Коммунально-бытового хозяйства и здравоохранения
Большую и важную роль в жизни современного города играют различные формы и структуры коммунального и бытового хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Все они оказывают городскому населению огромное количество разнообразных услуг, которые невозможно было бы выполнить без оперативной и качественной работы автомобильного транспорта.
Перевозки для указанных выше сфер городского хозяйства можно подразделить на следующие основные группы:
- доставка газовых и электрических плит и водонагревателей в квартиры при замене старых на новые;
- сбор грязного белья на приемных пунктах фабрик-прачечных и доставка обратно чистого белья;
- сбор одежды на приемных пунктах фабрик химчистки и доставка обратно;
- сбор из квартир ковровых изделий больших габаритов и тяжелой бытовой техники (холодильники, стиральные машины) и видеотехники (большие телевизоры) для доставки соответственно на фабрики химчистки и специализированные ремонтные мастерские и обратно;
- обслуживание мест массовых гуляний (стадионы, выставки, зоны отдыха и т.п.);
- развозка рекламы и афиш зрелищных предприятий;
- доставка в аптеки, лечебные учреждения лекарств, медикаментов, оборудования;
- перевозка в детские сады, учебные заведения готовых продуктов питания.
Перевозки в большинстве своем производятся по сборно-развозным маршрутам на автомобилях-фургонах особо малой и малой грузоподъемности, водители исполняют обязанности экспедиторов и грузчиков. На перевозах крупногабаритных ковров и тяжелой бытовой техники используют автомобили с грузоподъемным задним бортом, вместе с водителем едет и грузчик.
2.9.3. Перевозки почтовой корреспонденции
и газетно-журнальной продукции
В соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи», почтовая связь является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства страны, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государством мероприятий в области единого экономического пространства, способствует свободному перемещению информации, товаров, услуг и финансовых средств, а также осуществлению внешнеэкономической деятельности.
Осуществляется почтовая связь государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, входящими в Министерство связи РФ, а также иными специализированными предприятиями – юридическими лицами-операторами почтовой связи, имеющими лицензию. В процессах доставки принимают участие все виды транспорта – железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный. При этом последний – выполняет весь объем перевозок в городах, пригородной зоне и сельских местностях.
Основными документами, регулирующими осуществление почтовой связи, являются:
- Федеральный закон «О почтовой связи» с изменениями от 07.07.2003г., 22.08 и 29.12.2004 г.;
- Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г., №221;
- Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от31.10.2003 г., №1576-р);
- Конвенция и Соглашение Всемирного почтового Союза, принятые в 1874 г. (в редакции 1974 г.).
На упомянутых выше территориях автотранспорт, принадлежащий организациям федеральной почтовой связи (ФПС), выполняет следующие виды почтовых перевозок:
- объезд почтовых ящиков для сбора корреспонденции и доставки ее в отделение связи;
- обмен корреспонденцией между отделениями связи;
- обмен корреспонденцией между почтамтами;
- обмен корреспонденцией между организациями (структурами), расположенными на территории автостанций и автовокзалов, железнодорожных станций, портов и аэропортов;
- доставка газетно-журнальной продукции от издательств в отделения связи;
- доставка знаков почтовой оплаты (марки, конверты, открытки и т.п.) в отделения связи.
Кроме того, осуществляется доставка газетно-журнальной продукции и знаков почтовой оплаты в пункты, осуществляющие их продажу, в первую очередь, газетные киоски. Для этих целей могут использоваться автомобили, принадлежащие как ФПС, так и другим владельцам транспортных средств.
Перевозки почтовых отправлений должны осуществляться на условиях договора организаций почтовой связи с соответствующими структурами железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта по регулярным междугородным и международным линиям и маршрутам. Такие автомобили имеют специальный отличительный знак: диагональная белая полоса на синем фоне, эмблема организации ФПС, надпись «Почта России». Они имеют право на беспрепятственный проезд по всем городским дорогам (улицам), автомобильным дорогам России, подъезд к почтовым вагонам для обмена корреспонденцией и к грузовым (багажным) комплексам на авто- и железнодорожных станциях, морских и речных портах, аэропортах, а также внеочередную (наряду с автомобилями оперативных и социальных служб) заправку топливом и безвозмездное пользование платными автомобильными дорогами.
Для перевозок используются, в основном, автомобили-фургоны малой и особо малой грузоподъемности. Двери кузовов оборудуются с целью предотвращения утраты корреспонденции надежными запорными устройствами.
На перевозах почтовых отправлений с относительно большим размером партии, следующей в один адрес – до 350 кг, могут применяться специальные металлические почтовые контейнеры на колесах и автомобили-фургоны средней грузоподъемности с задним грузоподъемным бортом.
Перевозки почтовой и газетно-журнальной корреспонденции имеют следующие особенности:
- значительная часть перевозок является мелкопартионными и осуществляется по сборно-развозным маршрутам;
- перевозки должны производиться обязательно по расписанию;
- почтовая корреспонденция и газетно-журнальная продукции должны быть доставлены в городские отделения связи для последующей обработки и доставки подписчикам не позднее 4-5 часов утра, а в сельской местности – не позднее 14 часов;
- газетно-журнальная продукция должна быть доставлена в пункты продажи не позднее 6 часов утра;
- при обмене корреспонденцией с организациями, расположенными на авто- и железнодорожных станциях, портах и аэропортах расписание движения этих автомобилей должно быть согласовано с другими расписаниями;
- водители в подавляющем большинстве случаев выполняют обязанности экспедитора и грузчика.
При разработке маршрутов и расписаний движения на городских перевозках следует ориентироваться на следующие нормативы (с учетом конкретной территории): эксплуатационная скорость – 8-14 км/час, техническая – до 20-22 км/час, среднесуточный пробег – 90-110 км.
Потребное число автомобилей для городских перевозок почты
,
где n – частота обмена в сутки; ТН – среднее время нахождения автомобиля в наряде, ч; ST – площадь территории города, км2; υТ – техническая скорость движения автомобиля, км/час; m – общее число точек, обслуживаемых автомобильным транспортом (предприятия связи, пункты ГСП, почтовые ящики, киоски Союзпечати и т.д.); tобм – среднее время, затрачиваемое на обмен почтовой корреспонденции в одной точке, ч.
Важными показателями работы автомобилей, занятых перевозкой почты, являются коэффициенты устойчивости и регулярности движения. Коэффициент устойчивости движения kуст представляет собой отношение числа фактически выполненных рейсов Rфакт к числу рейсов Rрасп, предусмотренных расписанием:
.
Коэффициент регулярности kрег характеризует выполнение установленного расписания:
,
где Трасп – среднее время нахождения автомобиля на маршруте по расписанию, ч; Тм – фактическое среднее время нахождения автомобиля на маршруте, ч.
Кроме упомянутых выше российских предприятий и учреждений на рынке почтовых услуг работают международные фирмы DHL и TNT. Они осуществляют экспресс-доставку корреспонденции весом до 250 кг на автомобилях в городах, мегаполисах и внутри отдельных регионов (в основном, в Европейской части России) и с участием воздушного транспорта при международных перевозках.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается и как организована уборка городских территорий?
2. Как осуществляется перевозка основных грузов городского коммунально-бытового хозяйства и здравоохранения?
3. Что относится к почтовой корреспонденции и газетно-журнальной продукции?
4. Какие факторы должны обязательно учитываться при перевозках почтовой корреспонденции и газетно-журнальной продукции?