Крушение варшавской системы
Закрепленный в октябре 1929 г. в Варшавской конвенции механизм регулирования на основе международно-правовой унификации части правил международных воздушных перевозок сыграл огромную роль в упорядочении международных воздушных перевозок, удалось установить некоторые общие жизненно важные правила в этой сфере. Так, был определен режим ответственности в случае происшествий при перевозках пассажиров, багажа и грузов, согласованы требования к форме и содержанию авиатранспортных документов, введены основные правила, касающиеся процедуры предъявления претензий и исков к перевозчикам.
Варшавская конвенция 1929 г. была принята на раннем этапе становления гражданской авиации. С тех пор многое стало иным: сложившаяся всемирная сеть перевозок, передовая авиационная техника, возросшая мобильность пассажиров, процессы глобализации, достижения технического прогресса – вот лишь некоторые современные реалии, определяющие развитие международного воздушного транспорта в настоящее время. Безусловно, правовые нормы должны соответствовать техническим, социальным и коммерческим трансформациям. Модернизации требуют и правила, регулирующие внесение необходимых изменений.
Начиная с 1960-х годов практика международных воздушных перевозок, особенно в отношении пределов ответственности авиаперевозчика, перестала совпадать с нормами Варшавской конвенции, государства неоднократно пытались ее усовершенствовать (в 1955, 1961, 1966, 1971 и 1975 гг.). В результате Варшавская конвенция трансформировалась в так называемую Варшавскую систему. Ее сложность и фрагментарность привели к появлению громоздкого и чрезвычайно неопределенного правового механизма, польза от которого была весьма условной. По этим причинам возникла реальная угроза существованию унифицированных правил международных авиаперевозок, обеспечивающих единообразные условия их осуществления в глобальном масштабе. К 1990-м годам ситуация зашла в тупик. Некоторые государства решили идти своим путем и попытались устранить недостатки Варшавской системы на уровне односторонних национальных решений или на региональном уровне. Такие действия подрывали единообразие глобальной системы регулирования международных авиаперевозок. Вэтихусловиях Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в мае 1999 г. провела Международную дипломатическую конференцию по международному частному воздушному праву, созванную с целью модернизации Варшавской системы.
Основной особенностью принятого на конференции правового документа – упомянутой Монреальской конвенции – является новое решение вопросов ответственности авиаперевозчика. Монреальская конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. Первый уровень предполагает объективную ответственность в размере 100 000 специальных прав заимствования (СПЗ) (около 150 000 долл. США) независимо от вины перевозчика.Второй уровень основывается на презумпции вины перевозчикаи не предусматривает ограничения ответственности.
Монреальская конвенция установила также ряд положений, которых не содержала Варшавская конвенция:
– в случае авиационных происшествий авиаперевозчики должны незамедлительно производить предварительные выплаты для оказания помощи уполномоченным лицам в удовлетворении безотлагательных экономических потребностей; суммы таких предварительных выплат должны определяться национальным законодательством и учитываться при окончательном урегулировании иска;
– авиаперевозчики должны представлять доказательства наличия договоров страхования, гарантирующих получение финансовых средств на случай автоматических платежей или возбуждения судебного процесса;
– иск о возмещении вреда в связи со смертью или причинением ущерба здоровью пассажира может предъявляться в стране, в которой пассажир на момент происшествия имел основное и постоянное место жительства, но при соблюдении некоторых условий конвенции.
К этой же группе относятся отдельные нормы, призванные упростить и модернизировать документацию, связанную с пассажиром, багажом и грузом, а в случае возмещения вреда помочь избежать длительного судебного процесса.
Монреальская конвенция заменила собой шесть различных правовых документов, которые включала Варшавская система. Кроме того, эта конвенция содержит важные новации, облегчающие возмещение вреда пассажирам, устанавливает паритет интересов перевозчика и пассажира. Если Варшавская конвенция уделяет интересам пассажиров сравнительно мало внимания, то Монреальская конвенция, напротив, значительно усилила значение прав пассажиров, создала процедуры, упрощающие получение потерпевшими финансовых компенсаций. Это послужило одной из причин быстрого роста популярности новой конвенции. К 1 сентября 2008 г. ее участниками стали 86 государств. В Варшавской же конвенции участвуют всего 40 государств из прежних 126, и их число неумолимо сокращается.
Российская Федерация в Монреальской конвенции не участвует, и объяснить этот факт весьма сложно. Использование российскими перевозчиками отжившей Варшавской конвенции делает их неконкурентоспособными, и это при том, что на мировом рынке международных авиаперевозок их доля составляет всего 2%. Тем самым государство само направляет потоки российских пассажиров в самолеты иностранных авиакомпаний, применяющих Монреальскую конвенцию. Таким образом, приходится констатировать не только печальное состояние российской гражданской авиации, но и неумение государства использовать к своей выгоде новые правовые возможности, заложенные в Монреальской конвенции.
Ответственность российского перевозчика при международных воздушных перевозках крайне низка по сравнению с ответственностью «монреальских» перевозчиков. Такой перекос легко устранить при условии ратификации Россией Монреальской конвенции.