Реформирование Компании в отчетный период (2006 год)
Планом мероприятий ОАО «РЖД» по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы в 2006 году было предусмотрено 12 мероприятий, которые выполнены в полном объеме.
Была разработана целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг к концу третьего этапа реформы, направленная на достижение целей реформирования отрасли: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, гармоничное развитие транспортной системы страны, снижение транспортной нагрузки на народное хозяйство и удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги.
Изменение тарифов на грузовые перевозки за предыдущие периоды характеризуется сдерживанием их роста относительно динамики цен в промышленности, что стимулировало развитие экономики страны и снизило инфляционное влияние железнодорожного транспорта (если в 2003 году оно составляло п.п., то в 2006 году снижено до 0,43 п.п.).
В ходе реформирования ОАО «РЖД» обеспечило выход на расширенное воспроизводство основных фондов, что также позитивно повлияло на экономическое развитие России. Известно, что инвестиции в железнодорожную инфраструктуру дают трехкратный мультипликативный эффект для роста внутреннего валового продукта.
Все это позволяет сделать вывод о том, что реформирование российского железнодорожного транспорта осуществляется полностью в интересах общества и национальной экономики в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В 2006 году в рамках завершения второго и начала третьего этапа структурной реформы продолжено создание дочерних обществ ОАО «РЖД», с тем, чтобы к концу третьего этапа реформирования выстроить эффективный конкурентоспособный холдинг.
В 2006 году советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании дочернего общества ОАО «РЖД» - частного охранного предприятия (ЗАО «ЧОП «РЖД-ОХРАНА») и создании дочернего общества ОАО «РЖД» в сфере перевозок автомобилей с участием ООО «ТрансГрупп АС» (ОАО «РейлТрансАвто»).
В 2006 году начали хозяйственную деятельность 2 пригородные пассажирские компании ОАО «Волгоградтранспригород» и ОАО «Санкт-Петербург Витебская ППК».
В 2006 года Советом директоров ОАО «РЖД» рассмотрены вопросы:
- О концепции реформирования комплекса, обеспечивающего ремонт и содержание грузового подвижного состава.
- О создании дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Скоростные магистрали».
- О создании дирекции железнодорожных вокзалов.
- О создании СП для реализации проекта скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург – Хельсинки.
Первые результаты работы созданных дочерних обществ ОАО «РЖД» можно признать позитивными: по итогам 2006 года увеличились чистые активы дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», возросла прибыль от продаж и чистая прибыль этих компаний. Так, чистая прибыль ОАО «Трансконтейнер» составила 1 441 971 тыс. рублей, ОАО «Росжелдорпроект» 61 1421 тыс. рублей, ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» 73 618 тыс. рублей. Это свидетельствует о повышении эффективности корпоративного управления ОАО «РЖД» и устойчивом увеличении дополнительных источников денежных поступлений от деятельности дочерних и зависимых обществ.
Реформирование пассажирского комплекса является одной из важнейших задач реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. На третьем этапе предполагается осуществить полное организационно-правовое обособление пассажирских перевозок в дальнем следовании путем создания Федеральной пассажирской компании. Прообразом будущей Федеральной пассажирской компании стала «Федеральная пассажирская дирекция» - филиал ОАО «РЖД», самостоятельная хозяйственная деятельность, которого началась с 1 июля 2006 года. Создание ФПД как переходный этап к ФПК нацелено на то, чтобы процесс преобразования пассажирского комплекса дальнего следования не привел к снижению качества обслуживания пассажиров. На базе ФПД будут отрабатываться финансовые, организационные и иные механизмы работы самостоятельной компании по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.
В 2006 году советом директоров ОАО «РЖД» было принято решение о создании Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ). В соответствии с решением, принятым 26 апреля 2006 года на заседании правления ОАО «РЖД», утвержден перечень вокзалов, подлежащих передаче в Дирекцию железнодорожных вокзалов. С 1 января 2007 года ДЖВ начала самостоятельную хозяйственную деятельность.
Основной задачей третьего этапа является создание предпосылок для привлечения значительного объема инвестиционных ресурсов в реновацию и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как основы дальнейшего развития российской экономики.
Одним из источников привлечения инвестиций является повышение капитализации российских железных дорог, как холдинга, и эффективный вывод акций дочерних компаний на фондовый рынок. ОАО «РЖД» разрабатывается комплекс мер, направленных на повышение капитализации дочерних обществ, акции которых будут предлагаться к продаже в 2007-2008 годах.
Параметры отчета
Общие сведения об Отчете
Социальный отчет ОАО «РЖД» составлен по итогам работы Компании в 2006 году. Это первый Отчет о корпоративной социальной ответственности Компании, представляемый широкой общественности. Отчет содержит подробную информацию о социальных и экологических проектах Общества, об охране труда и здоровья, о развитии персонала и отношениях с различными группами стейкхолдеров, то есть дает подробное представление о социальной и экологической результативности Компании.
В Отчете нашли отражение основные производственно-экономические показатели за 2006 год (и часть наиболее важных показателей 2007 года), иллюстрирующие экономическую результативность Компании. Показана динамика ряда показателей по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года.
В Отчете отражены те усилия, которые предпринимаются Компанией для нейтрализации негативного воздействия и оказания позитивного содействия общественному развитию.
Особое внимание уделено процессам реформирования железнодорожного транспорта и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Отчет составлен с учетом принципов и стандартов в области нефинансовой отчетности версии G3 семейства GRI. В Приложении приведена таблица расположения элементов руководства GRI со ссылками на страницы Отчета.