При определении стоимости затратным подходом
5.2.1.При определении стоимости АМТС затратным подходом с учетом износа, под износом следует понимать количествен- ную меру физического старения АМТС и его элементов, достигнутого в резуль- тате эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ.
5.2.2.В общем случае эксплуатацион- ный износ легковых автомобилей и мото- циклов Иэ рассчитывается по формуле:
Иэ = И1 × П + И2 × Д [%], (5.5)
где И1 – усредненный показатель изно- са на 1 000 км пробега, %;
П – общий пробег (фактический или расчетный) с даты выпуска (после капи- тального ремонта) до момента, на кото- рый определяется износ, тыс. км, с точ- ностью до 0,1;
И2 – усредненный показатель старе- ния за 1 год эксплуатации, %;
Д – период времени, с даты выпуска (после капитального ремонта), до момен- та, на который определяется износ, лет,
с точностью до 0,1.
5.2.3. Расчёт эксплуатационного износа для автобусов и грузовых автомобилей рекомендуется проводить согласно ме- тодическому руководству Методические рекомендации по проведению незави- симой технической экспертизы транс- портного средства при ОСАГО № 001МР/
ния за 1 год эксплуатации, %;
Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момен- та, на который определяется износ, лет.
5.2.5.Для стандартных деталей АМТС и стандартного оборудования (кроме шин и аккумуляторных батарей), входящих в серийную комплектацию и установлен- ных на предприятии-изготовителе, а так- же для деталей АМТС и оборудования, не входящего в серийную комплектацию, но установленных на предприятии-из- готовителе дополнительно (опции по за- казу), эксплуатационный износ рассчи- тывается по формуле, используемой для определения износа АМТС.
5.2.6.Для деталей и оборудования (стан- дартных и нестандартных), срок эксплу- атации которых отличается от срока экс- плуатации АМТС, эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС, с учетом их индивидуального срока эксплуатации, если имеются документы, подтверждаю- щие дату их приобретения (установки), или заводская маркировка с указанием даты выпуска изделия. В противном случае экс- плуатационный износ таких деталей и обо- рудования принимается равным эксплуа- тационному износу АМТС.
5.2.7.При определении износа капи- тально отремонтированного агрегата или узла считается, что его ресурс после ре- монта составляет 80% ресурса нового агрегата или узла. Поэтому износ агрега- тов или узлов, которые ранее в процессе эксплуатации подвергались капитально-
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 29
восстановительного ремонта и оценки
му ремонту (имеются соответствующие маркировки, подтверждающие докумен- ты о приобретении новых комплектующих и/или проведении работ), рассчитывает- ся индивидуально по формуле:
Иэ кр = Иэ + 20 [%]. (5.7)
5.2.8.Усредненные значения показателей И1и И2принимаются из приложений 7, 8.
5.2.9.Значение показателя И2для при- цепов к легковым автомобилям – 5%, для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям – 7%.
5.2.10.В общем случае пробег АМТС определяется на момент осмотра (на дату исследования (оценки)) по показаниям одометра с учетом периода обнуления показаний.
5.2.11.В случаях, когда не представляет- ся возможным установить показания одо- метра, или величина пробега вызывает со- мнение (одометр неисправен, в процессе эксплуатации заменялся, подвергался ремонту, повлекшему изменение пока- заний, показания изменялись принуди- тельно, владельцем приобретено бывшее в употреблении АМТС и т.п.), необходимо использовать значения среднего суммар- ного пробега на дату оценки (из справоч- ной литературы) или значения расчетного пробега Прасчна дату оценки по среднего- довому пробегу Псг(приложение 10):
П = Прасч = Псг × Д [тыс. км], (5.8)
где Псг – среднегодовой пробег, тыс. км;
Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момен- та, на который определяется износ, лет.
5.2.12. В случаях, когда с даты опреде- ления стоимости до момента проведения экспертизы прошло длительное время и АМТС эксплуатировалось после даты определения стоимости, когда экспер- тиза проводится по документам, необ- ходимо принимать во внимание данные из документов, представленных для ис- следования. Однако если данные о про- беге вызывают сомнения и нет юридиче- ской оценки достоверности этих данных, то эксперт вправе использовать значение расчетного пробега согласно п. 5.2.11.
5.2.13.В отдельных случаях, когда с даты определения стоимости до момента про- ведения экспертизы прошло значитель- ное время и АМТС эксплуатировалось после даты определения стоимости, при этом пробег АМТС на момент осмо- тра (проведения экспертизы) не вызыва- ет сомнений, допускается рассчитывать пробег АМТС на дату определения стои- мости, исходя из фактического среднего- дового пробега Псгфакт:
Псг = Псг факт = Посм / Досм [тыс. км], (5.9)
где Посм – общий пробег на момент ос- мотра (проведения экспертизы), тыс. км; Досм – период времени с даты нача-
ла эксплуатации (после капитального ре- монта) до момента осмотра (проведения экспертизы), лет.
5.2.14.При наличии учетных документов на АМТС необходимо принимать во вни- мание сведения о пробеге (наработке), содержащиеся в них.
5.2.15.Период времени, с даты выпу- ска АМТС (после капитального ремонта) до момента, на который рассчитывается износ (момент происшествия, момент осмотра и т.д.), определяется в годах с точностью до одного знака после запя- той. Если дата выпуска АМТС неизвестна, то в расчете за дату выпуска может при- ниматься начало срока эксплуатации. Если модельный год совпадает с годом выпуска, то за начало срока эксплуатации условно принимается первое января года выпуска. Если модельный год не совпада- ет с годом выпуска, за начало срока экс- плуатации условно принимается первый день модельного года (обычно первое июля года выпуска). В случаях, когда из- вестен месяц выпуска (начала эксплуа- тации), за дату выпуска (начала эксплуа- тации) принимается первое число этого месяца.
5.2.16.Если год выпуска также неизве- стен, то о сроке эксплуатации можно су- дить лишь приблизительно по косвенным показателям: маркировке на агрегатах, узлах и деталях АМТС, период произ- водства данной модели (модификации). В этом случае эксплуатационный износ может быть установлен экспертом по таб- лице 5.2:
30Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Таблица 5.2.Оценка величины износа по техническому состоянию АМТС
Значение* экс- плуатационного износа АМТС, % | Характеристика технического состояния АМТС |
5 – 10 (среднее значение 7,5%) | АМТС со сроком эксплуатации до 1 года. Эксплуатируется; находится в состоянии, не требующем проведения ремонтных или регулировочных работ кроме регламентных. Не подвергалось ремонту. Не имеет ярко вы раженных признаков эксплуатации. |
10 – 30 | АМТС со сроком эксплуатации, как правило, до 3 лет. На гарантийном |
периоде эксплуатации. Регулярно проходило техническое обслуживание. | |
Находится в состоянии, не требующем проведения ремонтных или регу | |
(среднее значение | лировочных работ кроме регламентных. Отсутствуют следы сложного ку |
20%) | зовного ремонта. Имеет признаки эксплуатации в виде естественного из |
носа обивок, накладок порогов и т. п. элементов. Имеет следы устранения | |
незначительных повреждений наружных элементов. | |
30 – 50 (среднее значение 40%) | АМТС со сроком эксплуатации, как правило, до 7 лет. Эксплуатируется; |
проходило техническое обслуживание. Находится в состоянии, не тре бующем проведения ремонтных или регулировочных работ кроме ре гламентных. Имеет ярко выраженные признаки эксплуатации в виде естественного износа и загрязнения элементов салона. Подвергалось ку | |
зовному ремонту. | |
5070 (среднее значение 60%) | АМТС эксплуатируется, находится в пригодном для дальнейшей эксплу |
атации состоянии. Как правило, срок эксплуатации не превышает 15 лет. Имеются дефекты эксплуатации. Проходило техническое обслуживание, подвергалось ремонту. Имеет незначительные повреждения ЛКП (цара пины, сколы); затертости остекления, обивок салона; или ранее проводи | |
лась полная (наружная) окраска кузова, замена агрегатов АМТС. | |
7090 (среднее значение 80%) | АМТС эксплуатируется, находится в пригодном для дальнейшей эксплуа |
тации состоянии, при условии выполнения работ текущего ремонта. Как правило, АМТС со сроком эксплуатации более 15 лет. Подвергалось ре монту. Требует проведения капитального ремонта агрегатов, полной (на ружной) окраски кузова. Наличие коррозии кузова, оперения кузова, на | |
ружных деталей, в том числе сквозной. | |
* Нижнее значение интервала рекомендуется принимать в случае минимального набора ха рактеристик технического состояния, верхнее – в случае максимального набора характеристик технического состояния. |
5.2.17.В случаях, когда расчетный экс- плуатационный износ Иэ не соответствует техническому состоянию АМТС, эксперт вправе скорректировать (увеличить или уменьшить с обязательным обосновани- ем) расчетный эксплуатационный износ, превышающий 50%, и установить его значение исходя из технического состоя- ния АМТС по таблице 5.2. При этом скор- ректированный эксплуатационный износ не должен быть менее 50%.
5.2.18. При определении стоимости АМТС рекомендуется считать, что пре- дельный эксплуатационный износ АМТС, допущенных к эксплуатации на дату опре-
деления стоимости (оценки), не превы- шает 90%.
5.2.19.В связи с невозможностью учесть индивидуальный эксплуатацион- ный износ для быстроизнашивающих- ся деталей и узлов, которые в процессе эксплуатации могут заменяться неодно- кратно, их износ при определении стои- мости следует принимать равным износу АМТС.
5.2.20.В случаях, когда состояние основ- ных узлов, агрегатов или дорогостоящих деталей АМТС значительно отличается от общего состояния АМТС, следует скор-
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 31
восстановительного ремонта и оценки
ректировать эксплуатационный износ этих элементов (например: сквозная коррозия или следы ремонта кузовных элементов, трещины, сколы стеклянных, пластмас- совых деталей; деформации и/или ча- стичное разрушение элементов; следы ремонта, не относящиеся к данному про- исшествию; замена деталей в процессе эксплуатации, если их износ значительно отличается от общего износа АМТС).
5.2.21.Определение износа шин в це- лях определения их рыночной стоимости приведено в приложении 13.