Проектирование продольного профиля 4 страница
В процентах
Цифра шифра | Порядковый номер цифры шифра и номер столбца таблицы 5.1 | ||||||
Таблица 5.3 – Себестоимость перевозки грузов (у. е. за 10 т∙км)
Вид транспорта | Средняя дальность перевозки 1 тонны груза, км | ||||
Железнодорожный | 5,0 | 3,5 | 2,5 | 1,2 | 1,0 |
Автомобильный | 5,0 | 4,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 |
Речной | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,0 | 0,8 |
Порядок выполнения работы
Количество перевезенных тонн груза находится как сумма всех записей в таблице исходных данных (см. таблицу 5.1). Но сначала необходимо значения всех клеток таблицы умножить на соответствующий множитель из таблицы 5.2. По значению первой цифры шифра берется множитель из первого столбца и используется для пересчета грузопотоков назначением Белогорск в таблице 5.1. По второй цифре берется множитель из второго столбца таблицы 5.2 и используется для пересчета грузопотоков назначением Надеждино (столбец № 2 таблицы 5.1) и т. д. Эти же множители используются для пересчета грузопотоков назначением Галицино (множитель из первого столбца), Рыбачье (из второго), Балабаново (из третьего), Виноградное (из четвертого), поскольку столбцы для этих пунктов имеют повторяющуюся нумерацию 1, 2, 3 и 4.
После пересчета всех грузопотоков производится суммирование значений по строкам и столбцам и результаты записываются в строку и графу «Итого». Суммирование этой строки и графы обязательно дает единый результат, который помещается в правую нижнюю клетку таблицы. Это и есть искомое количество перевезенных тонн груза , (тыс.) т/год (здесь и далее скобки использованы для того, чтобы подчеркнуть, что в тысячах тонн измеряются грузопотоки в данном задании.
Для ускорения выполнения задания пересчет размеров грузопотоков применительно к своему варианту студент может произвести на компьютере по специально разработанной программе, которая имеется на кафедре ОТП и в вычислительном центре БелГУТа. Порядок пользования программой приведен в приложении Г.
Грузооборот транспортного предприятия находится как сумма произведений объемов перевозок отдельных партий грузов Pi-j, имеющих единый пункт отправления i и единый пункт назначения j, на расстояние перевозки li-j:
= P1l1 + P2l2 + …+ Pklk. (5.1)
Методы расчета грузооборота такие же, как рассмотренные выше в задании 4 для пассажирооборота. В примере к данному заданию показан метод нахождения грузооборота с помощью специальной пробежной таблицы. Последняя получается из обычной матрицы делением каждого столбца на три части, в которых записывают Pi-j, li-j, (Pl)i-j. Суммирование по столбцам, а затем строки «итого» позволяет получить искомый грузооборот , (тыс.) т∙км/год.
Пробежная таблица также рассчитывается по указанной выше программе на компьютере.
Средняя дальность перевозки одной тонны груза, км, находится делением грузооборота на объем перевозок, т. е.
lт = / . (5.2)
Густота перевозок или грузонапряженность транспортных путей – количество тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины сети, характеризует интенсивность использования транспортных коммуникаций:
Г = /Lэк, (5.3)
где Lэк – эксплуатационная длина транспортной сети, т. е. сумма входящих в сеть участков независимо от числа главных путей.
Объем перевозки пассажиров и пассажирооборот берутся из задания 4. Средняя дальность перевозки пассажира
Lпас = / . (5.4)
Приведенный грузооборот – сумма грузооборота и пассажирооборота, принятого с определенным коэффициентом приведения: для железнодорожного транспорта при расчетах производительности труда Кпр = 2, для автомобильного – 0,4, для речного – 10:
= + Кпр . (5.5)
Следует иметь в виду, что в данном задании грузооборот измеряется в тыс. т∙км/год, а в задании 4 пассажирооборот – в пас∙км/сут. Поэтому перед подстановкой последнего в формулу (5.5) необходимо выразить его в тыс. пас∙км/год, т. е. умножить на 365 и разделить на 1000.
Приведенная грузонапряженность определяется аналогично вышеизложенным принципам для грузового движения:
Гпр= /Lэк. (5.6)
Годовые эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам находятся путем умножения грузооборота на себестоимость 1 т∙км перевозочной работы eткм (таблица 5.3), т. е.
Э = еткм . (5.7)
Величина eткм в таблице 5.3 задана в зависимости от средней дальности перевозки 1 т груза при значениях 10, 20, 50 км и т. д. С использованием метода интерполяции требуется вычислить себестоимость 1 т∙км при определенной в данном задании средней дальности перевозок, приняв условно, что между соседними точками функция изменяется по линейному закону. Допустим, что расстояние подвоза груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции lпв = 16 км. Значений еткм для данного расстояния в таблице 5.3 не имеется.
В этом случае себестоимость перевозки
(5.8)
где еткм(lт) – искомая себестоимость перевозок при дальности, равной lт;
еткм(li) – себестоимость перевозки для ближайшего к lт значения дальности перевозок, имеющегося в таблице 5.3 (причем lт > li);
еткм(li+1) – себестоимость перевозок для следующего значения li+1 дальности перевозок (причем lт < li+1).
Например: lпв = lт = 16 км; li = 10 км; li+1 = 20 км;
еткм(10) = 5,0 у. е./10 т∙км; еткм(20) = 4,5 у. е./10 т∙км,
тогда у. е./10 т∙км.
Следовательно, искомая себестоимость 1 т∙км при средней дальности перевозок, определенной в соответствии с п. 3 задания, будет равна 0,47 у. е./т·км.
Производительность труда работников транспорта измеряется в приведенных тонно-километрах, приходящихся на одного работника транспортного предприятия:
П = / Ш, (5.9)
где Ш – среднесписочное число работников предприятия транспорта.
Рассмотрим решение задачи на примере.
Исходные данные
Схему транспортной сети региона примем из примера к заданию 4 (см. рисунок 4.2). Объемы грузопотоков между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами района приведены в таблице 5.4.
Решение задачи:
1 В результате суммирования по строкам и столбцам, затем итогов получаем объем перевозок грузов = 512 тыс. т/год.
2 Расчет величины грузооборота выполним с помощью пробежной таблицы (таблица 5.5).
Таблица 5.4 – Объемы перевозок грузов
В тыс. т/год
Пункт отправления | Пункты назначения | Итого | ||||
А | С | Б | В | Г | ||
А | ||||||
С | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г | ||||||
Итого |
Таблица 5.5 – Корреспонденция грузопотоков
Пункт отправления | Пункты назначения | Грузооборот ∑Pl, тыс. ткм/год | ||||||||||||||
А | С | Б | В | Г | ||||||||||||
P | l | Pl | P | l | Pl | P | l | Pl | P | l | Pl | P | l | Pl | ||
А | - | - | - | |||||||||||||
С | - | - | - | |||||||||||||
Б | - | - | - | |||||||||||||
В | - | - | - | |||||||||||||
Г | - | - | - | |||||||||||||
Итого |
3 Средняя дальность перевозки одной тонны груза определяется по формуле (5.2):
Lт = 23273/512 = 45,46 км.
4 Средняя грузонапряженность транспортных путей рассчитывается по формуле (5.3):
Г = 23273/129 = 180,41 тыс. т∙км/(км·год).
5 Объем перевозки пассажиров определяется из примера к заданию 4: = = 1967 пас./сут (годовой объем = 717,96 тыс. пас./год), пассажирооборот Аlсут = 55934 пас∙км/сут (годовой пассажирооборот = 20415,91 тыс. пас∙км/год).
6 Приведенный грузооборот для железнодорожного транспорта
= 23273 + 2 ∙ 20415,91 = 64104,82 тыс. пр. т∙км/год.
Приведенная грузонапряженность
Гпр = 6404,82/129 = 496,94 тыс. пр. т∙км/(км.год)
7 Как видно из таблицы 5.3, рассчитанная в п. 3 дальность перевозки одной тонны груза находится в диапазоне от 20 до 50 км. При этом функция (т. е. себестоимость) изменяется от 3,5 до 2,5 у. е. за 10 т∙км, т. е. на один километр дальности перевозок: (3,5−2,5)/(10 ∙ 30) = 0,00333 у. е./т∙км.
По формуле (5.8)
у. е./10 т∙км
или 0,261 у. е./т∙км.
Годовые эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам
Э = 0,261 ∙ 23273 = 6074,3 тыс. у. е./год.
8 Производительность труда при среднесписочном штате работников транспортного предприятия 200 человек
П = 64104,82 / 200 = 320,52 пр. тыс. т∙км/(чел.год).
Задание №6
РАСЧЕТ РАБОЧИХ ПАРКОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Исходные данные
1 Перевозка грузов в объеме, заданном в таблице 6.1, производится из пункта А в пункт Ж сначала водным, а затем железнодорожным транспортом (рисунок 6 .1).
Таблица 6.1 – Технические параметры транспортных средств
Цифра шифра | Суточный объем перевозок, т/сут | Грузоподъемность, т | Коэффициент использования грузоподъемности | ||||
судна | вагона | автомобиля | судна | вагона | автомобиля | ||
3,0 | 0,50 | 0,70 | 0,75 | ||||
4,0 | 0,55 | 0,72 | 0,77 | ||||
5,0 | 0,60 | 0,74 | 0,80 | ||||
6,0 | 0,65 | 0,76 | 0,82 | ||||
7,0 | 0,70 | 0,78 | 0,85 | ||||
8,0 | 0,75 | 0,80 | 0,88 | ||||
9,0 | 0,80 | 0,82 | 0,90 | ||||
10,0 | 0,85 | 0,84 | 0,92 | ||||
11,0 | 0,90 | 0,86 | 0,95 | ||||
12,0 | 0,95 | 0,88 | 0,97 |
Рисунок 6.1 – Схема транспортной сети
2 Часть груза (доля от заданного в таблице 6.1 приведена в таблице 6.4) перегружается на автотранспорт и следует до пункта И.
3 Технические параметры транспортных средств – таблица 6.1.
4 Элементы оборота судна, вагона и автомобиля – таблицы 6.2–6.4.
5 Средняя масса состава поезда и среднесуточный пробег локомотива – таблица 6.3.
6 Условно принять, что транспортные средства в обратном направлении следуют в порожнем состоянии.
Требуется
1 Рассчитать оборот судов, вагонов, автомобилей при перевозке заданного количества груза в смешанном водно – железнодорожно - автомобильном сообщении.
2 Определить рабочие парки судов, вагонов, автомобилей, необходимых для перевозки заданных объемов груза.
3 Рассчитать среднесуточный пробег вагона и производительность вагона и локомотива.
Порядок выполнения работы
Потребность в транспортных средствах для перевозки заданного объема груза (рабочий парк) на любом виде транспорта можно определить по формуле
, (6.1)
где U – число транспортных средств, которое необходимо ежесуточно подавать под погрузку для обеспечения заданного объема перевозок;
θ – оборот транспортного средства, сут.;
Т – время работы транспортного средства в течение суток, ч (для железнодорожного транспорта – 24 ч, для речного и автомобильного можно принять Т = 16 ч);
, (6.2)
Q – суточный объем отправления груза, т;
q –грузоподъемность транспортного средства, т;
γ – коэффициент использования грузоподъемности.
Оборот транспортного средства (или время оборота) может быть расчленен на составляющие:
время нахождения транспортного средства в пунктах погрузки и выгрузки;
время нахождения в движении, включая непродолжительные стоянки;
время, затрачиваемое на технологические нужды в пути следования.
Таблица 6.2 – Элементы оборота судна
Цифра шифра | Расстояние, км | Скорости, км/ч | Время нахождения в порту, ч | ||||
l1 | l2 | течения воды | движения судна | технического обслуживания | производства грузовой операции | ||
груженого | порожнего | ||||||
1,2 | 13,0 | 18,0 | 5,0 | 14,0 | |||
1,4 | 13,5 | 18,3 | 5,5 | 14,5 | |||
1,6 | 14,0 | 18,6 | 6,0 | 15,0 | |||
1,8 | 14,5 | 19,0 | 6,5 | 15,5 | |||
2,0 | 15,0 | 19,3 | 7,0 | 16,0 | |||
2,2 | 15,5 | 19,6 | 7,5 | 16,5 | |||
2,4 | 16,0 | 20,0 | 8,0 | 17,0 | |||
2,6 | 16,5 | 20,3 | 8,5 | 17,5 | |||
2,8 | 17,0 | 20,6 | 9,0 | 18,0 | |||
3,0 | 17,5 | 21,0 | 9,5 | 18,5 |
Таблица 6.3 – Элементы оборота вагона
Цифра шифра | Расстояние, км | Простой на станциях, ч | Средняя масса состава поезда, т | Среднесуточный пробег локомотива, км | |||
l3 | l4 | l5 | технической | погрузки-выгрузки | |||
4,0 | |||||||
4,2 | |||||||
4,4 | |||||||
4,6 | |||||||
4,8 | |||||||
5,0 | |||||||
5,2 | |||||||
5,4 | |||||||
5,6 | |||||||
5,8 |
Таблица 6.4 – Элементы оборота автомобиля
Цифра шифра | Расстояние, км | Техническая скорость, км/ч | Время, ч | Доля груза, следующая до пункта И | ||
l6 | l7 | погрузки | выгрузки | |||
0,5 | 0,4 | 0,10 | ||||
0,6 | 0,5 | 0,12 | ||||
0,7 | 0,6 | 0,14 | ||||
0,8 | 0,7 | 0,16 | ||||
0,9 | 0,8 | 0,18 | ||||
1,0 | 0,9 | 0,20 | ||||
1,1 | 1,0 | 0,22 | ||||
1,2 | 1,1 | 0,24 | ||||
1,3 | 1,2 | 0,26 | ||||
1,4 | 1,3 | 0,28 |
Для речного транспорта оборот судна
, (6.3)
где Lр– расстояние доставки груза по реке на основании рисунка 6.1 и таблицы 6.2;
, – скорость движения судна в груженом и порожнем состоянии, км/ч;
– скорость течения реки, км/ч;
, – количество стоянок по техническим надобностям и продолжительность одной стоянки в часах ( принимается из рисунка 6.1);
– время нахождения судна в порту производства грузовых операций, ч.
Для железнодорожного транспорта оборот вагона, наряду с производительностью, является основным качественным показателем, характеризующим работу подвижного состава. В данной работе предлагается выполнить расчет этого параметра по следующей формуле:
, (6.4)
где Lж− расстояние перевозки груза по железной дороге от станции В до станции Ж (определяется на основании рисунка 6.1 и таблицы 6.3);
vуч – участковая скорость движения поезда, км/ч (из задания 3 для непараллельного графика движения);
Ктех – количество технических станций (сортировочных, участковых), проходимых вагоном за время оборота в груженом и порожнем состоянии (взять из рисунка 6.1);
tтех – среднее время нахождения вагонов на каждой технической станции, ч;
2 – количество грузовых операций (погрузка, выгрузка) за оборот;
tгр – время нахождения вагона на станции производства грузовой операции, ч.
Расчет времени оборота автомобиля производится по формуле
, (6.5)
где Lа− расстояние перевозки груза по автомобильной дороге от станции Ж до станции И (определяется на основании рисунка 6.1 и таблицы 6.4);
vтех – техническая скорость движения автомобиля, учитывающая кратковременные стоянки, км/ч;
tп, tв – время на погрузку и выгрузку, ч.
На автомобильном транспорте, в отличие от железнодорожного и водного, время, затрачиваемое в пунктах погрузки и выгрузки, является незначительной величиной. Это связано с отсутствием таких длительных операций, как ожидание подачи и уборки подвижного состава к местам погрузки и выгрузки, простои в ожидании начала этих операций.
Среднесуточный пробег вагона (среднесуточная скорость движения)
, (6.6)
где 2Lж – рейс вагона, т. е. расстояние, проходимое вагоном за время оборота, км.
Производительность вагона – это количество работы (т∙км нетто), выполненной одним вагоном за сутки:
. (6.7)
Грузооборот или тонно-километровая работа в данном случае
. (6.8)
Формулу (6.7) можно преобразовать путем подстановки выражений из формул (6.1), (6.2) и (6.8) при Т = 24 ч. Тогда
. (6.9)
Производительность локомотива
, (6.10)
где Qбр – масса состава поезда брутто;
Sл – среднесуточный пробег локомотива.
З а д а н и е № 7