Определение параметров дороги расчетами
Установление числа полос движения
Число полос движения определяется из сопоставления ожидаемой часовой интенсивности движения по дороге и пропускной способности одной полосы движения по формуле:
,
где n – число полос движения;
Nч - часовая интенсивность движения, авт./час;
Nп - пропускная способность полосы движения, авт./час.
С учетом неравномерности движения в течение суток:
Nч=N/10=6613,8/10=661,4 авт./час
Пропускной способностью полосы движения называется количество автомобилей, которые могут проехать по ней в течение одного часа при обязательном условии обеспечения безопасности движения. В курсовой работе используется упрощенная динамическая модель транспортного потока, согласно которой автомобили перемещаются по полосе движения друг за другом, без обгона и с постоянной скоростью.
В этом случае пропускную способность полосы движения можно определить по формуле: авт./час,
Где v = 120 - расчетная скорость движения, км/час (СНиП, таблица 3);
j = 0,5- коэффициент сцепления;
f = 0,02 - коэффициент сопротивления качению;
l2 = 7,4 - длина автомобиля, м;
lо = 5- запас расстояния, м;
Кэ = 1,4- коэффициент эксплуатационного состояния тормозов.
Принимаем число полос движения n =2.
Определение ширины проезжей части, полосы движения и земляного полотна.
рис. 1
Ширина проезжей части b вычисляется по формуле:
b = bп × n = 3,75 × 2 = 7,5 м.,
где bп - ширина полосы движения, м (рис. 1)
n = 2 - количество полос движения.
Ширина полосы движения:
bп = а + 2 × х = 2,5 + 2 × 0,48 = 3,46 м.,
где а = 2,5 - ширина кузова автомобиля, м;
х - расстояние от кузова до обочины или смежной полосы движения, м;
В соответствии со СНиП принимаем bп=3,75 м
Величина х устанавливается по эмпирической зависимости:
х = 0.004 × v = 0,004 × 120 = 0,48 м
Ширина земляного полотна:
В = b + 2 × t = 7,5 + 2 × 3.75 = 15м.,
где t = 3,75 м - ширина обочины, принимаемая по СНиП.
Принимаем В=15м.
Определение наименьших радиусов кривых в плане.
Проезжая часть автомобильной дороги на кривой в плане может иметь либо двухскатный поперечный профиль, либо односкатный, называющийся виражом. Наименьший радиус кривой в плане, при котором применяется двухскатный профиль при данной расчетной скорости движения находится по формуле:
где j п= 0,15 -коэффициент сцепления колеса с дорогой в поперечном направлении;
iп = 20 ‰ - поперечный уклон проезжей части(таблица 3[2]).
Принимаем Rн=870м
При назначении радиусов поворота, меньших RH , необходимо предусматривать устройство виража. При значительном уменьшении радиуса поворота центробежная сила возрастает настолько, что вираж уже не обеспечивает устойчивости автомобиля против бокового скольжения. Это наименьшее значение радиуса поворота автомобильной дороги с виражом вычисляется по формуле:
,
где iB = 40 ‰ - уклон виража(СНиП, п. 4.17).
Принимаем Rнв=600м
При устройстве виража длина отгона L определяется по выражению:
,
где i пр = 0.005 -дополнительный продольный уклон отгона виража (п. 4.18 СНиП 2.05.02-85*).
рис. 2 Схема отгона виража
Видимость пути
Для обеспечения безопасности движения с расчетной скоростью водитель должен видеть дорогу на определенном расстоянии, называемом расстоянием видимости поверхности дороги (рис. 3), которое равно:
Sвд = l1+ST+l0 = 120/3,6 + 152,6 + 5 = 191 м,
где l1=v/3,6 - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, равное 1сек;
Sт - длина тормозного пути:
lо - запас расстояния (5-10м)
Расстояние видимости встречного автомобиля вычисляется по формуле:
Sва =2 l1+2ST+l0 =240/3,6 + 2.152,6 + 5 = 377 м
Принимаем в соответствии со СНиП Sвд=250м, Sва=450м.
Рис. 3. Схема видимости: а) поверхности дороги; б) встречного автомобиля.