Дополнительные слои дорожных одежд
8.4.1 При невозможности выполнения требований 7.3.1 – 7.3.7, а также в случаях, когда необходимая по условиям прочности толщина дорожной одежды не превышает 2/3 глубины промерзания, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с 7.3.8, обеспечивающие достаточную морозоустойчивость дорожной одежды.
8.4.2 Поверх рабочего слоя земляного полотна из глинистых и пылеватых грунтов следует предусматривать дренирующий слой, предназначенный для сбора и отвода воды, поступающей в дорожную одежду сверху или снизу, толщину которого следует определять расчетом. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности у песка, применяемого для устройства дренирующего слоя, должен быть не менее 1 м/сут.
Дренирующий слой допускается не предусматривать на участках дорог с морозозащитным слоем или с верхней частью рабочего слоя, устроенного в соответствии с 7.3.7, из непучинистых или слабопучинистых песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 0,2 м/сут, в которых может разместиться вся поступающая в основание дорожной одежды вода.
Материалы для дорожных одежд
8.5.1 Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять тяжелый и мелкозернистый бетоны по СТБ 1310.
Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 и таблицы 23.
Таблица 23
Категория дороги | Назначение бетона | Минимальный проектный класс бетона по прочности на растяжение при изгибе | Минимальный проектный класс бетона по прочности на сжатие | Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости |
I-а, I-б, I-в, II | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Btb4,0 | B30 | F150 |
Нижний слой двухслойного покрытия | Btb3,2 | B22,5 | F50 | |
III | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Btb3,6 | B27,5 | F150 |
Нижний слой двухслойного покрытия | Btb2,8 | B20 | F50 | |
IV | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Btb3,2 | B25 | F150 |
Нижний слой двухслойного покрытия | Btb2,4 | B15 | F50 | |
I – V | Основание | Btb1,2 | B5 | F50 |
Примечания 1 При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытия дорог I-а, I-б, I-в, II и III категорий допускается применять тяжелый бетон, как для дорог III категории. 2 Классы бетона по прочности на сжатие следует учитывать только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий. 3 Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНБ 2.04.02. 4 Допускается устройство цементобетонных покрытий для дорог IV категории при соответствующем технико-экономическом обосновании. |
8.5.2 Асфальтобетонные и органоминеральные смеси для покрытий должны применяться в соответствии с СТБ 1033, ГОСТ 30491 и таблицей 24.
При соответствующем технико-экономическом обосновании для обеспечения повышенной сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонных покрытий следует применять асфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих.
8.5.3 Асфальтобетонные и органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органическими
вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с таблицей 25.
Таблица 24
Категория дороги | Материал покрытия | |
верхнего слоя | нижнего слоя | |
I-а, I-б, I-в, II | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов ЩМСц, А, Б, В и Г марки I | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I |
III, IV | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II |
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I | Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |
IV, V | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III | Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II |
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ марки II | Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |
Органоминеральные смеси по ГОСТ 30491 | Органоминеральные смеси по ГОСТ 30491 |
Таблица 25
Категория дороги | Материал |
I-а, I-б, I-в, II, III | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I |
III | Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II |
II, III | Органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге |
8.5.4 Материалы (смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные, пески и грунты), укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям СТБ 1521 и таблицы 26.
8.5.5 При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 5–40, 20–40, 40–70 и 70–120 мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 и таблицы 27. Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям СТБ 1521 и таблицы 28.
Таблица 26
Наименование показателей | Марка укрепленных материалов | |||
для покрытий со слоем износа | для оснований | |||
автомобильных дорог категорий | ||||
IV, V | I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Прочность на сжатие | М4–М60 | М60–М100 | М40–М75 | М20–М60 |
Морозостойкость | F25 | F25/F50 | F15/F25 | F15/F25 |
Примечания 1 Минимальные значения марок по прочности на сжатие М20 и по морозостойкости F15 принимают только для дорог V категории с облегченным типом дорожной одежды. 2 В числителе приведены значения марок по морозостойкости для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием, в знаменателе — с цементобетонным покрытием. |
Таблица 27
Наименование показателей свойств щебня | Значение показателей для категорий автомобильных дорог | ||
I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | |||
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | |||
осадочных пород | |||
Марка по истираемости, не ниже | И3 | И3 | И4 |
Марка по морозостойкости | F25 | F15 | — |
Таблица 28
Наименование показателей свойств пескоцемента | Значение показателей для категорий автомобильных дорог | ||
I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Марка по прочности на сжатие | 60–100 | 60–75 | 40–60 |
Глубина укрепления, см | 10–15 | 5–10 | 5–10 |
Расход пескоцементной смеси, м3 на 100 м2 | 4–9 | 3–6 | 3–6 |
8.5.6 При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 фракций 20–40, 40–70 и 70–120 мм в качестве основного материала, а фракций 20–40, 10–20 и 5–10 мм — в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 12 и № 13 по ГОСТ 25607, песка, обработанного битумом, по ГОСТ 30491, а также гранулята, получаемого от фрезерования асфальтобетонных покрытий.
Марки по прочности и морозостойкости щебня должны соответствовать требованиям таблицы 29. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
8.5.7 При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607.
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям таблицы 30.
Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.
Таблица 29
Наименование показателей свойств щебня | Значение показателей | |||
для покрытий | для оснований | |||
автомобильных дорог категорий | ||||
IV | V | I-а, I-б, I-в, II, III | IV, V | |
Марка по дробимости в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | ||||
щебня из осадочных пород | ||||
щебня из металлургических шлаков | ||||
щебня из гравия | ||||
Марка по истираемости | И3 | И3 | И3 | И4 |
Марка по морозостойкости | F25 | F25 | F25 | F15 |
Таблица 30
Наименование показателей свойств каменных материалов | Значение показателей | ||||
для покрытий | для оснований | ||||
автомобильных дорог категорий | |||||
IV | V | I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Марка по дробимости в насыщенном водой состоянии, не ниже: | |||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | |||||
щебня из осадочных пород | |||||
гравия и щебня из гравия | |||||
из металлургических шлаков | |||||
Марка по истираемости, не ниже | И3 | И3 | И3 | И3 | И4 |
Марка по морозостойкости | — | ||||
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее |
8.5.8 В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV и V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I-а, I-б, I-в, II и III категорий — 35 %.
8.5.9Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736, содержащие зерна размером менее 0,14 мм в количестве не более 25 % по массе, пылевидных глинистых частиц — не более 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленого — не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.
Искусственные сооружения
9.1 Расположение мостов, путепроводов, эстакад на автомобильных дорогах не должно вносить резких и неожиданных для водителей изменений в направлении дороги. Параметры мостов, путепроводов, эстакад должны обеспечивать единообразие условий движения по дороге.
9.2 Расположение мостов через судоходные реки следует согласовывать с Министерством по чрезвычайным ситуациям.
9.3 Сброс воды с мостового полотна путепроводов и эстакад должен производиться за пределы верха земляного полотна и откосов автомобильных и железных дорог, проходящих под сооружениями. Вода с проезжей части и обочин подходов не должна быть допущена на мостовое полотно сооружений.
9.4 При отсутствии на подходах пешеходной дорожки, связанной с тротуаром на мосту или путепроводе, следует обеспечивать доступ пешеходов с тротуара на обочину дороги.
9.5 При расположении мостовых сооружений на кривых в плане проезжая часть должна быть уширена в соответствии с таблицей 8. Проезжую часть мостовых сооружений на автомобильных дорогах I-а, I-б, I-в, II и III категорий допускается уширять за счет полосы безопасности. При этом ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м.
9.6 Габариты мостовых сооружений по ширине следует принимать по таблице 31.
9.7При расположении опор путепроводов на разделительной полосе минимальное расстояние между опорой и кромкой проезжей части следует принимать с учетом конструкции ограждения опоры.
Таблица 31 | В метрах | |||
Категория дороги | Число полос движения | Габарит мостовых сооружений Г | Ширина | |
правой полосы безопасности (П) | проезжей части (В) | |||
I-a | 13,75 + C + 13,75 | 2,5 | 2´11,25 | |
I-a | 10 + C + 10 | 2,5 | 2´7,5 | |
I-б, I-в | 12,5 + C + 12,5 | 2,0 | 2´10,5 | |
I-б, I-в | 9 + C + 9 | 2,0 | 2´7,0 | |
II | 2,0 | 7,0 | ||
III | 1,5 | 7,0 | ||
IV | 1,0 | 6,0 | ||
V | 6,5 | 0,5 | 5,5 | |
Примечания 1 Для автомобильных дорог I-a, I-б, I-в категорий указаны габариты по ширине при отсутствии ограждений на разделительной полосе. При наличии ограждений или при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения габариты каждого сооружения, м, следует устанавливать по формуле Г = П + В + Л, (6) где В — ширина проезжей части, м; П — ширина правой по ходу движения полосы безопасности, м; Л — то же, левой. Значения В и П приведены в таблице, значение Л следует принимать в соответствии с участком дороги на подходах к сооружению, но не более 2 м. 2 Ширину разделительной полосы C, м, следует принимать равной ширине разделительной полосы на подходах. На мостовых сооружениях длиной св. 100 м при соответствующем обосновании ширину разделительной полосы допускается уменьшать, но принимать не менее чем 2 м плюс ширина ограждения. 3 Полосы безопасности меньшей ширины при соответствующем обосновании допускается принимать для мостовых сооружений длиной св. 100 м на автомобильных дорогах I-а, I-б, I-в, II и III категорий и длиной св. 50 м — на дорогах IV категории при условиях: — мосты расположены на расстоянии более 100 км от Минска и более 50 км — от других городов, а расчетная интенсивность движения транспортных средств снижается в 2 раза и более по сравнению с пригородными участками; — в случаях расположения мостов и путепроводов на участках дорог с уменьшенной шириной обочины; — при реконструкции; — при наличии дополнительной полосы для подъема, переходно-скоростной полосы (со стороны этих полос). В каждом из перечисленных случаев ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м на автомобильных дорогах I-а, I-б, I-в, II и III категорий и 0,75 м — на дорогах IV категории. |
9.8 При отсутствии промежуточных опор со стороны бровки обочины пересекаемой дороги расстояние от бровки до передней грани необсыпных устоев или до конуса насыпи при обсыпных устоях путепроводов и пешеходных мостов должно быть не менее значений, указанных в таблице 32.
Таблица 32 | В метрах | ||||
Категория пересекаемой дороги | Расстояние от бровки до устоя (конуса), не менее | ||||
пешеходных мостов | путепроводов с числом полос движения | ||||
I-a, I-б, I-в, II, III | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 |
IV | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 |
V | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
9.9 Боковые поверхности промежуточных опор (со стороны дороги) следует располагать за бровкой обочины пересекаемой дороги на расстоянии не менее 2 м для дорог I-а, I-б, I-в, II и III категорий, 0,5 м — для дорог IV и V категорий.
9.10 Габариты искусственных сооружений по высоте над автомобильными дорогами общего пользования всех классов следует принимать не менее 5 м. Габариты искусственных сооружений для пропуска под дорогой автомобильных дорог необщего пользования и скотопрогонов, при отсутствии специальных требований (например, для дорог промышленных предприятий), следует принимать
не менее указанных в таблице 33.
Таблица 33 | В метрах | |
Назначение сооружения | Габарит искусственных сооружений, не менее | |
по ширине | по высоте | |
Для дорог VI-a, VI-б категорий и необщего пользования | ||
Для скотопрогонов | 2,5 |
9.11 Прочие габариты приближения конструкций мостовых сооружений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03.
9.12 Мосты, путепроводы, виадуки, эстакады и трубы на дорогах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03.
Обустройство дорог
Автобусные остановки
10.1.1 Автобусные остановки следует предусматривать на автомобильных дорогах с регулярным движением маршрутных автобусов. На автомобильных дорогах I-б, I-в, II и III категорий автобусные остановки должны устраиваться не чаще чем через 1,5 км. На автомагистралях автобусные остановки не устраиваются.
Автобусные остановки должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками со скамьями и урнами для мусора, а также павильонами или навесами для пассажиров с информацией о названии остановки и с устройством для размещения расписания движения автобусов.
10.1.2 Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине полосы движения. Остановочные площадки следует располагать в «карманах», с отгонами длиной не менее 15 м. Длину площадки следует принимать в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 12 м.
Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь монолитное или вымощенное покрытие на ширине не менее 2 м и длине, соответствующей длине остановочной площадки. Ближайшая грань павильона или навеса должна быть не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки до существующих улиц или дорог.
10.1.3 Автобусные остановки вне населенных пунктов не следует располагать на кривых в плане и вертикальных выпуклых кривых с радиусами менее минимальных, определенных в соответствии
с 5.3.2, и при продольных уклонах более 40 ‰ .
Автобусная остановка должна располагаться по ходу движения после пешеходного перехода в одном уровне. При этом расположение пешеходного перехода не должно противоречить направлению движения основного потока прибывших пассажиров. Минимальное расстояние от автобусной остановки (посадочной площадки) до пешеходного перехода в одном уровне в случае его расположения после автобусной остановки должно соответствовать наименьшему расстоянию видимости согласно таблице 9.
При размещении автобусных остановок в зоне пересечений и примыканий дорог в одном уровне расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки, расположенной на той же стороне дороги, следует принимать для автомобильных дорог I-б, I-в, II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV категории — не менее 70 м. При размещении автобусных остановок у примыканий, расположенных с противоположной стороны дороги и у примыканий, на которых предусматривается только правоповоротное движение, расстояние от конца закругления съезда до посадочной площадки следует принимать не менее 30 м.
Освещение дорог
10.2.1 Наружное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:
— на участках дорог, проходящих через населенные пункты;
— на железнодорожных переездах в одном уровне;
— на кольцевых пересечениях в одном уровне;
— на больших мостах;
— в пешеходных тоннелях и на лестничных сходах перед ними;
— на автобусных остановках, включая пешеходный переход, при количестве останавливающихся в темное время суток автобусов более двух в час и выраженном потоке пассажиров на автомобильных дорогах I-б категории, а при наличии возможности использования существующих электрических сетей — и на автомобильных дорогах I-в – III категорий.
10.2.2 Средняя яркость покрытия проезжей части вне пределов населенных пунктов должна быть 0,8 кд/м2, на соединительных ответвлениях узлов в пределах транспортных развязок — 0,4 кд/м2, а средняя горизонтальная освещенность покрытия — 15 лк и 10 лк, соответственно.
Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части дороги к минимальной должно быть не более 3:1 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и 5:1 — при норме средней яркости менее 0,6 кд/м2, при этом показатель ослепленности не должен превышать 150.
10.2.3 Освещение участков дорог в пределах населенных пунктов, пешеходных тоннелей следует выполнять в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05. Освещение железнодорожных переездов в одном уровне следует выполнять в соответствии с требованиями стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.
10.2.4 Опоры освещения вне населенных пунктов следует располагать на расстоянии не менее 4 м от кромки проезжей части, при меньшем расстоянии следует предусматривать установку барьерных ограждений.
Высоту установки светильников на опорах следует принимать не менее 6,5 м над проезжей частью дорог.