Промышленность и транспорт
Вклад завода «Баррикады» и СКБ-221 в победный исход
Сталинградской битвы
Предприятие «Баррикады» основано в июне 1914 года, как Царицынский орудийный завод. С 1930 года завод получил свое второе рождение. Здесь был налажен выпуск гражданской продукции и мощных артиллерийских систем для обороны страны, т. е. предприятие стало многопрофильным. В 1939 году при заводе специальным постановлением Правительства было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ-221) во главе с Ильей Ивановичем Ивановым. С началом Великой Отечественной войны номенклатура завода в корне изменилась и, особенно в дни Сталинградской битвы. Период поставки (200 дней и ночей) баррикадцами вооружения для Сталинградской битвы разделен на три этапа:
-1 этап занимает период времени с 17 июля по 23 августа 1942 года;
- 2 этап занимает период времени с 23 августа по 5 октября 1942 года;
- 3 этап начинается 1 ноября 1942 года в эвакуации и продолжается вплоть до победы в Сталинграде.
Еще недавно из-за закрытости документов было трудно представить масштабы производства, выполненного баррикадцами летом, осенью и зимой 1942–1943 гг. Подробно были описаны лишь бои у стен завода с участием ополченцев, в том числе и одного из семи отрядов ополчения под руководством зам. главного конструктора СКБ-221 Петра Александровича Тяличева.
Первый этап Сталинградской битвы характеризуется следующим. Из-за близости фронта были снижены поставки по кооперации, а также снабжение металлом, резинотехническими и другими материалами. Конструкторские и технологические службы были вынуждены вести проработки по их замене. Многие узлы и детали изготавливались на местных предприятиях, таких как завод СТЗ, Сакко и Ванцетти (ныне завод Медоборудования), Судоверфь и др. По этой причине августовский выпуск 76-мм противотанковых орудий, которым здесь по праву присвоили индекс завода «Баррикады» – Ф-22 УСВ БР, не увеличивался, но оставался на отметке примерно 900 единиц. Это касается и 120-мм миномета. Наряду с главной номенклатурой баррикадцам в разное время дополнительно поручалось изготовить и другие виды вооружения. Например, 84 ДОТов и ДЗОТов, было переоборудовано несколько противотанковых пушек в зенитные орудия под индексом БР-36, инструмент для производства в городе ППШ,1 ШВАК (только августе 1942 года, когда враг стоял уже у Дона, было изготовлено 200 стационарных установок под эту систему), продолжалась поставка передвижных аварийных ремонтных мастерских (ПАРМ). В это же время выпускались изделия для ВМФ, в том числе 6 лайнеров к 100-мм системе «Минизини», 10 100-мм стволов Б-34, 4 орудия 4/60 (102/60),3 штамповочные кубики для Наркомата авиации. В связи с началом производства танков Т-34 на СТЗ сюда стали поступать из г. Горького танковые пушки Ф-34. В доставке участвовал самолет завода «Баррикады». На СТЗ было командировано более ста слесарей-пушкарей с «Баррикад» для установки Ф-34 на танки Т-34. По заданию Сталинградского Городского Комитета Обороны «Баррикады» предоставляли под загрузку свои молота,5 обеспечивали другие заводы литьем,6 станками, инструментом, а население Баррикадского района (в августе здесь проживало 41346 человек) электроэнергией и водой. Еще в апреле 1942 года Государственный Комитет Обороны обязал баррикадцев вернуться к изготовлению 203-мм гаубицы Б-4 в количестве 2 единиц. Что это значит в условиях тотальной занятости людей, понятно всем. Все же мобилизовали людей на поиск довоенных заделов и в условиях соблюдения особого режима и светомаскировки задание было выполнено.8 Как пригодились при контрнаступлении 19 ноября 1942 года эти дальнобойные орудия! На полигоне в овраге «Вишневой балки» в августе был испытан новый ручной миномет системы Колпакова и Кроткова, «Бутылкомет» Петра Афанасьевича Гамахова, проводились отстрелы 50-мм ротного миномета завода Сакко и Ванцетти, которому завод «Баррикады» оказывал помощь в их освоении.10
В заделе конструкторов была 85-мм полковая пушка, создаваемая на базе зенитного орудия. Последняя поставка, которую выполнил завод, и которая прорвалась через линию фронта, была поставка более тысячи плит и тюльпанов к минометам, которые собирались в г. Маркс. Еще одна особенность первого этапа. В связи с тем, что 15 августа 1942 года противник перерезал железнодорожную ветку Сталинград– Москва, в Сталинграде поселились два зам. Наркома. На СТЗ это В. А. Малышев, на заводе «Баррикады» В. Г. Костыгов. Их задача – полностью переключится на поставку продукции сталинградских предприятий непосредственно Сталинградскому фронту. Второй этап: использовать производственный задел… В декабре 1941 года при заводе было создано два конструкторских отдела из эвакуированных сюда ленинградцев: КБ-2 начальник Рудяк Евгений Георгиевич главный конструктор завода № 232 («Большевик») и КБ-3 начальник Фроленский Андрей Александрович с завода № 371 (ЛМЗ им. И. В. Сталина). Им было поручено спроектировать железнодорожный транспортер Б-64 с 152-мм c орудием Б-38. Задание было выполнено. Изготовлено 8 железнодорожных транспортеров. Их не успели переправить. К тому же в первый цех, где они хранились, попали бомбы, крыша погребла под собой грозное орудие. Было решено восстановить их, успели отремонтировать три. Две таких установки принимали участие в боях в осажденном городе. За этот вклад 24 конструктора с берегов Невы удостоены медали «За оборону Сталинграда». Собраны из заделов двух заводов – «Баррикады» и эвакуированного сюда из Новочеркасска завода № 352 им. Буденного 25 единиц 122-мм корпусной пушки А-19 В августе 1942 года к вопросам производственным присоединились вопросы обеспечения защиты города, района и завода. Тысячи тружеников завода участвовали в рытье оборонительных сооружений Гумрак–Мечетка, учились боевому мастерству, находились на дежурстве в ночные часы. И вновь после такой изнурительной работы – в цеха и за чертежные столы. Необходимо было изготовить для ополчения сто сверхплановых пушек, поставить 300 ежей, 250 металлических колпаков для оборонительных рубежей. Все задания от Государственного Комитета Обороны и Городского Комитета Обороны Сталинграда выполнялись в строго установленные сроки. И не только потому, что они выполнялись под пристальным контролем административных и партийных властей. Заводу помогал весь город, все предприятия. И еще потому, как писал в последствии директор завода Л. Р. Гонор: «В эти тревожные дни стерлись все грани между рабочим и бойцом, стерлись все различия возраста и пола, существовал лишь один упрямый, непобедимый сталинградский человек. Все знали: когда это орудие будет закончено, оно немедленно вступит в бой с врагом, который стоит у ворот. И мастер, который создавал орудие, вез его на фронт и бил из него по немцам. Люди не знали, что такое сон, отдых и никто не жаловался».
С 27 августа 1942 года перед заводчанами встали вопросы эвакуации. Уже с начала месяца по правому берегу реки Ахтуба до г. Ленинска были построены эвакопункты с запасами пищи и медикаментов. С началом эвакуации переправлено за Волгу и прошло через указанные эвакопункты более 40 тыс. людей, а вместе с ними, десятки тысяч тонн техники, среди которых были станки, приспособления, оборудование. Директор покинул завод 25 сентября 1942 года. Последние специалисты, в том числе зам. Наркома В. Г. Костыгов, ушли из завода 5 октября 1942 года. За последние 10 дней опять был использован задел. Помощник ДЗ по МПВО Н. И. Кирьянов при встрече со мной в Ленинграде (1990) поведал этот эпизод так: «В конце сентября 1942 года наши части вели ожесточенные бои, сдерживая противника. Все же на отдельных участках ему удалось приблизиться к заводу. На командный пункт завода прибыл артиллерийский офицер и объявил, что они нуждаются в пушках. Готовых у нас не было. Решили вместе с ним пройти по разрушенным цехам. Стали высвобождать из-под завалов узлы УСВ. Рабочих было мало и нам стали помогать военные артмастера. В сборочном цехе была организована сборка. Под градом минометного обстрела Н. П. Чекулаев, В. П. Крючков, А. И. Казаков, Т. Д. Зарщиков, Л. М. Клюкин, вахтеры завода и бойцы МПВО собрали 8 противотанковых пушек и передали их по акту военным. Акт лично мною по прибытию в Ленинск был передан гл. бухгалтеру завода М. А. Глинкину». Третий этап: поставки вооружения, изготовленного в эвакуации 6 октября 1942 года началась эвакуация из г. Ленинска рабочих и их семей по предписанию ГКО. До этого в долгий путь направились тракторостроители и краснооктябрьцы.
Таким образом, баррикадцы покидали родные места последними. Под загрузку было выделено 12 эшелонов. Все заводы Урала, Сибири, волжских городов были переполнены эвакуированными предприятиями из западных регионов СССР. Поэтому в отношении баррикадцев было принято неординарное решение Правительства – рабочих, служащих, их семьи и оборудование с завода «Баррикады» направить на семнадцать заводов страны. С большими жертвами (один эшелон был полностью уничтожен фашисткой авиацией, а это 1800 человек погибших) баррикадцы добрались до назначенных пунктов. Здесь продолжили они готовить технику для нанесения ответного удара по врагу. «К сожалению, – писал бывший зам. Наркома вооружения В. Н. Новиков, – сведений о героическом труде сталинградцев в глубоком тылу не сохранилось. Но нет сомнений: вместе со всеми они ковали оружие для фронта, вносили свою лепту в разгром фашизма».
Промышленность и транспорт