Таким образом, туристическая политика РБ направлена на целевое и рациональное использование туристских ресурсов.
- Раскройте особенности государственной туристической политики в Республике Беларусь.
Туристическая политика - система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, осуществляемых в целях создания условий для устойчивого развития туризма, регулирования, координации и контроля туристической деятельности.
Туристическая политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельной туристической организации.
В рамках формирования и реализации туристической политики ведущая роль принадлежит государству, которое выполняет ряд функций.
Свое конкретное выражение функция планирования находит в программах развития туризма (национальных, региональных, местных).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Ее главной целью являются формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в разнообразных туристических услугах, а также значительный вклад в развитие экономики страны.
Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Важнейшей функцией государственной туристической политики является маркетинг национального туристического продукта.Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристического имиджа страны, что является важнейшим условием привлечения иностранных туристов.
Реализация государством функции стимулирования направлена на развитие тех или иных составляющих туристической индустрии, регионов, туристических продуктов или отдельных услуг. Можно выделить следующие направления стимулирования государством развития туристической индустрии: выделение государственных субсидий для реализации отдельных туристических проектов; предоставление организациям туристической индустрии кредитов по льготным процентам; предоставление налоговых льгот; освобождение организаций туристической индустрии от уплаты таможенной пошлины на оборудование и стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для строительных и ремонтных работ на туристических объектах.
Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения является следующей важной функцией государства в реализации туристической политики.
Особое значение в рамках реализации государством туристической политики принадлежит функции обеспечения безопасности туристов.Под ней в соответствии с Законом о туризме понимаются сохранность жизни, здоровья, имущества туристов, ненанесение вреда окружающей среде при совершении путешествий.
Таким образом, государство играет важную роль в развитии туризма, обеспечивая общественно значимые интересы, как в рамках национальной территории, так и на международном уровне посредством формирования и реализации туристической политики.
- Дайте характеристику туристского предприятия как хозяйствующего субъекта. Перечислите этапы создания туристского предприятия.
В развитии туризма важную роль играют туристские предприятия, при помощи которых совершается более 40% туристских поездок.
Туристское предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством самостоятельно формировать ее программу, выбирать поставщиков услуг и потребителей своей продукции, свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и внесения других
Туристское предприятие находится в сильно дифференцированной среде. Внутренняя среда состоит из различных компонентов и представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм (департаментом управления персоналом, бухгалтерией, отделом продаж, службой маркетинга и т.д.). Внешняя среда — это то, что окружает предприятие и воздействует на него (потребители, конкуренты, партнеры и поставщики, правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения).
Главными задачами деятельности туристского предприятия являются создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание предложения на уровне спроса, а также сохранение конкурентоспособности туристского продукта. Для решения этих и других задач вначале необходимо создать само туристское предприятие и организовать его деятельность, что предполагает определенную последовательность действий, включающую деятельность, включающую несколько этапов:
определение миссии и деятельности предприятия; выбор организационно-правовой формы предприятия; обоснование организационно-правовой формы предприятия; разработка учредительных документов, государственная регистрация и организационное оформление предприятия; оформление офиса предприятия; подбор и обучение персонала.
Предприятие не может функционировать без целевых ориентиров.
Назовем некоторые из них:
♦ по принадлежности к фазам жизненного цикла систем — создания, функционирования и развития предприятия;
♦ по масштабу или степени охвата деятельности — глобальные, общие, локальные и частные;
♦ по субъектам или интересам — индивидуальные, групповые, фирменные, общественные, государственные;
Целеполагание начинается с установления миссии предприятия, исходя из сферы его бизнеса.
Миссия — формулировка основного социально значимого функционального назначения предприятия в долгосрочном периоде. Это высшая цель, которая определяется ожиданиями действий, реакций или результатов деятельности данного субъекта со стороны его потребителей, партнеров, контрагентов.
Цели — это конкретизация миссии предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации.
Таким образом, туристическое предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, организует свою деятельность с целью создания привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям потребителя, сохранения конкурентоспособности туристского продукта и получения прибыли
- Охарактеризуйте требования, предъявляемые к офису туристского предприятия. Назовите основные правила работы с посетителями.
Основные требования к офисутуроператора/турагента, оказывающего туристские услуги следующие:
1. Внешний вид. На вывеске туристского предприятия должны содержаться следующие сведения: полное фирменное наименование туроператора/турагента, юридический адрес, график работы. Необходимы удобные подходы (подъездные пути) к офису.
2. Наличие документа на право пользования офисом.
3. Микроклимат. Поддержание оптимальных параметров температуры и влажности.
4. Оформление помещений для посетителей и персонала. Наличие оборудованных рабочих мест и техническое обеспечение оперативной деятельности. Важным моментом в оформлении офиса является наличие у туристского предприятия информационно-справочных материалов.
5. Копии свидетельства о государственной регистрации туристского предприятия, лицензии на осуществление туристской деятельности, сертификата соответствия; общие правила реализации туристского продукта; бланки документов, оформляемые при реализации туристского продукта и т.д.
Основные правила работы с посетителями:
1. Продумайте расположение рабочих мест. В офисе не должно быть нефункциональных пустых мест, рабочие столы персонала следует располагать так, чтобы сидящие видели входящих. Поверхность столов должна быть свободной.
2. Следите за экологией офиса. Подумайте о цветах и растениях (предпочтительно живых), но не превращайте офис в джунгли.
3. Будьте доступны. Если вы решили открыть турагентство, следует позаботиться о том, чтобы посетители имели к нему свободный доступ. Поэтому предпочтительно размещать турагентство на первом этаже с отдельным входом.
4. Приспосабливайтесь к клиенту. Продумывая планировку офиса, не забудьте об интересах клиента, который, по возможности, не должен терять у вас много времени. Выделите специальное место для справок и общей информации. Предусмотрите вешалку для верхней одежды, подставки для сумок и зонтиков. Продумайте организацию холла и уголка, где клиент мог бы уютно посидеть и полистать информационные и рекламные брошюры, посмотреть видеоролики по выбранному направлению.
5. Правильно оформляйте витрину. Витрина офиса (если таковая имеется) должна содержать фирменный знак и рекламу основных направлений. Как и в целом для офиса, главное здесь — чистота и отсутствие лишних деталей.
Персонал туристского предприятия должен отвечать следующим требованиям:
♦ иметь профессиональную подготовку и квалификацию, наличие специального образования;
♦ знать законодательные и нормативные акты, формальности международных норм в сфере туризма, материалы и документы международных туристских организаций, иностранный язык в объеме, соответствующем выполняемой работе;
♦ уметь дать четкие, точные ответы на поставленные посетителями вопросы; владеть информацией, необходимой для потребителя, и постоянно ее активизировать;
♦ повышать свою квалификацию (на курсах, семинарах и др.) не реже одного раза в год;
♦ иметь стаж работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;
♦ знать свои должностные обязанности.
Должностная инструкция — основной организационно-правовой документ, определяющий функции, основные обязанности и ответственность сотрудников предприятия при осуществлении ими служебной деятельности согласно занимаемой должности.
Должностная инструкция разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на конкретное структурное подразделение предприятия в соответствии с его штатным расписанием. Данный документ должен составляться по каждой штатной должности предприятия и носить обезличенный характер. Он предоставляется для ознакомления сотруднику под расписку при заключении контракта, в том числе при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по той или иной должности.
Таким образом, продажа туристского продукта начинается со знакомства потребителя с офисом туристского предприятия, предназначенного для деятельности персонала, с приема клиентов, их консультирования и продажи туристских услуг.
- Назовите этапы формирования тура и дайте им краткую характеристику.
Тур— основной вид туристского продукта, представленного на туристском рынке, производимый туристскими предприятиями и представляющий собой комплекс услуг или товаров туристского назначения, объединенных общей целью путешествия.
Процесс формирования тура включает ряд последовательных этапов:
разработка замысла (идеи) тура; поиск и отбор партнеров и поставщиков; формирование основного и дополнительного комплексов услуг; экспериментальная проверка тура.
На первом этапе разрабатывается замысел (идея) тура,определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. Формирование идеи — процесс творческий, и ограничить его рамками стандартного алгоритма решений практически невозможно.
После того как сформирована идея будущего тура, туроператор проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике. Анализ и исследования проводятся по нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям; изучение возможного рынка; оценка конкурирующих туров других туристских предприятий; выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туристских услуг для реализации идеи тура; оценка внутренних возможностей предприятия.
Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. Для поиска партнеров и поставщиков можно использовать различные справочники, Интернет и другие средства коммуникации. Традиционным является установление контактов с поставщиками услуг во время специализированных выставок, ярмарок и т.д. Выбирая партнеров в гостиничном и транспортном бизнесе, важно помнить, что работать только с одним партнером нежелательно. Избежать ошибок и просчетов при выборе поставщиков и партнеров в любом случае позволяет целенаправленный подход, основывающийся на следующих принципах: туристское предприятие должно ориентироваться не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочное сотрудничество; сотрудничество должно быть взаимовыгодным для обеих сторон и иметь перспективы развития; партнер должен располагать определенным опытом предоставления туристских услуг на конкретном рынке или рынках, близких к нему по своим характеристикам; услуги, оказываемые партнером, должны полностью соответствовать тем критериям качества, которые предъявляют к ним целевые потребители и т.д.
После того как туроператор определил круг своих партнеров и поставщиков для реализации замысла тура, он приступает к формированию основного и дополнительного комплексов услуг,включаемых в тур. Образуется основа тура, которая, как правило, включает в себя следующие элементы: целевое назначение тура, разработку туристского маршрута, планирование услуг проживания, питания, транспортировки, медицинского страхования туристов, программу тура и др. Прибыль, закладываемая в цену пакета тура на покрытие других затрат, отчисления в фонды, на заработную плату и чистую прибыль, составляет от 15 до 30 %.
Экспериментальная проверка тура — заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию. Наиболее часто встречающейся формой экспериментальной проверки тура являются так называемые рекламные туры и стади-туры. Рекламный тур предназначен для ознакомления с новым туристским продуктом представителей средств массовой информации, зачастую представителей турагентов, которые впоследствии будут участвовать в продажах данного тура. Второй часто используемой формой экспериментальной проверки тура являются стади-туры (обучающие туры), цель которых состоит в формировании представления о качествах тура; его достоинствах и недостатках у сотрудников служб продаж самого туристского предприятия и представителей турагентств, которые будут участвовать в реализации этого тура. Зачастую к процессу экспериментальной проверки туров относят так называемые пробные продажи, которые организовываются для относительно небольших групп туристов до начала сезона массовых продаж.
Этап экспериментальной проверки позволяет внести необходимые коррективы как в состав услуг, включенных в тур, так и в процесс его реализации.
Таким образом, основными этапами формирования тура являются: разработка замысла (идеи) тура; поиск и отбор партнеров и поставщиков; формирование основного и дополнительного комплексов услуг; экспериментальная проверка тура.