Характеристики насыпных грузов 4 страница
1 — буровой станок; 2 — погрузочно-транспортная машина; 3 — рудопуск; 4 — состав электровозной откатки; 5 — опрокидыватель вагонеток; 6 — бункер; 7 — питатель; 8—грохот; 9 — дробилка; 10 — скип; 11 — подъемный ленточный конвейер; 12 — вертикальный шахтный ствол
Рассмотрим основные, наиболее распространенные, схемы электровозной откатки, применяемые в зависимости от мощности рудного тела. При разработке жильных месторождений малой мощности применяют схему (рис. 3.3, а), по которой погрузку вагонеток производят «а рудном штреке 3. При разработке месторождений средней мощности широко используют схему (рис. 3.3, б) с полевым штреком 5 (основная транспортная выработка) и тупиковыми ортами 6, вкоторых производят загрузку вагонеток. При разработке мощных месторождений применяют высокопроизводительную схему откатки (рис. 3.3, в) с кольцевыми ортами 6. Для разделения потока груженых и порожних составов на крупных рудных шахтах проходят квершлаги 7 и 8.
На открытых горных работах в связи с большим разнообразием рудных месторождений выбор схем и видов транспорта зависит, в основном, от производственной мощности (по горной массе) карьера и расстояния транспортирования, а также от физико-механических свойств пород и руды, условий залегания рудного тела и принятой системы его разработки, применяемого погрузочного оборудования, климатических условий и др. Так, на открытых разработках наиболее широко применяют железнодорожный и автомобильный, реже конвейерный и гидротранспорт. В некоторых карьерах используют гравитационный транспорт. С увеличением глубины карьеров и масштабов работ применяют комбинированный транспорт: автомобильный с железнодорожным или конвейерным, железнодорожный с конвейерным. Комбинированный транспорт с использованием конвейеров позволяет внедрить циклично-поточную систему открытой разработки руд.
Рис. 3.3. Схемы горизонтов электровозной откатки: 1 — главный ствол; 2 — погрузочный пункт; 3 — рудный штрек; 4 — вспомогательный ствол; 5 — долевой штрек; 6 — орт; 7, 8 — квершлаги
3.3. Основы безопасной технической эксплуатации транспортных машин
В соответствии с ГОСТ 25866—83 эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия (машины) при использовании по назначению, хранении и транспортировании (ГОСТ 18322—78).
Нормальная работа в течение наибольшего времени при минимальных затратах обеспечивается правильной организацией эксплуатации транспортной машины путем создания необходимых условий для работы машины, содержания ее в технически исправном состоянии и обеспечения безопасных и комфортных условий труда для обслуживающего персонала, а также соблюдением правил безопасности (ПБ) и правил технической эксплуатации (ПТЭ).
Основным эксплуатационным документом является инструкция по эксплуатации конкретной машины, составленная заводом-изготовителем. Инструкция по эксплуатации включает: техническое описание машины, содержащее описание ее устройства, принцип действия, технические характеристики и другие сведения; указания по мерам безопасности; инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машины; раздел по эксплуатации, включающий правила эксплуатации машины, характерные неисправности и методы их устранения; указания по техническому обслуживанию.
На основании инструкции завода-изготовителя горное предприятие разрабатывает свою инструкцию по эксплуатации машины, которая должна отражать горно-геологические и горнотехнические условия добычи полезного ископаемого и включать такие данные как права, обязанности и ответственность обслуживающего персонала, последовательность пуска и остановки транспортной машины, порядок приемки исдачи смены, правила техники безопасности и др.
3.4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных машин
От правильной организации технического обслуживания и ремонта зависят надежность и долговечность транспортных машин. На горно-добывающих предприятиях созданы две службы — механическая и энергетическая, которые занимаются вопросами эксплуатации, технического обслуживания и ремонта соответственно механического и энергетического оборудования. В отечественной практике принята система планово-предупредительного ремонта (ППР), базирующаяся на принципе сохранения надежности оборудования, заложенной в его конструкции, и обеспечивающая возможность безаварийной эксплуатации машин с минимальными затратами.
Система ППР есть совокупность организационных и технических мероприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов, механизмов и повышение надежности оборудования.
Ремонт — комплекс работ, выполняемых с целью поддержания и восстановления исправности или работоспособности.
Для проведения системы ППР используется метод периодических ремонтов, по которому ремонт производят после отработки машиной определенного количества часов или по выполненному машиной объему работ, например, пробег (км или т-км), объем перевезенной горной массы (т или м3) и т. д. На отечественных горно-рудных предприятиях ремонт производят согласно Положению о планово-предупредительных ремонтах оборудования итранспортных средств на предприятиях Министерства металлургии СССР.
Система ППР включает техническое межремонтное обслуживание, текущий и капитальный ремонты. Техническое обслуживание состоит из ежесменного (О) и ежедневного (ЕО) обслуживаний и периодических технических осмотров (ТО), проводимых через определенное время.
Ежесменное техническое обслуживание транспортных машин выполняют перед началом смены или во время перерыва в работе, а ежедневное — в рабочую или ремонтную смены. Ежесменное и ежедневное технические обслуживания в зависимости от вида машины включают наружный осмотр, обтирку, чистку, проверку исправности всех узлов и механизмов, подтяжку, регулировку, смазку и другие операции, указанные в инструкции. Сведения о всех выявленных неисправностях машин заносятся в специальный журнал.
Технические осмотры проводят с целью контроля технического состояния транспортных машин, выявления и устранения неисправностей, а также для уточнения объема работ последующего ремонта.
Технические осмотры, периодичность которых определяется инструкцией по эксплуатации машины, кроме работ по ежесменному и ежедневному обслуживанию, включают регулировку узлов иагрегатов, выявление и устранение их неисправностей, замену изношенных деталей, смазку согласно карте смазки и др.
Текущий ремонт — наименьший по объему вид планового ремонта, включающий все виды технического обслуживания, а также частичную разборку машины, замену отдельных изношенных деталей, узлов и агрегатов, сборку, регулировку и испытание машины под нагрузкой. Текущий ремонт производит ремонтная бригада слесарей.
Капитальный ремонт, проводимый через несколько текущих ремонтов в соответствии с ремонтной ведомостью, предусматривает полную разборку машины, замену и восстановление всех изношенных деталей, сборку и регулировку. При проведении капитального ремонта широко используют узловой и агрегатный методы, когда вместо неисправных устанавливают новые или заранее отремонтированные узлы и агрегаты, что позволяет сократить время ремонта и улучшить его качество. В результате капитального ремонта полностью восстанавливается работоспособность машины и ее внешний вид.
Периодичность ремонтов транспортных машин определяется графиками ППР, составленными по ремонтным нормативам. В графиках указываются: длительность ремонтного цикла, обусловленная временем работы машины между двумя капитальными ремонтами или для новой машины — временем от начала эксплуатации до первого капитального ремонта; структура ремонтного цикла — перечень и последовательность повторяющихся ремонтных работ, выполняемых между капитальными ремонтами; периодичность ремонтов и технических осмотров — время работы машины между двумя очередными ремонтами или техническими осмотрами; трудоемкость (чел.-ч) и затраты времени (ч) на отдельные виды ремонта.
Для каждого вида транспортной машины составляют ремонтные циклы, представляющие собой периодичность выполняемых ремонтов, например Т1 — Т1 — Т1 — Т1 — Т2 — Т1 — Т1 — — Т1 — Т1 — Т3 … — К,где Т1, Т2, Т3 — текущие ремонты соответственно первого, второго и третьего порядков, проводимые с интервалом через определенное количество часов работы машины (сложность ремонта повышается с увеличением индекса); К — капитальный ремонт.
Основным фактором, определяющим необходимость проведения очередного ремонта, является выход из строя отдельных деталей или узлов или их значительный износ, способный привести к отказу машины в процессе работы. Чтобы поддерживать длительное время работоспособность транспортной машины, производят плановые текущие ремонты (годовые, ежемесячные).
Годовой график ремонтов отражает периодичность и вид ремонта, длительность его выполнения, а также включает в себя заявки на сменные детали и сборочные единицы, материалы, инструменты, штатное расписание ремонтных рабочих. На основании годового графика текущих ремонтов составляют месячные графики ППР, в которых указывают даты начала ремонтов в планируемом месяце и продолжительность каждого ремонта. По каждому текущему ремонту составляют ремонтную ведомость.
3.5. Автоматизация транспортных машин и процесса транспортирования, диспетчеризации
Автоматизация производства — основа развития современной промышленности, генеральное направление технического прогресса. При автоматизации производства функции управления и контроля, ранее выполняемые человеком, передаются приборам, аппаратам и автоматическим устройствам.
Автоматизация технологических процессов в горнорудной промышленности, в частности, процесса транспортирования, обеспечивает постоянную взаимосвязь входящих в комплекс машин, повышение производительности горняков и уменьшение обслуживающего персонала, увеличение срока службы и повышение надежности машин, поддержание оптимальных режимов их работы.
Различают частичную, комплексную и полную автоматизацию.
Частичная автоматизация обеспечивает автоматическое управление отдельными машинами или механизмами, не имеющими связей и блокировок со всеми машинами, участвующими в едином технологическом процессе транспортирования.
Комплексная автоматизация обеспечивает автоматическое управление всеми транспортными машинами и вспомогательными устройствами, участвующими в процессе транспортирования, по заданным режимам и программам. При комплексной автоматизации функции обслуживающего персонала сводятся к выбору режимов работы, управлению комплексом машин и контролю за процессом транспортирования.
Полная автоматизация является высшей ступенью автоматизации и обеспечивает выполнение всех функций по управлению машинами без непосредственного участия человека. Роль человека при полной автоматизации сводится к контролю за работой приборов автоматизации. Полная автоматизация возможна только при механизации всех основных и вспомогательных процессов.
В настоящее время произведена частичная автоматизация шахтного и карьерного транспорта и начато внедрение комплексной автоматизации.
На рудных шахтах получила распространение система автоматического управления движением электровозов с помощью сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и диспетчеризации. Начато внедрение системы автоматического вождения поездов без машиниста по заданному маршруту.
Организация движения самоходного оборудования осуществляется автоматической системой светофорной сигнализации и блокировки (АССБ), обеспечивающей с помощью путевых датчиков регистрацию движения самоходных машин по трассе и управление светофарами.
Наиболее полная автоматизация, достигнутая на конвейерном транспорте, включает в себя: автоматическое дистанционное управление отдельными конвейерами и конвейерными линиями, обеспечивающее последовательный пуск конвейеров в порядке, обратном направлению грузопотока, и другие функции; автоматические контроль и регулирование режимов работы конвейеров (например, регулирование скорости ленты в соответствии с требуемой производительностью и др.).
На некоторых транспортных установках, полная автоматизация которых технически сложна и экономически нецелесообразна, применяют дистанционное управление с выносных пультов и пунктов управления, совмещение операций, выполняемых обслуживающим машины персоналом, диспетчерский контроль. К таким установкам относятся скреперные лебедки, электровозы с дистанционным управлением при погрузке и разгрузке руды, вагоноопрокидыватели, установки для обмена вагонеток в клетях на приемных площадках.
Дистанционное управление с автоматизацией отдельных операций внедрено на погрузочно-транспортных машинах с целью использования их в опасных зонах, камерах и погрузочных заездах, на пунктах загрузки автосамосвалов вибропитателями и т. д. Дистанционное управление отдельными установками, например, конвейерными линиями, может осуществляться с диспетчерских пунктов, оснащенных для отображения информации и измерения технологических параметров диспетчерскими мозаичными щитами и пультами с мнемосхемами и измерительными приборами.
Для поддержания в оптимальном режиме процессов транспортирования применяют автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), включающие датчики контроля, телемеханические каналы связи, ЭВМ и органы управления. Такая автоматическая система обеспечивает сбор, обработку и выдачу диспетчеру информации о состоянии и местонахождении транспортных машин, выбор пунктов назначения (например, погрузочных и разгрузочных пунктов), выработку и передачу диспетчеру оптимального маршрута движения транспортных машин.
3.6. Мероприятия по снижению запыленности, шума и вибрации транспортных машин
При работе на рудничном транспорте организм человека подвергается воздействию неблагоприятных производственных факторов, таких как повышенная запыленность воздушной среды и ее загрязнение вредными примесями отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, повышенные шум и вибрации, источниками которых являются некоторые транспортные машины и вспомогательные механизмы. С целью доведения до санитарных норм запыленности и содержания в воздухе вредных примесей, снижения температуры, уровня шума и вибрации проводят комплекс оздоровительных мероприятий, совершенствуют отдельные узлы транспортных машин, что обеспечивает значительное улучшение условий труда обслуживающего персонала.
Повышенная запыленность воздуха возникает при движении транспортных машин, особенно в местах погрузки и разгрузки горной массы. Основными способами снижения запыленности воздуха являются вентиляция, устройство водяных завес, орошение водой горной массы. Некоторые погрузочные и погрузочно-транспортные машины оборудуют индивидуальными оросителями, установленными на самих машинах.
Для снижения в воздухе до санитарной нормы токсичных компонентов, содержащихся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания, проводят комплекс мероприятий, основными из которых являются подача дополнительного количества свежего воздуха и газоочистка с помощью специальных нейтрализаторов, установленных на самоходных транспортных машинах.
При работе на больших глубинах и в карьерах при повышенной температуре окружающего воздуха кабины транспортных машин оборудуют установками кондиционирования воздуха.
Для уменьшения шума и вибрации все шумогенерирующие агрегаты транспортных машин закрепляют на вибропоглощающих резинометаллических амортизаторах, а на пневматических и дизельных двигателях устанавливают глушители. Рабочие опорные площадки (подножки) погрузочных машин снабжают виброзащитной подвеской. Сиденья, установленные в кабинах транспортных машин, покрывают виброизолирующими материалами и оборудуют подрессоривающей и демпфирующей системами (например, пружинной подвеской с гидравлическим амортизатором). Положение сиденья легко регулируется в соответствии с массой и ростом водителя машины. Снижение вибраций самоходных машин может быть достигнуто за счет обеспечения надлежащего состояния дорог и правильного выбора предельной скоростью движения в зависимости от дорожного покрытия.
На некоторых подземных самоходных машинах устанавливают приборы, контролирующие параметры колебательных движений, что позволяет водителю выбирать скорость машины в соответствии с показаниями этих приборов.
Коренное улучшение условий труда и повышение производительности достигается при полной механизации всех вспомогательных процессов, дистанционном и автоматизированном управлении транспортными машинами. При дистанционном управлении оператор находится в безопасном месте с хорошим обзором, где значительно снижены уровни шума и запыленности воздуха и исключено воздействие вибраций машины. Некоторые транспортные машины оборудованы автоматическими системами управления, что позволяет до минимума сократить время пребывания человека в забое, а в будущем обеспечить безлюдную выемку полезных ископамых.
3.7. Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой задачу первоочередной экономической и социальной значимости. Подземная разработка полезных ископаемых по сравнению с открытой разработкой позволяет сохранить земельные угодья, однако при этом часть земельных площадей приходится занимать под отвалы пустой породы, наземные сооружения, транспортные коммуникации.
Эксплуатация рудничного транспорта, используемого при подземной добыче руд, тесно связана с вопросами охраны окружающей среды. Так, например, применение трубопроводного транспорта для твердеющей и гидравлической закладки позволяет при правильно выбранной системе разработки повысить извлечение руд из недр, предотвратить деформацию горных пород и оседание земной поверхности. При использовании попутно добываемых пустых пород в закладочных материалах значительно снижается объем породы, выдаваемой на поверхность. Применение гидротранспорта обусловливает необходимость многократного использования воды по замкнутому циклу. При этом сбрасываемые шахтные воды должны обязательно подвергаться очистке перед сбросом.
Использование трубопроводного транспорта для доставки дизельного топлива на подземные заправочные пункты самоходных машин позволяет предохранить от загрязнения шахтную поверхность и горные выработки. С этой же целью отработанные масла необходимо собирать по сортам в специальные герметизированные контейнеры и в них выдавать на шахтную поверхность.
Генеральным направлением должна быть комплексная переработка сырья, поэтому выдаваемую на поверхность породу необходимо перерабатывать на различные строительные материалы. Если же порода складируется в отвалы, то их необходимо располагать в естественных складках местности или на земельных участках, не пригодных для сельскохозяйственных работ. Для перемещения породы в отвал следует максимальна использовать транспортные машины непрерывного действия (конвейеры, канатные дороги), которые обеспечивают транспортирование породы по кратчайшему пути, не загрязняя воздушную среду отработавшими газами.
При формировании отвалов необходимо принимать меры по обеспечению минимальной запыленности воздушной среды. Отвалы породы после их рекультивации должны приводиться в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите характерные условия эксплуатации транспортных машин на горно-рудных предприятиях.
2. Дайте определение технологической схемы рудничного транспорта. Что такое комбинированная технологическая схема рудничного транспорта?
3. Что такое система планово-предупредительных ремонтов (ППР)? Какие виды технического обслуживания и ремонтов включает система ППР?
4. Дайте определение частичной, комплексной и полной автоматизации транспортных машин и процессов транспортирования.
5. Перечислите основные мероприятия по снижению запыленности рудничной атмосферы, шума и вибрации транспортных машин.
II. РУДНИЧНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
4. САМОХОДНЫЕ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ
4.1. Общие сведения и классификация
К самоходному оборудованию относятся все виды горно-транспортных машин, способных самостоятельно передвигаться по почве выработок на пневмоколесном или гусеничном механизме перемещения с дизельным, электрическим, пневматическим или другим видом привода.
Самоходное оборудование, используемое для комплексной механизации очистных и подготовительных работ при подземной разработке рудных месторождений, разделяют на основное технологическое и вспомогательное.
По назначению и выполняемым операциям самоходные машины можно классифицировать на буровые станки и бурильные установки[1], погрузочные, погрузочно-транспортные и транспортные.
Погрузочная машина производит зачерпывание (захват) исполнительным органом, подъем на определенную высоту и перегрузку горной массы в транспортные средства.
Погрузочно-транспортная машина осуществляет зачерпывание горной массы, ее транспортирование на некоторое расстояние и перегрузку в рудоспуск или в различные транспортные средства.
Транспортная самоходная машина обеспечивает только перемещение горной массы и ее разгрузку. Загрузку транспортных самоходных машин производят различными погрузочными средствами.
К самоходным машинам рудничного транспорта (рис. 4.1) относятся погрузочные машины, подземные экскаваторы ибульдозеры*, подземные автосамосвалы и различные транспортные самоходные машины для перевозки вспомогательных грузов и людей.
Рис. 4.1. Самоходные машины: а — погрузочная ковшовая периодического действия; б — погрузочная с нагребающими лапами непрерывного действия; в — погрузочно-транспортная с ковшовым исполнительным органом и грузонесущим кузовом; г — погрузочно-транспортная с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом; д — подземный автосамосвал с опрокидным кузовом; е — самоходный вагон с донным конвейером
Большинство самоходных машин оснащены пневмошинным механизмом перемещения, реже — гусеничным, и только некоторые конструкции погрузочных машин, которые условно относят к самоходным машинам, имеют колесно-рельсовый механизм перемещения.
На самоходных машинах устанавливают индивидуальный дизельный привод, обеспечивающий мобильное перемещение машины, пневматический и электрический привода, питание которых осуществляется по шлангу, кабелю или троллейному проводу, что, однако, сужает радиус действия и снижает маневренность машины.
На очистных и подготовительных работах в рудных шахтах используют ковшовые пневмоколесные погрузчики, реже — подземные экскаваторы, а также погрузочные машины с парными нагребающими лапами.
Погрузочно-транспортные машины по конструктивному исполнению разделяются на два основных типа: с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), загружающимся за одно или несколько черпаний и служащим для транспортирования горной массы к пункту разгрузки; с ковшовым исполнительным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ), загружаемым за несколько черпаний собственным ковшом. Кроме выполнения основной операции по транспортированию горной массы погрузочно-транспортные машины можно использовать на загрузке транспортных машин, а также на вспомогательных операциях по зачистке почвы выработок, прокладке дорог и доставке в ковше или кузове различных вспомогательных грузов.
К самоходным транспортным машинам относятся: самоходные вагоны, оборудованные кузовом с встроенным в днище скребковым конвейером, предназначенным для распределения горной массы по кузову при погрузке и разгрузке, или опрокидным кузовом небольшой вместимости; автосамосвалы, оборудованные, как правило, опрокидным кузовом, или, реже, телескопическим кузовом, разгрузка которого производится специальным выталкивателем горной массы.
Широко применяются вспомогательные самоходные машины, предназначенные для транспортирования людей, различных грузов и оборудованные устройствами для монтажных, строительных и дорожных работ, оборки и крепления кровли и т. д. Основные преимущества самоходных машин: высокая производительность; мобильность и маневренность, что позволяет увеличить коэффициент использования машин в течение смены за счет сокращения времени на переезды между забоями; универсальность, обеспечивающая использование одних и тех же самоходных машин на подготовительных, очистных и других вспомогательных работах; облегчение труда горнорабочих и повышение культуры производства.
К основным недостаткам самоходного оборудования относятся: высокая стоимость самого оборудования и его эксплуатации;большой штат обслуживания; высокая трудоемкость ремонтных работ; необходимость увеличения сечения выработок для перемещения мощных транспортных машин; значительный расход воздуха на вентиляцию при использовании дизельного привода в подземных условиях, что влечет за собой проходку на крупных шахтах дополнительных вентиляционных стволов.
Применение самоходного оборудования на доставке руды наиболее эффективно при разработке месторождений с мощностью залежей не менее 3—5 м, устойчивыми рудами, при отсутствии большого горного давления. Запас обособленного рудного тела или блока с отдельным заездом для самоходных машин должен составлять около 50÷100 тыс. т в зависимости от типа и производительности используемой машины.
В мировой и отечественной практике самоходные машины широко применяются при различных вариантах камерно-столбовой системы разработки руд, системах этажного принудительного обрушения и подэтажного обрушения горизонтальных слоев с закладкой, камерно-целиковой системе с закладкой и др. Так, на отечественных шахтах самоходным оборудованием добывается около 50% руд цветных металлов, из них 50% — при камерно-столбовой системе разработки, 15% — при этажном и подэтажном обрушениях, 15% — при этажно-камерной системе с отбойкой подэтажных штреков и 20% — при системе разработки с закладкой.
Использование самоходного оборудования влечет за собой значительные изменения в технологии добычи руд, что требует модернизации систем разработки и внесения таких новых элементов как погрузочные заезды с основного горизонта на горизонты бурения и выпуска и наклонные съезды вместо материально-ходовых восстающих.
Благодаря увеличению длины доставки самоходным оборудованием по сравнению со скреперными установками появилась возможность изменения подготовки залежей к отработке и сокращения трудоемкости горно-подготовительных и нарезных работ.
Использование самоходного оборудования на отечественных рудных шахтах, например, по добыче руд цветных металлов, позволило: повысить производительность труда забойного рабочего на очистных работах в 1,5—2,5 раза, на подготовительных работах — в 3—4 раза; сократить в 1,5—2 раза объем подготовительно-нарезных работ на 1000 т добытой руды по сравнению со скреперной доставкой; повысить энерговооруженность труда в 2—3 раза; снизить себестоимость руды на 10—30%.
4.2. Комплексы самоходных машин для очистных и подготовительных работ
Для обеспечения механизации всех звеньев технологических процессов очистных и подготовительных работ на практике формируют комплексы самоходных машин, в которые кроме самоходных погрузочных, погрузочно-транспортных и транспортных машин входят самоходные бурильные установки. Самоходные машины вспомогательного назначения (машины для перевозки людей, топливозаправщики, передвижные мастерские, краны и др.) не входят в основные комплексы самоходных машин для очистных иподготовительных проходческих работ, а являются составной частью участковых или общешахтных специализированных служб и предназначены для обслуживания нескольких основных комплексов.
Составкомплексов самоходных машин для очистных и подготовительных проходческих работ, отличающихся типоразмерами машин и их числом, рекомендуется выбирать с учетом природных, технологических и экономических факторов (мощности иугла залегания рудного тела, системы разработки, крепости и устойчивости руды и вмещающих пород, схемы транспортирования руды и производительности оборудования, капитальных затрат на приобретение, доставку и монтаж оборудования, затрат на его эксплуатацию и ремонт), а также с учетом обеспечения безопасности труда.
Эффективность использования комплекса значительно повышается, если входящие в комплекс самоходные машины оснащены одинаковыми приводами и механизмами перемещения. Для конкретных условий эксплуатации выбор наиболее рационального набора оборудования самоходного комплекса производят на основании технико-экономических методов сравнения различных вариантов.
Так как характер работы погрузочно-транспортных и транспортных самоходных машин при проходке выработок и выемке руды взрывной отбойкой существенно не отличается, то в проходческие и очистные комплексы в определенных условиях эксплуатации могут входить одни и те же самоходные машины. Область применения самоходных комплексов определяется, в основном, конструкцией погрузочно-транспортной или транспортной машины, входящей в комплекс (табл. 4.1).
Погрузочно-транспортные машины с грузонесущим ковшом (типа ПД) различной грузоподъемности, оснащенные дизельным приводом, применяют на очистных и подготовительных работах при длине транспортирования 50—400 м и сечении выработок от 6 до 14 м2.
Погрузочно-транспортные машины с ковшом и кузовом (типа ПТ), оснащенные пневмоприводом, применяют, в основном, при проходке выработок и, реже, на очистных работах при длине транспортирования 30—100 м.
Таблица 4.1