Тема 15: ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: одежда, жи­лет, пиджак, костюм, пижама, сара­фан, платье, юбка, брюки, шорты, ха­ лат, фартук, носки, гольфы, чулки, кол­готки, шуба, пальто, куртка, косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, пана­ма, каска, кепка, шляпа, платок, во­ротник, пояс, карман, манжет, рукав, подол, козырек, помпон, поля, завяз­ки, швея, закройщик, портной, моде­льер, шелк, хлопок, драп, ситец, лен, шерсть, сатин, бархат, мех, кожа, зам­ ша, пуговицы, иголка, машинка, нож­ницы, нитки, катушка, спицы, крючок, наперсток, перчатки, варежки. Глагольный словарь: одевать, шить, гладить, вешать, застегивать, вязать, кроить, пороть, стирать. Словарь признаков: зимняя, лет­няя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детс­кая, удобная, домашняя, повсед­невная, выходная. Словарь наречий: удобно, тепло,холодно,нарядно. Антонимы: нарядная - повседнев­ная, шить - распарывать, надевать - снимать. 6.Синонимы: швея - портниха, одеть - надеть. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (шелк - шелковый, лиса — лисья; мужчина — мужской); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (халат— халатик); прилагательных от словосочетаний (ткань в полоску - полосатая); Подбор родственных слов: шляпа. Многозначность: козырек, иголка,   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных иприлагательных: шапка — теплая. Образование множественного числа существительных. Шапка - шапки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна шапка; моя пана­ма; много кепок. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Вини­тельный, Творительный, Предлож­ный падежи.) Из чего сшита одежда? (предлог «из»: из ситца). Без чего? (предлог «без»: платье без воротника). Для кого подарок? (предлог «для»: для мамы, для папы). Кому подарок? (маме, папе). С какими деталями платье? (пред­ лог «с»: платье с карманом, с ворот­ником). Во что одеты дети? (предлог «в»: де­вочка в блузке, юбке). Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: шитая, вязаная,женская, мужская, детская и др. Игры на восприятие цвета, формы,размера: «Сшей» платье (из деталей). Найди пару (носки, варежки). Что изменилось в шкафу? Определи предмет по части. Узнай по контуру. 5. Проблемные вопросы: Зачем нужна шуба? Растает ли снег под теплой шубой? Почему так называют: рукав, ушан­ка, наперсток. 6. 4-й лишний: одежда - обувь; летняя одежда (обувь) - зимняя одежда (обувь); вязанная одежда - шитая одежда; детская одежда - женская одежда; головные уборы - нет. 7. Объясни значение выражений: дело в шляпе; плакать в жилетку; в ежовых рукавицах; на рыбьем меху; спустя рукава; как на иголках. Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (платье - сарафан; свитер - джемпер; носки - гольфы; платок - косынка; майка - жилет; перчатки - варежки). Рассказы по темам:   Для чего нужна одежда? Сошьем платье (по операциям). Постираем одежду (по операциям). Путь рубашки от поля до полки шка­фа. Сказки о предметах одежды. Зачем нужны головные уборы? Почему одежда убежала от Маши? Зачем нужны карманы?  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, дори­совывание предметов по образцу.  

Тема 16: ОБУВЬ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь; обувь, сапо­ги, сандалии, босоножки, туфли, кроссовки, кеды, тапки, шлепанцы, ботинки, каблук, подошва, застеж­ка, молния, голенище, шнурок, язы­чок, стелька, ремешок, носок, пят­ка, кожа, замша, войлок, резина, мех, дерево, сапожник, фабрика, ремонт, щетка. Глагольный словарь: обувать, сни­мать, ремонтировать, чистить, мыть. Словарь признаков: обувная, са­пожная, осенняя, зимняя, резино­вая, кожаная, спортивная, домаш­няя. Словарь наречий: удобно, чисто, аккуратно, красиво. Антонимы: чисто - грязно, детская - взрослая, снимать- обувать, пач­кать - чистить, сломать -отремон­тировать. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (резина - резиновые); 3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сапог — сапожок); 5) существительных от существитель­ных (сапог — сапожник); 7.Подбор родственных слов: обувь,сапог. 8.Многозначность: язычок, носок, молния.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: каблук — высокий. Образование множественного числа существительных. Каблук -каблуки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один ботинок, мои са­поги, много босоножек. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Пред­ложный падежи.) Из чего сделаны? (предлог «из»: са­поги из резины, валенки из войло­ка). Ремонтная мастерская (нет каблука, нет молнии). Раздели обувь на пары (пара - пара сапог). Что кому нужно? (бабушке - тапки, спортсмену- кроссовки). Куда залез котенок? (предлог «в»: в сапог, в валенок).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: осенняя обувь, зимняя, резиновая, кожаная. Игры на восприятие цвета, формы, размера:   Чья обувь? (Золушкина Туфелька, ботинки клоуна, сапоги Кота в сапо­гах). Найди пару (сапоги, туфли). Определи предмет по части. 5. Проблемные вопросы: Почему обувь не делают из железа? Почему так называют: босоножки, шлепанцы, полуботинки, сапожник, язычок, обувщик. 6. 4-й лишний: обувь - одежда; зимняя обувь - летняя одежда; резиновая обувь - кожаная обувь. 7. Объясни значение выражений: сесть в калошу; два сапога - пара.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (тапки - шлепанцы, босонож­ки - туфли). Рассказы по темам: Зачем нужна обувь? Как ухаживать за обувью? Сказка о любой паре обуви.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3). Обведение пунктирных линий; поочередное соединение точек; рисование по клеточкам.  

Тема 17: ИГРУШКИ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: игрушки, пирамидка, волчок, матрешка, нева­ляшка, погремушка, кубики, конст­руктор, машина, кораблик, само­лет, фабрика, магазин, обруч, мяч, шар. Глагольный словарь: прыгать, ка­тать, вращать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, раз­брасывать, делиться. Словарь признаков: игрушечный, любимый, мягкий, маленький, боль­шой, стеклянный, железный, плас­тмассовый, резиновый, деревян­ный, глиняный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плю­шевый. Словарь наречий: интересно, мно­го, мало, тихо, шумно, весело, дружно. Антонимы: большой - маленький, мало - много, крупный - мелкий, яркий - блеклый, мягкий - жесткий. Синонимы: юла - волчок. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (фабрика - фабричный); 2) приставочных глаголов (уехал, объехал); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ма­шина — машинка); Подбор родственных слов: маши­на, кукла, игра. Многозначность: юла, конструктор.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: мяч — большой. Образование множественного числа существительных. Шар - шары. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна матрешка; моя кукла; много мячей. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.) —Из чего сделаны игрушки? (Предлог «из»: из пластмассы). Игрушечная мастерская (предлог «без»: машина без колеса). Кому подарили? (подарили Ване, маме). С чем играют? (предлог «с»: с ма­шинкой, с мячом). Убери игрушки, (предлоги «в», «на»: в ящик, на полку).   Загадки. 2; Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: пластмассовые, железные, резиновые игрушки. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай изображения по контуру. Чудесный мешочек. Что изменилось? Узнай предмет по его части (кабина - машинка, колечко - пирамидка). 5.Проблемные вопросы: Почему взрослые не играют в игруш­ки? Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка. 6.4-й лишний: игрушки - нет; круглые игрушки - нет; деревянные игрушки - нет. 7.Объясни значение выражений: — крутиться, как юла.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы. Рассказы по темам: Моя любимая игрушка. Сказка о любой игрушке. Как ты играешь куклой, машинкой? Поиграем в дочки-матери. Как сделать кораблик? Если бы я был мячиком...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; составление конту­ров фигур из палочек; рисование по клеточкам; раскрашивание предметов

Тема 18: ЗИМА

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снего­пад, снеговик, лыжи, коньки, снего-кат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней,буран,следы. Глагольный словарь: падать, по­ крывать, ложиться, лепить, сколь­зить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть. Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рых­лый, зимний. 4.Словарь наречий: холодно, мороз­ но, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно. Антонимы: холодный - теплый, хрупкий - крепкий. Синонимы: метель - вьюга - пурга,снежок - комок. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (зима - зимний, заяц — заячий); приставочных глаголов (слепить,вылепить);сложных слов (снегокат, гололед, снегопад). 9. Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная. Образование множественного числа существительных. Снежин­ка - снежинки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одни санки, много са­нок, мои коньки. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.) Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки). Кем ты будешь на новогоднем праз­днике? (Я буду Снегурочкой). На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях). —Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: «зимние» предме­ты; зимняя одежда. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Узнай изображения по контуру. Чудесный мешочек. Выбери картинки с изображением зимы. Выстрой ассоциативную цепочку к слову «зима». 5. Проблемные вопросы: Почему взрослые не играют в игруш­ки? Почему так называют: гололед, со­сулька, снегопад, поземка, каток, кормушка. 6. Объясни значение выражений: Как сохранить зиму? Что будет, если зимой не выпадет снег? Что хорошего, что плохого в таком явлении, как«снег»?   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы. Рассказы по темам: Зимние изменения в природе. Зимние забавы. Новый год. Как я лепил снеговика. Почему вы любите зиму? Зима в городе. Зима в лесу (экскурсия). Если бы я был снежинкой... Пересказ сказки «Снегурочка».  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; составление конту­ров фигур из палочек; рисование по клеточкам; раскрашивание предметов.

Тема 19: ВЕСНА

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: весна, про­ талины, капель, лужи, ледоход, под­ снежник, оттепель, почки, перво­цвет, скворечник, скворец, грач, по­ловодье, наводнение,ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки. Глагольный словарь: бежать, жур­чать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть. Словарь признаков: клейкий, зеле­ный, пушистый, холодный, прозрач­ный, звонкий, быстрый, нежный, бе­лоснежный, хрупкий, душистый, удобный,весенний,тонкий, яркий,ароматный, грязный. Словарь наречий: холодно, тепло, солнечно,ярко,светло, красиво. Антонимы: холодный-теплый, про­зрачный - мутный, сильный - сла­бый, быстрый - медленный, ранняя - поздняя, светлый - темный, ран­няя-затяжная. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (весна - весенний, бумага — бумаж­ный); приставочных глаголов (уплывает, отплывает); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (лужа — лужица); 4)прилагательных от наречий (дружно— дружная); 5) сложных слов (первоцвет, ледоход). Подбор родственных слов: весна ,луч. Многозначность: луч.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: листочек — клей­кий. Образование множественного числа существительных. Лужа -лужи. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один скворец, мой ко­раблик, много ручейков. Предложно-падежное управление.(Винительный.) На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу). Повесим скворечник (предлог «на»:липу, на березу). На огороде (мы посадим огурцы, по­мидоры). Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.Игры на восприятие цвета, формы, размера: Весенние звуки (капель, крики птиц, ручей журчит). Запахи весны (цветы, мокрая зе­лень, трава). 4. Проблемные вопросы: Почему весна приходит после зимы, а не после осени? Почему так называют: веснушки ,первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель. 5.Объясни значение выражений: лед тронулся; первая ласточка Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы. Рассказы по темам: Весенние изменения в природе. Докажи, на картинке весна. Игры детей весной. Труд взрослых весной. Чем тебе нравится весна.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6). Рисование прямых и волнистых линий; обведение пунктирных линий; состав­ление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам.

Тема 20: ЛЕТО

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: лето, жара, солнце, отпуск, отдых, погода, море, пляж, загар, пора, июнь, июль, август, панама, сарафан, бо­соножки, сандалии, велосипед, лодка, удочка, очки, купальник, лес, сад, огород, ягоды, огородник, ягодник, садовник, качели, ливень, гроза, радуга, зелень, прохлада. Глагольный словарь: цвести, рас­ти, собирать, одевать, обувать, от­дыхать, загорать, плавать, купаться, греть, созревать, жарить, играть. Словарь признаков: изумрудная, свежая, солнечный, жаркий, летний, теплый, прохладный, дождливый. Словарь наречий: тепло, жарко,прохладно,свежо,весело,ярко. Антонимы: холодный - жаркий, солнечный - дождливый, тепло - све­жо. Синонимы: прохладно — свежо. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (лето - летний, июнь — июньский); 2) глаголов от существительных (загар — загорать); 3)наречий от существительных (жара— жарко). существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (солн­це—солнышко); существительных от существитель­ных (огород - огородник). 8.Подбор родственных слов: отдых, море, ягода, жара.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: ягоды — спелые. Образование множественного числа существительных. Огород- огороды, пляж - пляжи. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна удочка, моя лодка, много рыбы. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи.) Варенье (предлог «из»: варенье из клубники, из смородины). Что соберем? (землянику, малину). На лугу (поймал жука, стрекозу). Что возьмешь? (возьму сачок, удоч­ку). Где отдыхаешь? (предлоги «в», «на»: в деревне, на море). На чем катаемся? (предлог «на»: на велосипеде, на лодке). 1. Загадки. 2. Да-нетка(задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация:предметы для лета: для туризма, для рыболов­ства, для огорода. 4. Проблемные вопросы:   — Как сохранить воспоминания о лете? — Почему так называют: садовник, огородник, качели, зелень, босо­ножки, купальник. 5.4-й лишний: — летняя одежда - зимняя одежда; — летняя обувь - зимняя обувь; — предметы, используемые летом - в другие времена года; — лето - другие времена года. 6.Объясни значение выражений: — витать в облаках.   I. Загадки-описания. II. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы. Рассказы по темам: -Признаки лета. - Чем тебе нравится лето? - Лето в лесу. -Отдых у моря. - Докажи, что на картинке лето. - В деревне у бабушки. - Как ты провел лето?  
5. Развитие графических навыков
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам.

Тема 21: ЦВЕТЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
. Предметный словарь: цветы, рас­тения, мак, астра, тюльпан, георгин, роза, ирис, нарцисс, гладиолус, хризантема/ландыш, фиалка, коло­кольчик, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, василек, кувшинка, ли­лия, незабудка, подснежник, перво­цвет, стебель, корень, лист, цветок, бутон, клумба, поле, луг, лес, семеч­ко, луковица, букет, розарий, цвет­ник, цветовод, цветочница. Глагольный словарь: расти, цвес­ти, опадать, засыхать, раскрывать­ся, сажать, выкапывать, срывать, собирать, нюхать. Словарь признаков: водные, поле­ вые, луговые, садовые, лесные, не­жные, ароматный, яркий, красоч­ный, белоснежный, фиолетовый, душистый, красивый, красный, си­ний, голубой, розовый, бордовый. Словарь наречий: ярко, рано, быс­тро, долго. Антонимы: яркий - блеклый, круп­ный - мелкий, большой - малень­кий, живой - искусственный. Синонимы: клумба - цветник. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (поле - полевой); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (луг —лужок); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существительных (роза — розарий); 6) сложных слов (цветовод, подснеж­ник). Подбор родственных слов: цветок, роза. Многозначность: лист.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: колокольчик — го­лубой. Образование множественного числа существительных. Роза - розы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один мак; моя ромашка; много васильков. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.) — Из чего букет? (предлог «из»: из ма­ков). —Где растут цветы? (предлоги«в», «на», «у», «по», «за»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предметно ответам «да», «нет»). Классификация: садовые, полевые, лесные, водные цветы. Игры на восприятие цвета, формы, размера:   Подбери цветок к цветовым симво­лам (сиреневый - сирень, белый - ландыш). Что изменилось на клумбе? 5. Проблемные вопросы: Как надолго сохранить срезанные цветы? Почему так называют: подснежник, первоцвет, цветочница, колоколь­чик. 6. 4-й лишний: цветы - деревья; садовые цветы - полевые цветы; лесные цветы - цветы, которые ра­стут в водоемах Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы. Рассказы по темам: Зачем нужны цветы? Почему нельзя рвать цветы в лесу? Мой любимый цветок. Как люди ухаживают за цветами? Посадим цветок. Жизнь цветка от семечка до семеч­ка. Сказка о клумбе, хвастливом тюль­пане и его соседях.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых и косых линий, рисование по клеточкам, дорисовывание предметов по образцу; упражнения на развитие навыков конструирования.

Тема 22: НАСЕКОМЫЕ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: насекомые,оса, пчела, шмель, жук, муравей,кузнечик, муха, комар, гусеница,бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, уси­ки, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, тля, роса, жук-дрово­сек, жук-водомер. Глагольный словарь: летать, пол­зать, шевелить, строить, собирать ,жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, стрекотать, ловить. Словарь признаков: летающий, по­лосатый, рогатый, маленький, вредный, полезный, красивый, лег­кий, сильный, яркий. Словарь наречий: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко. Антонимы: маленький - большой, громко - тихо, быстро – медленно ,вредный - полезный. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (комар - комариный); 2)приставочных глаголов (улетел, при­летел); 3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (комар —комарик); 4)глаголов от существительных (писк —пищит); 5) сложных слов (трудолюбивый). Подбор родственных слов: пчела,муравей. Многозначность: крыло.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: муравей - трудо­любивый. Образование множественного числа существительных. Оса -осы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными, Один жук, наш улей, много кузнечиков. Предложно-падежное управление. (Винительный, Творительный, Предложный падежи.) Кого поймал? (муху, кузнечика). Что несет муравей? (травинку, лис­тик). Куда села муха? (предлог «на»: на стену, на окно). Чем поймали бабочку? (сачком, па­намкой). Кто где живет? (предлоги «в», «на»: пчелы в улье, муравей в муравейни­ке, жук на дереве).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: летающие, полза­ющие, организованные. Игры на восприятие цвета, формы размера: — Узнай предмет по его части. 5.Проблемные вопросы: —Почему так называют: муравейник ,плавунец, дровосек, водомер. 6.4-й лишний: насекомые- птицы; летающие насекомые - нет; полосатые насекомые - нет; жуки - нет. 7. Объясни значение выражений: тружусь как пчелка; сделать из мухи слона; как сонная муха; мухи не обидит.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (пчела - оса; оса - шмель). Рассказы по темам: Путешествие муравья. Жизнь бабочки. Жизнь муравейника. Жизнь пчел. Рассказ о насекомом. Зачем нужны насекомые. Вред и польза насекомых. Если бы я был бабочкой. Если бы я был пчелкой.  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, рисо­вание и дорисовывание предметов по образцу; выкладывание контуров предметов из палочек.

Тема 23: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: животные,корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребе­нок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок , хлев, хозяйка, хозяин, свинарка , доярка, конюх, грива ,вымя, копыта, рога, хвост, морда. Глагольный словарь: мычать, бле­ять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить. Словарь признаков: крупный, мел­кий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушис­тый, верный, быстрый, густой. Словарь наречий: быстро, медлен­но, жалобно, тонко, полезно, тепло. Антонимы: большой - маленький, крупный - мелкий, быстро - мед­ленно. Синонимы: будка - конура, осел - ишак. Словообразование: 1} прилагательных от существительных (коза - козий); приставочных глаголов (ускакать, прискакать); существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (соба­ка—собачка); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существитель­ных (конь — конюшня, конюх, кот — котенок);глаголов от звукоподражаний (мы­чать, хрюкать). Подбор родственных слов: корова,теленок, конь, кот. Многозначность: хвост, конь.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка — пушис­тая. Образование множественного числа существительных. Конь -кони. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один кот, мой конь, мно­го коров. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи.) Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота). У кого кто? (предлог «у»: у коровы те­ ленок, у козы козленок.) Накормим животных (корову сеном, собаку мясом). Где живут? (предлоги «в», «на»: со­бака в конуре, конь на конюшне). Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).   Загадки. Да-метка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»}. 3. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Найди мам детенышам. Кого чем покормила хозяйка? Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части. 4. Проблемные вопросы: Смогут ли домашние животные вы­жить на воле? Почему? Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница. 5. 4-й лишний: домашние животные - дикие живот­ные; домашние животные - домашние птицы; детеныши – взрослые животные; домашние животные с рогами - до­машние животные без рогов. 6. Объясни значение выражений: как корова языком слизала; как кошка с собакой; покупать кота в мешке.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (олень - верблюд, коза - ко­рова, лошадь - осел). Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние животные? Как люди ухаживают за домашними животными? Сказка о любимом домашнем жи­вотном. Хвастовство домашних животных. Если бы я был котенком...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование параллельных прямых линий, рисование по клеточкам, рисование предметов по образцу.

Тема 24: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: птицы, кури­ца, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, ин­дюк, индюшка, индюшонок, курят­ ник, птичник, хозяйка, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гре­бень, перепонки, птицефабрика, птенцы, корм, наседка, несушка,двор. Глагольный словарь: клевать, кор­мить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, перевали­ваться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать. Словарь признаков: крупный, мел­ кий, белый, пестрый, желтый, пуши­стый, легкий, большой, маленький, важный. Словарь наречий: быстро, медлен­но, легко, жалобно. Антонимы: большой - маленький,крупный - мелкий, быстро - мед­ленно. Синонимы: курица, наседка, несуш­ка. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (утка- утиный); 2)существительных от прилагательных (пестрый — пеструшка); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (кури­ца—курочка); существительных от существительных (корм — кормушка, утка — утенок); глаголов от звукоподражаний (гого­тать). сложных слов (птицефабрика, белоголовый). Подбор родственных слов: птица, курица, петух. Многозначность: крыло. гребень.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: цыпленок - жел­тый. Образование множественного числа существительных. Утка - утки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один петух, моя курица, много гусят. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.) Для кого корм? (предлог «для»: для курицы, для коровы). Чем кормим? (сеном, пшеном). Где живут? (предлог «в»: в гнезде, в дупле). Птичьи прятки (предлоги «в», «на»,«за», «под»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.Игры на восприятие цвета, формы,размера: Найди птенцам маму. Кого чем покормила хозяйка? Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части. 4.Проблемные вопросы: Можно ли вывести цыплят из яиц без курицы? Почему так называют: курятник, птичник. 5.4-й лишний: домашние птицы - дикие птицы; водоплавающие - нет; взрослые птицы - птенцы. 6.Объясни значение выражений: пух и перья полетят; как с гуся вода; носиться, как курица с яйцом; пишет, как курица лапой. Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (два цыпленка, цыпленок и утенок). Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние птицы? Как из яйца получится петушок? Приключение на птичьем дворе. Как люди ухаживают за домашними птицами? Если бы я был цыпленком...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Рисование прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам, обведение предметов по контуру, рисование предметов по образцу, упражнения на развитие навыков конструирования.

Тема 25: ПТИЦЫ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
Предметный словарь: птицы, лас­ точка, аист, цапля, журавль, скво­рец, грач, иволга, кукушка, ворона,сорока, воробей, галка, чайка, сова,голубь, филин, дятел, клест, гнездо,яйца, птенцы, клин, стая, крыло,хвост, клюв, лапа, хохолок, болото,лес, озеро,пингвин,страус. Глагольный словарь: поют, кричат, щебечут, каркают, чирикают, ворку­ют, кружат, летают, вьют, высижи­вают, кормят, выводят, клюют, зи­муют, голодают, нахохлился. Словарь признаков: перелетные, зимующие, насекомоядные, сует­ливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пестрый, ночной, крылатый, ма­ленький, голосистый, шустрый. Словарь наречий: громко, быстро, холодно. 5. Антонимы: зимующие -перелетные, яркий - невзрачный, 6.Словообразование: 1) прилагательных от существительных (ворона - воронье); 2)приставочных глаголов (улетел, прилетел); 3)существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (гнез­до — гнездышко); 4)глаголов от звукоподражания (чирикать, каркать); 5)существительных от существительных (галка — галчонок); 6)сложных слов (длинношеяя, водо­плавающая). 7. Подбор родственных слов: птица, ворона, корм, гнездо, кукушка.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: воробей — шуст­рый. Образование множественного числа существительных. Аист - аисты. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один соловей; моя кор­мушка; много дятлов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Вини­тельный, Творительный, Предлож­ный падежи.) Кто больше, кто меньше? (ворона больше воробья, но меньше аиста). Кому корм? (предлог «для»: для ла­сточки). Кого увидим у кормушки? (Галку,голубя). —Где живут птицы? (предлоги «в»,«на»: в гнезде, на дереве).   .Развитие психических функций Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: перелетные, зиму­ющие птицы. Игры на восприятие цвета, формы,размера: Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части (клюв -аист, ветки - гнезда). 5.Проблемные вопросы: Как перелетные птицы находят до­рогу домой? Как помочь зимующим птицам перенести зиму? Почему так называют: поползень, мухоловка, горихвостка, кормушка, скворечник, птицелов. 6.4-й лишний: дикие птицы - домашние птицы; птицы - животные; зимующие птицы - перелетные пти­цы; водоплавающие - нет; большие - маленькие птицы. 7.Объясни значение выражений: желторотый птенец; первая ласточка; считать (ловить) ворон; белая ворона.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы. Рассказы по темам: Птицы - наши помощники. Жизнь перелетных птиц. Поможем птицам зимой. Как построить кормушку. Если бы я был воробьем...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Рисование точек, прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам.

Тема 26: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4.Связная речь
1. Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, бел­ка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, анти­лопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, пе­сец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хо­бот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джун­гли, льдина, Север, хищник, охотник. 2.Глагольный словарь: нападать, за­щищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть. Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, все­ядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый. Словарь наречий: быстро, сильно 5. Антонимы: маленький - большой, крупный - мелкий, высокий - низ­кий, трусливый - храбрый, добрый - злой,неповоротливый - провор­ный, короткий - длинный. 6. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (заяц заячий); 3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка — белочка); 5) существительных от существительных (медведь — медведица, медве­жонок); 6) сложных слов (толстокожий, длиннохвостый). Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. Многозначность: заяц, морж.   1.Подбор признаков к предмету. Уз­ навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: заяц - трусливый. 2. Образование множественного числа существительных.Волк -волки. 3. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными.Один заяц; мой еж; мно­го белок. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.) — Кто у кого? (предлог «у»: у белки бельчата). — Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежатами). — Кто чем защищается? (ежик защи­щается иголками, лось-рогами...). — Кем нарядились на Новый год? (на­рядимся зайцами). — Где живут? (предлог «в»: лиса жи­вет в норе). — Кто где прячется? (предлоги: «в», «на», «за», «под»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: хищники, травоядные, всеядные, животные Севера, жарких стран, средней полосы. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай предмет по контуру. Для кого угощение? Узнай предмет по его части. Кто кого боится? 5. Проблемные вопросы: Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и не­уклюжий? Почему так называют: носорог, зоо­парк, травоядный, всеядный. 6. 4-й лишний: —дикие животные-домашние животные; взрослые животные - детеныши; животные средней полосы - живот­ные жарких стран; животные с гривой - животные без гривы; животные с копытами - животные без копыт. 7. Объясни значение выражений: гоняться за двумя зайцами; вертеться, как белка в колесе; волк в овечьей шкуре; сделать из мухи слона; держать в ежовых рукавицах.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы. Рассказы по темам: Как звери готовятся к зиме? Как нужно вести себя в лесу? Как животные защищаются от хищ­ников? В зоопарке. Зачем животным уши, нос, хвост, лапы ? Сказка о любимом животном. Если бы я был зайцем... Если бы я был медведем...  
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6). Рисование прямых линий, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам, упражнения на развитие навыков конструирования.

Литература

1. ФиличеваТ.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: Воспитание и обучение. — М.: Гном-Пресс, 1999.

2. КисловаТ.Р. По дороге к азбуке. — М.: Баласс, 1999.

3. ТкаченкоТ.А. Если дошкольник плохо говорит. -- СПб.: Акцидент, 1998.

4. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

Содержание

От автора......................................................................................................... 3

Тема 1: ОСЕНЬ............................................................................................... 4

Тема 2: ОВОЩИ............................................................................................. 6

Тема 3: ФРУКТЫ ........................................................................................... 8

Тема4: ИНСТРУМЕНТЫ.............................................................................. 10

Тема 5: ДЕРЕВЬЯ......................................................................................... 12

Тема 6: ДОМ................................................................................................. 14

Тема 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ....................................................................... 16

Тема 8: МЕБЕЛЬ.......................................................................................... 18

Тема 9: ПОСУДА......................................................................................... 20

Тема 10: ПРОДУКТЫ.................................................................................. 22

Тема 11: ГОРОД........................................................................................... 24

Тема 12: ТРАНСПОРТ................................................................................. 26

Тема 13: СЕМЬЯ.......................................................................................... 28

Тема 14: ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА................................................................ 30

Тема 15: ОДЕЖДА....................................................................................... 32

Тема16:ОБУВЬ............................................................................................. 34

Тема 17: ИГРУШКИ.................................................................................... 36

Тема 18: ЗИМА............................................................................................ 38

Тема 19: ВЕСНА.......................................................................................... 40

Тема 20: ЛЕТО............................................................................................. 42

Тема 21: ЦВЕТЫ.......................................................................................... 44

Тема 22: НАСЕКОМЫЕ............................................................................... 46

Тема 23: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.......................................................... 48

Тема 24: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.................................................................. 50

Тема 25: ПТИЦЫ......................................................................................... 52

Тема 26: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.................................................................... 54

Литература................................................................................................... 56

Наши рекомендации