.4-й лишний: домашние птицы - дикие птицы; водоплавающие - нет; взрослые птицы - птенцы. 6.Объясни значение выражений: пух и перья полетят; как с гуся вода; носиться, как курица с яйцом; пишет, как курица лапой. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы (два цыпленка, цыпленок и утенок). Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние птицы? Как из яйца получится петушок? Приключение на птичьем дворе. Как люди ухаживают за домашними птицами? Если бы я был цыпленком... |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам, обведение предметов по контуру, рисование предметов по образцу, упражнения на развитие навыков конструирования. |
Тема 25: ПТИЦЫ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
Предметный словарь: птицы, лас точка, аист, цапля, журавль, скворец, грач, иволга, кукушка, ворона,сорока, воробей, галка, чайка, сова,голубь, филин, дятел, клест, гнездо,яйца, птенцы, клин, стая, крыло,хвост, клюв, лапа, хохолок, болото,лес, озеро,пингвин,страус. Глагольный словарь: поют, кричат, щебечут, каркают, чирикают, воркуют, кружат, летают, вьют, высиживают, кормят, выводят, клюют, зимуют, голодают, нахохлился. Словарь признаков: перелетные, зимующие, насекомоядные, суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пестрый, ночной, крылатый, маленький, голосистый, шустрый. Словарь наречий: громко, быстро, холодно. 5. Антонимы: зимующие -перелетные, яркий - невзрачный, 6.Словообразование: 1) прилагательных от существительных (ворона - воронье); 2)приставочных глаголов (улетел, прилетел); 3)существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (гнездо — гнездышко); 4)глаголов от звукоподражания (чирикать, каркать); 5)существительных от существительных (галка — галчонок); 6)сложных слов (длинношеяя, водоплавающая). 7. Подбор родственных слов: птица, ворона, корм, гнездо, кукушка. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: воробей — шустрый. Образование множественного числа существительных. Аист - аисты. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один соловей; моя кормушка; много дятлов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.) Кто больше, кто меньше? (ворона больше воробья, но меньше аиста). Кому корм? (предлог «для»: для ласточки). Кого увидим у кормушки? (Галку,голубя). —Где живут птицы? (предлоги «в»,«на»: в гнезде, на дереве). | .Развитие психических функций Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: перелетные, зимующие птицы. Игры на восприятие цвета, формы,размера: Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части (клюв -аист, ветки - гнезда). 5.Проблемные вопросы: Как перелетные птицы находят дорогу домой? Как помочь зимующим птицам перенести зиму? Почему так называют: поползень, мухоловка, горихвостка, кормушка, скворечник, птицелов. 6.4-й лишний: дикие птицы - домашние птицы; птицы - животные; зимующие птицы - перелетные птицы; водоплавающие - нет; большие - маленькие птицы. 7.Объясни значение выражений: желторотый птенец; первая ласточка; считать (ловить) ворон; белая ворона. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас сказы. Рассказы по темам: Птицы - наши помощники. Жизнь перелетных птиц. Поможем птицам зимой. Как построить кормушку. Если бы я был воробьем... |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Рисование точек, прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам. |
Тема 26: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй | 3. Развитие психических функций.. | 4.Связная речь |
1. Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник. 2.Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть. Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый. Словарь наречий: быстро, сильно 5. Антонимы: маленький - большой, крупный - мелкий, высокий - низкий, трусливый - храбрый, добрый - злой,неповоротливый - проворный, короткий - длинный. 6. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (заяц заячий); 3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка — белочка); 5) существительных от существительных (медведь — медведица, медвежонок); 6) сложных слов (толстокожий, длиннохвостый). Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. Многозначность: заяц, морж. | 1.Подбор признаков к предмету. Уз навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: заяц - трусливый. 2. Образование множественного числа существительных.Волк -волки. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.Один заяц; мой еж; много белок. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.) — Кто у кого? (предлог «у»: у белки бельчата). — Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежатами). — Кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось-рогами...). — Кем нарядились на Новый год? (нарядимся зайцами). — Где живут? (предлог «в»: лиса живет в норе). — Кто где прячется? (предлоги: «в», «на», «за», «под»). | Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: хищники, травоядные, всеядные, животные Севера, жарких стран, средней полосы. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай предмет по контуру. Для кого угощение? Узнай предмет по его части. Кто кого боится? 5. Проблемные вопросы: Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий? Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный, всеядный. 6. 4-й лишний: —дикие животные-домашние животные; взрослые животные - детеныши; животные средней полосы - животные жарких стран; животные с гривой - животные без гривы; животные с копытами - животные без копыт. 7. Объясни значение выражений: гоняться за двумя зайцами; вертеться, как белка в колесе; волк в овечьей шкуре; сделать из мухи слона; держать в ежовых рукавицах. | Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы. Рассказы по темам: Как звери готовятся к зиме? Как нужно вести себя в лесу? Как животные защищаются от хищников? В зоопарке. Зачем животным уши, нос, хвост, лапы ? Сказка о любимом животном. Если бы я был зайцем... Если бы я был медведем... |
5. Развитие графических навыков | |||
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6). Рисование прямых линий, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам, упражнения на развитие навыков конструирования. |
Литература
1. ФиличеваТ.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: Воспитание и обучение. — М.: Гном-Пресс, 1999.
2. КисловаТ.Р. По дороге к азбуке. — М.: Баласс, 1999.
3. ТкаченкоТ.А. Если дошкольник плохо говорит. -- СПб.: Акцидент, 1998.
4. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Содержание
От автора......................................................................................................... 3
Тема 1: ОСЕНЬ............................................................................................... 4
Тема 2: ОВОЩИ............................................................................................. 6
Тема 3: ФРУКТЫ ........................................................................................... 8
Тема4: ИНСТРУМЕНТЫ.............................................................................. 10
Тема 5: ДЕРЕВЬЯ......................................................................................... 12
Тема 6: ДОМ................................................................................................. 14
Тема 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ....................................................................... 16
Тема 8: МЕБЕЛЬ.......................................................................................... 18
Тема 9: ПОСУДА......................................................................................... 20
Тема 10: ПРОДУКТЫ.................................................................................. 22
Тема 11: ГОРОД........................................................................................... 24
Тема 12: ТРАНСПОРТ................................................................................. 26
Тема 13: СЕМЬЯ.......................................................................................... 28
Тема 14: ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА................................................................ 30
Тема 15: ОДЕЖДА....................................................................................... 32
Тема16:ОБУВЬ............................................................................................. 34
Тема 17: ИГРУШКИ.................................................................................... 36
Тема 18: ЗИМА............................................................................................ 38
Тема 19: ВЕСНА.......................................................................................... 40
Тема 20: ЛЕТО............................................................................................. 42
Тема 21: ЦВЕТЫ.......................................................................................... 44
Тема 22: НАСЕКОМЫЕ............................................................................... 46
Тема 23: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.......................................................... 48
Тема 24: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.................................................................. 50
Тема 25: ПТИЦЫ......................................................................................... 52
Тема 26: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.................................................................... 54
Литература................................................................................................... 56