Грузопассажирские и пассажирские суда
Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и правилам Регистра СССР ко всем судам, имеющим более 12 каютных пассажирских мест, предъявляются повышенные требования по конструкции корпуса, оборудованию и снабжению. Каждое такое судно получает свидетельство на право перевозки пассажиров, которое удостоверяет, что судно по конструкции корпуса, непотопляемости, остойчивости, снабжению, спасательным средствам, оборудованию и мощности радиостанции, электрорадионавигационным средствам, противопожарным и санитарным условиям удовлетворяет требованиям Регистра Судоходства РФ и Международной конвенции (если судно заграничного плавания).
Современные океанские грузопассажирские лайнеры — многопалубные суда, имеющие до 8—13 палуб, с избыточным надводным бортом и развитыми надстройками. В последние годы их строят со смещенным в корму машинным отделением, что позволяет лучше использовать вместимость судна, уменьшить шум и вибрацию в районе пассажирских помещений, снизить задымление палуб и т. д. Для улучшения управляемости судна, особенно при работе на задний ход, крупные суда часто строят двухвинтовыми.
С развитием авиации основным назначением грузопассажирских лайнеров стала перевозка не «деловых» пассажиров, а туристов. В связи с этим при определении конкурентоспособности уменьшилось значение скорости судна и возросла роль комфортабельности. Изменились и формы эксплуатации флота. В настоящее время лишь небольшое число судов эксплуатируется в течение всего года на регулярных линиях, а остальные сочетают линейное и экскурсионное (круизное) плавание либо в течение всего года используются только в круизах.
Показателями комфортабельности пассажирских помещений являются удельная площадь и кубатура кают на одно пассажиро-место, число мест в каюте, расположение коек в один или два яруса, оборудование кают индивидуальными санузлами и системой кондиционирования воздуха, степень развитости общественных помещений, наличие открытых и закрытых бассейнов, успокоителей качки, размер судна.
Особенностью пассажирских лайнеров является большая численность экипажа, которая составляет обычно около половины общей пассажировместимости судна, а в экскурсионных круизных рейсах примерно равна числу пассажиров. Около 40—60% общей численности экипажа приходится на персонал, непосредственно занятый обслуживанием пассажиров.
Современные пассажирские суда имеют единый «туристский» класс общественных помещений, что позволяет более рационально выполнять их планировку. При этом стоимость проезда в каютах одного и того же класса дифференцирована на 8—10 групп в зависимости от уровня комфортабельности каюты и ее расположения.
Грузопассажирские суда можно использовать и для перевозки грузов, за исключением пылящих, издающих резкие запахи, пачкающих и т. д. Так как максимальная часть свободной палубы должна быть отдана в распоряжение пассажиров, эти суда обычно имеют не более 2—3 трюмов среднего размера с небольшими люками. Высокая скорость обеспечивает конкурентоспособность грузопассажирских лайнеров на перевозках скоропортящихся и дорогостоящих генеральных грузов. На всех современных грузопассажирских лайнерах оборудуют помещения для перевозки легковых автомобилей, следующих с пассажирами. Для погрузки автомобилей, снабжения, почты, багажа на большинстве судов предусматриваются лацпорты, а для перемещения этих грузов между палубами — лифты и транспортеры. Суда линейно-круизного и круизного плавания практически не имеют грузовых помещений.
Развитие авиации и автотранспорта привело к замене на морских линиях обычных грузопассажирских судов автомобильно-пассажирскими паромами. Погрузку и выгрузку автомобилей осуществляют через кормовые или носовые ворота. Конкурентоспособность этих судов по сравнению с авиацией обеспечивается тем, что они позволяют пассажиру путешествовать вместе со своим автомобилем, что на коротких рейсах имеет часто решающее значение. Дополнительным элементом, повышающим эффективность работы паромов, является то, что в период сезонного спада пассажирских перевозок их автомобильные палубы могут быть использованы для перевозки грузов — в первую очередь автомобилей, трейлеров, контейнеров.
На отдельных направлениях, протяженность которых до 100— 150 миль, эксплуатируют железнодорожно-пассажирские паромы. В прибрежном плавании большое, развитие получили суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
Российский морской флот обладает пассажирскими судами. К ним относятся лайнеры типа «Максим Горький», «Мария Ермолова», которые совершают круизы с российскими и иностранными туристами.
ГРУЗОВЫЕ ЛАЙНЕРЫ
Грузовые лайнеры предназначены для перевозки генеральных грузов на регулярных линиях. Грузоподъемность универсальных грузовых лайнеров (рис.) как правило, значительно меньше, чем грузоподъемность специализированных судов для перевозки навалочных и наливных грузов (балкеры, танкеры). На морских линиях эксплуатируют универсальные суда дедвейтом до 3—5 тыс. т, а на океанских—не более 15—16 тыс. т.
Рис. Грузовой лайнер
Это объясняется перевозкой на линиях трудоемких грузов, отправляемых малыми партиями, недостаточными глубинами во многих портах захода, необходимостью поддерживать большую частоту регулярных рейсов. Особенностью грузовых лайнеров является повышенная скорость (17— 23 уз), что связано с перевозкой ценных генеральных грузов. Выбор скорости определяется остротой конкуренции судовладельцев на данном направлении, протяженностью линии, продолжительностью стоянок в портах.
Основную массу генеральных грузов составляют грузы с повышенным погрузочным объемом. Поэтому лайнеры имеют большую удельную грузовместимость по сравнению с судами, работающими в трампе: океанские суда 1,7—1,9 м3/т, а суда дедвейтом до 5 тыс. т — 1,9—2,2 м3/т. По конструктивному типу лайнеры строят с открыто-закрытым шелтердеком или как полнонаборные с тоннажной маркой. Это позволяет при перевозке объемных грузов экономить на оплате судовых сборов, а при перевозке массовых — полностью использовать грузоподъемность. Учитывая необходимость обработки в рейдовых или слабомеханизированных портах, грузовые лайнеры строят с развитым грузовым вооружением (стрелы или краны), как правило, оно рассчитано на возможность обработки любого из центральных трюмов на два хода, на погрузку-выгрузку контейнеров, блокпакетов, оборудования.
Характерной особенностью грузовых лайнеров является наличие специальных помещений и оборудования для грузов, требующих особых условий перевозки (тяжеловесные стрелы, длинномерные трюмы для строительных конструкций и машинных агрегатов, дип-танки и цистерны для жидких грузов, рефрижераторные трюмы, принудительная вентиляция и климатические установки). Многие лайнеры имеют, кроме двух основных, третью палубу (платформу), что позволяет улучшить загрузку судна при перевозке техники, грузов с ограниченной высотой укладки и несовместимых, облегчает размещение грузов на судне при большом числе портов захода. Величина специальных помещений и характеристики оборудования варьируются в зависимости от структуры грузопотока на разных направлениях перевозок. В ряде случаев грузовые лайнеры приспосабливают также для перевозки определенных массовых грузов: руды, зерна, бревен.
Таким образом, в отличие от судов, предназначенных для перевозки массовых грузов, лайнеры специализируются не по роду груза, а по направлениям перевозок. Основная цель, которая при этом преследуется, — создать судно, в максимальной степени отвечающее структуре грузопотока на данной линии, обеспечить доставку любых товаров, которые могут быть предъявлены к перевозке, и тем самым закрепить за линией широкий круг грузовладельцев.
В последние годы широко строят так называемые многоцелевые грузовые лайнеры, которые по эксплуатационному назначению можно отнести к судам совмещенной специализации. Помимо обычных грузовых помещений, они имеют 1—2 ячеистых трюма для перевозки контейнеров, помещения для скоропортящихся, жидких и опасных грузов. Развитое грузовое вооружение включает перекидную грузовую стрелу грузоподъемностью 80—120 т. Для загрузки оборудования на главную палубу предусмотрена кормовая аппарель. Конструкция грузовых помещений и крышек люков твиндека позволяет перевозить разнообразные навалочные грузы (зерно, уголь, удобрения) без установки шифтингов и питателей. Кроме того, в необходимых случаях предусматривается возможность установки съемных платформ для перевозки легковых автомобилей. Грузовые трюмы имеют парные или тройные люки по ширине, которые позволяют устанавливать контейнеры и пакеты непосредственно на штатное место без горизонтального перемещения внутри трюма. По размеру и скорости многоцелевые суда несколько превосходят грузовые лайнеры традиционного типа: дедвейт их достигает 15— 20 тыс. т, грузовместимость до 30 тыс. м3, скорость 20—22 уз. Основная особенность этих судов — максимальная приспособленность к перевозке различных генеральных и массовых грузов, сочетание обычных грузовых помещений с помещениями для перевозки контейнеров и грузов, обрабатываемых по системе горизонтальной грузообработки, приспособленность благодаря полному раскрытию трюмов к широкому внедрению пакетных перевозок.
На морских, а также некоторых океанских линиях в связи с ростом поставок комплектного оборудования, помимо обычных, получили распространение специализированные суда для перевозки тяжелых грузов с массой одного места 600—1200 т (типа «Стахановец Котов»).