При определении стоимости затратным подходом

5.2.1.При определении стоимости АМТС затратным подходом с учетом износа, под износом следует понимать количествен- ную меру физического старения АМТС и его элементов, достигнутого в резуль- тате эксплуатации, т.е. эксплуатационный износ.

5.2.2.В общем случае эксплуатацион- ный износ легковых автомобилей и мото- циклов Иэ рассчитывается по формуле:

Иэ = И1 × П + И2 × Д [%], (5.5)

где И1 – усредненный показатель изно- са на 1 000 км пробега, %;

П – общий пробег (фактический или расчетный) с даты выпуска (после капи- тального ремонта) до момента, на кото- рый определяется износ, тыс. км, с точ- ностью до 0,1;

И2 – усредненный показатель старе- ния за 1 год эксплуатации, %;

Д – период времени, с даты выпуска (после капитального ремонта), до момен- та, на который определяется износ, лет,

с точностью до 0,1.

5.2.3. При определении стоимости затратным подходом - student2.ru Расчёт эксплуатационного износа для автобусов и грузовых автомобилей рекомендуется проводить согласно ме- тодическому руководству Методические рекомендации по проведению незави- симой технической экспертизы транс- портного средства при ОСАГО № 001МР/

ния за 1 год эксплуатации, %;

Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момен- та, на который определяется износ, лет.

5.2.5.Для стандартных деталей АМТС и стандартного оборудования (кроме шин и аккумуляторных батарей), входящих в серийную комплектацию и установлен- ных на предприятии-изготовителе, а так- же для деталей АМТС и оборудования, не входящего в серийную комплектацию, но установленных на предприятии-из- готовителе дополнительно (опции по за- казу), эксплуатационный износ рассчи- тывается по формуле, используемой для определения износа АМТС.

5.2.6.Для деталей и оборудования (стан- дартных и нестандартных), срок эксплу- атации которых отличается от срока экс- плуатации АМТС, эксплуатационный износ рассчитывается по формуле, используемой для определения износа АМТС, с учетом их индивидуального срока эксплуатации, если имеются документы, подтверждаю- щие дату их приобретения (установки), или заводская маркировка с указанием даты выпуска изделия. В противном случае экс- плуатационный износ таких деталей и обо- рудования принимается равным эксплуа- тационному износу АМТС.

5.2.7.При определении износа капи- тально отремонтированного агрегата или узла считается, что его ресурс после ре- монта составляет 80% ресурса нового агрегата или узла. Поэтому износ агрега- тов или узлов, которые ранее в процессе эксплуатации подвергались капитально-

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 29

восстановительного ремонта и оценки



му ремонту (имеются соответствующие маркировки, подтверждающие докумен- ты о приобретении новых комплектующих и/или проведении работ), рассчитывает- ся индивидуально по формуле:

Иэ кр = Иэ + 20 [%]. (5.7)

5.2.8.Усредненные значения показателей И1и И2принимаются из приложений 7, 8.

5.2.9.Значение показателя И2для при- цепов к легковым автомобилям – 5%, для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям – 7%.

5.2.10.В общем случае пробег АМТС определяется на момент осмотра (на дату исследования (оценки)) по показаниям одометра с учетом периода обнуления показаний.

5.2.11.В случаях, когда не представляет- ся возможным установить показания одо- метра, или величина пробега вызывает со- мнение (одометр неисправен, в процессе эксплуатации заменялся, подвергался ремонту, повлекшему изменение пока- заний, показания изменялись принуди- тельно, владельцем приобретено бывшее в употреблении АМТС и т.п.), необходимо использовать значения среднего суммар- ного пробега на дату оценки (из справоч- ной литературы) или значения расчетного пробега Прасчна дату оценки по среднего- довому пробегу Псг(приложение 10):

П = Прасч = Псг × Д [тыс. км], (5.8)

где Псг – среднегодовой пробег, тыс. км;

Д – период времени с даты выпуска (после капитального ремонта) до момен- та, на который определяется износ, лет.

5.2.12. При определении стоимости затратным подходом - student2.ru В случаях, когда с даты опреде- ления стоимости до момента проведения экспертизы прошло длительное время и АМТС эксплуатировалось после даты определения стоимости, когда экспер- тиза проводится по документам, необ- ходимо принимать во внимание данные из документов, представленных для ис- следования. Однако если данные о про- беге вызывают сомнения и нет юридиче- ской оценки достоверности этих данных, то эксперт вправе использовать значение расчетного пробега согласно п. 5.2.11.

5.2.13.В отдельных случаях, когда с даты определения стоимости до момента про- ведения экспертизы прошло значитель- ное время и АМТС эксплуатировалось после даты определения стоимости, при этом пробег АМТС на момент осмо- тра (проведения экспертизы) не вызыва- ет сомнений, допускается рассчитывать пробег АМТС на дату определения стои- мости, исходя из фактического среднего- дового пробега Псгфакт:

Псг = Псг факт = Посм / Досм [тыс. км], (5.9)

где Посм – общий пробег на момент ос- мотра (проведения экспертизы), тыс. км; Досм – период времени с даты нача-

ла эксплуатации (после капитального ре- монта) до момента осмотра (проведения экспертизы), лет.

5.2.14.При наличии учетных документов на АМТС необходимо принимать во вни- мание сведения о пробеге (наработке), содержащиеся в них.

5.2.15.Период времени, с даты выпу- ска АМТС (после капитального ремонта) до момента, на который рассчитывается износ (момент происшествия, момент осмотра и т.д.), определяется в годах с точностью до одного знака после запя- той. Если дата выпуска АМТС неизвестна, то в расчете за дату выпуска может при- ниматься начало срока эксплуатации. Если модельный год совпадает с годом выпуска, то за начало срока эксплуатации условно принимается первое января года выпуска. Если модельный год не совпада- ет с годом выпуска, за начало срока экс- плуатации условно принимается первый день модельного года (обычно первое июля года выпуска). В случаях, когда из- вестен месяц выпуска (начала эксплуа- тации), за дату выпуска (начала эксплуа- тации) принимается первое число этого месяца.

5.2.16.Если год выпуска также неизве- стен, то о сроке эксплуатации можно су- дить лишь приблизительно по косвенным показателям: маркировке на агрегатах, узлах и деталях АМТС, период произ- водства данной модели (модификации). В этом случае эксплуатационный износ может быть установлен экспертом по таб- лице 5.2:

30Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

Таблица 5.2.Оценка величины износа по техническому состоянию АМТС

Значение* экс- плуатационного износа АМТС, %   Характеристика технического состояния АМТС
5 – 10 (среднее значение 7,5%) АМТС со сроком эксплуатации до 1 года. Эксплуатируется; находится в состоянии, не требующем проведения ремонтных или регулировочных работ кроме регламентных. Не подвергалось ремонту. Не имеет ярко вы­ раженных признаков эксплуатации.
  10 – 30 АМТС со сроком эксплуатации, как правило, до 3 лет. На гарантийном
периоде эксплуатации. Регулярно проходило техническое обслуживание.
Находится в состоянии, не требующем проведения ремонтных или регу­
(среднее значение лировочных работ кроме регламентных. Отсутствуют следы сложного ку­
20%) зовного ремонта. Имеет признаки эксплуатации в виде естественного из­
носа обивок, накладок порогов и т. п. элементов. Имеет следы устранения
незначительных повреждений наружных элементов.
    30 – 50 (среднее значение 40%) АМТС со сроком эксплуатации, как правило, до 7 лет. Эксплуатируется;
проходило техническое обслуживание. Находится в состоянии, не тре­ бующем проведения ремонтных или регулировочных работ кроме ре­ гламентных. Имеет ярко выраженные признаки эксплуатации в виде естественного износа и загрязнения элементов салона. Подвергалось ку­
зовному ремонту.
    50­70 (среднее значение 60%) АМТС эксплуатируется, находится в пригодном для дальнейшей эксплу­
атации состоянии. Как правило, срок эксплуатации не превышает 15 лет. Имеются дефекты эксплуатации. Проходило техническое обслуживание, подвергалось ремонту. Имеет незначительные повреждения ЛКП (цара­ пины, сколы); затертости остекления, обивок салона; или ранее проводи­
лась полная (наружная) окраска кузова, замена агрегатов АМТС.
    70­90 (среднее значение 80%) АМТС эксплуатируется, находится в пригодном для дальнейшей эксплуа­
тации состоянии, при условии выполнения работ текущего ремонта. Как правило, АМТС со сроком эксплуатации более 15 лет. Подвергалось ре­ монту. Требует проведения капитального ремонта агрегатов, полной (на­ ружной) окраски кузова. Наличие коррозии кузова, оперения кузова, на­
ружных деталей, в том числе сквозной.
* Нижнее значение интервала рекомендуется принимать в случае минимального набора ха­ рактеристик технического состояния, верхнее – в случае максимального набора характеристик технического состояния.

5.2.17.В случаях, когда расчетный экс- плуатационный износ Иэ не соответствует техническому состоянию АМТС, эксперт вправе скорректировать (увеличить или уменьшить с обязательным обосновани- ем) расчетный эксплуатационный износ, превышающий 50%, и установить его значение исходя из технического состоя- ния АМТС по таблице 5.2. При этом скор- ректированный эксплуатационный износ не должен быть менее 50%.

5.2.18. При определении стоимости затратным подходом - student2.ru При определении стоимости АМТС рекомендуется считать, что пре- дельный эксплуатационный износ АМТС, допущенных к эксплуатации на дату опре-

деления стоимости (оценки), не превы- шает 90%.

5.2.19.В связи с невозможностью учесть индивидуальный эксплуатацион- ный износ для быстроизнашивающих- ся деталей и узлов, которые в процессе эксплуатации могут заменяться неодно- кратно, их износ при определении стои- мости следует принимать равным износу АМТС.

5.2.20.В случаях, когда состояние основ- ных узлов, агрегатов или дорогостоящих деталей АМТС значительно отличается от общего состояния АМТС, следует скор-

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 31

восстановительного ремонта и оценки



ректировать эксплуатационный износ этих элементов (например: сквозная коррозия или следы ремонта кузовных элементов, трещины, сколы стеклянных, пластмас- совых деталей; деформации и/или ча- стичное разрушение элементов; следы ремонта, не относящиеся к данному про- исшествию; замена деталей в процессе эксплуатации, если их износ значительно отличается от общего износа АМТС).

5.2.21.Определение износа шин в це- лях определения их рыночной стоимости приведено в приложении 13.

Наши рекомендации