Переработка вне таможенной территории
Переработка вне таможенной территории – таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Товары вывозятся с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин . К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки, за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами.
Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении . Допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.
Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается в отношении определенных видов товаров, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ.
Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;
2) подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;
4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;
5) документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары;
6) иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
Приемлемость заявленного способа идентификации вывезенных товаров для переработки вне таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки.
Операции по переработке товаровпри таможенном режиме переработки вне таможенной территории включают:
1) собственно переработку и обработку товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
Срок переработкитоваров определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для перевозки продуктов их переработки.
По мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров, первоначально определенный срок переработки продлевается.
Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями – со дня помещения первой партии товаров.
Срок переработки товаров не может превышать два года.
Норма выхода продуктов переработки(количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров) определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случаев, когда установлены стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей. Норма выхода продуктов переработки определяется до ввоза продуктов переработки на таможенную территорию РФ.
Согласование нормы выхода продуктов переработки таможенным органом производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки. При согласовании нормы выхода таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.
Описание, качество и количество продуктов переработки окончательно определяется после согласования нормы выхода продуктов переработки.
Если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством РФ, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
При использовании стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей ввоз продуктов переработки в количестве, превышающем установленные нормы выхода продуктов переработки, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не допускается.
Вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории . Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории выдается декларанту.
В разрешении указываются :
– описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
– операции по переработке товаров и способы их совершения;
– норма выхода продуктов переработки, если она установлена или согласована на день выдачи разрешения;
– способы идентификации вывозимых товаров в продуктах переработки;
– срок переработки товаров;
– иные сведения, определяемые ФТС России и необходимые для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается ФТС России. Форма бланка «Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории» и Перечень сведений, необходимых для выдачи разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, утверждены приказом ГТК России от 15.09.2003 № 1015.[45]
Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов.
Для получения разрешения на переработку товаров в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения:
– о заявителе;
– о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров, и его (их) местонахождении;
– о товарах, предназначенных для переработки;
– об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
– о норме выхода продуктов переработки, если она установлена или если на день подачи заявления декларантом эта норма определена;
– о продуктах переработки товаров и об их предполагаемом количестве;
– о способах идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки;
– о замене продуктов переработки иностранными товарами;
– о сроке переработки товаров.
Форма заявления и форма представления сведений устанавливаются ФТС России.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.
Таможенный орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их принятия. В течение указанного срока таможенный орган проверяет сведения, указанные в заявлении, а также принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.
Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев со дня его принятия.
В качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация на товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, при условии, что товары вывозятся одной товарной партией в случае, если:
1) целью помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
2) таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки вне таможенной территории, не превышает 500 тыс. руб.
Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация , срок его рассмотрения не должен превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда ТК установлены более короткие сроки. В указанном случае продукты переработки при их ввозе должны декларироваться тому таможенному органу, который выдал разрешение на переработку товаров.
Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные ТК, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров. Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров должен быть обоснован и мотивирован. Декларант уведомляется об отказе в выдаче указанного разрешения в письменной форме.
Выданное разрешение на переработку товаров отзывается таможенным органом, если в соответствии с принятым актом Правительства РФ помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории не допускается. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства РФ.
При отзыве разрешения на переработку товаров помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории в соответствии с отозванным разрешением не допускается, а в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории до отзыва разрешения, допускается завершить таможенный режим.
Форма отзыва разрешения на переработку товаров устанавливается ФТС России.
Заменапродуктов переработки иностранными товарами при условии, что они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки, допускается в случае, если операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт, а также в случаях, если таможенные органы не осуществляют идентификацию товаров в соответствии с ТК. Если замена продуктов переработки иностранными товарами допускается, ввоз иностранных товаров может быть осуществлен до вывоза российских товаров на переработку.
Полное освобождениеот уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта.
В остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождениеот уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением акцизов, которое осуществляется в следующем порядке:
1) сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения, если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, либо исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров;
2) сумма подлежащего уплате НДС определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию РФ, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
При ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки, а также при несоблюдении других требований и условий ТК либо подтверждении их ненадлежащим способом полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершаетсяввозом продуктов переработки на таможенную территорию РФ либо одним из следующих способов.
Если продукты переработки ввозятся на таможенную территорию РФ несколькими партиями , окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров, может производиться периодически после ввоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня ввоза последней партии продуктов переработки. Если в результате такой выверки лицо, получившее разрешение на переработку вне таможенной территории, должно уплатить таможенные пошлины, налоги, на суммы этих таможенных платежей пени не начисляются при условии, что их уплата производится не позднее 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения в письменной форме о необходимости уплаты указанных сумм. Таможенный орган направляет декларанту уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории может быть завершен обратным ввозом (реимпортом) товаров, вывезенных с таможенной территории РФ, либо помещением указанных товаров под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, с соблюдением требований и условий, установленных ТК. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта не допускается, если в соответствии с законодательством РФ вывезенные товары или продукты их переработки подлежат обязательному обратному ввозу. Изменение таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического представления товаров таможенному органу.
При изменении таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта в отношении вывезенных товаров подлежат уплате суммы вывозных таможенных пошлин, если они установлены, а также проценты с указанных сумм, как если бы на день принятия таможенной декларации на вывоз была предоставлена отсрочка уплаты вывозной таможенной пошлины.
При помещении продуктов переработки под таможенный режим, не предусматривающий выпуска для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов не могут превышать сумм, исчисляемых при предоставлении частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, без учета пеней и процентов. Исключение составляет выпуск для свободного обращения ввозимых продуктов переработки, в отношении которых до их вывоза в соответствии с законодательством РФ были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов. В этом случае наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при частичном освобождении, подлежат уплате и суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
Временный ввоз
Временный ввоз – таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа.
Таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК, в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.
Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК.
Временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз.
С разрешения таможенного органа допускается передача временно ввезенных товаров в пользование иному лицу, которое может выступать в качестве декларанта. Передача временно ввезенных товаров иному лицу разрешается таможенным органом, если это лицо берет на себя обязательство перед таможенными органами соблюдать условия таможенного режима временного ввоза. При этом лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз, должно уплатить таможенные пошлины, налоги за период, когда это лицо использовало товары в соответствии с таможенным режимом временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Если соблюдение таможенного режима временного ввоза обеспечивается гарантиями , лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформить соответствующие документы на свое имя. Указанное лицо пользуется правами и исполняет обязанности, которые установлены ТК для лица, получившего разрешение на временный ввоз, со дня выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров.
Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии , за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза.
Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается.
Передача товаров иному лицу не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.
Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождениемот уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством РФ.
Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности, в случае:
– временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок;
– если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
– если целью временного ввоза является оказание международной помощи.
В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется частичное условное освобождениеот уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории РФ уплачивается 3 % суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов суммы таможенных пошлин, налогов уплачиваются при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин, налогов определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа. При этом конкретные сроки уплаты сумм таможенных пошлин, налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода.
Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения, без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов, которые могут быть начислены.
Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения , товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, которые применялись на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены.
При реэкспорте временно ввезенных товаров либо помещении их под иные таможенные режимы суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, возврату не подлежат.
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.
Срок временного ввозатоваров составляет два года . Для отдельных видов товаров Правительство РФ может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц , пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом цели и обстоятельств такого ввоза.
По мотивированному запросу лица, получившего разрешение на временный ввоз, и при отсутствии нарушений требований и условий, предусмотренных ТК, установленный срок временного ввоза товаров продлевается по решению таможенного органа в вышеуказанных пределах.
Не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму в соответствии с ТК.
Таможенный режим временного ввоза может быть завершенвыпуском товаров для свободного обращения. При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, НДС и акцизов – на день выпуска товаров для свободного обращения. Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию.
При определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, производится зачетсумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
При выпуске для свободного обращения товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается :
– при наложении ареста на временно ввезенные товары или их изъятии в соответствии с законодательством РФ;
– при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад;
– по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.
После окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется.
При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.
Таможенный склад
Таможенный склад – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных параграфом 5 гл. 19 ТК.
Таможенными складамиявляются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ТК.
Товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, хранятся на таможенных складах, за исключением товаров, которые из-за своих габаритов не могут быть помещены на таможенный склад, находящийся в разумной близости, при наличии на это разрешения таможенного органа в письменной форме.
Таможенные склады являются зоной таможенного контроля.
Товары могут быть помещены на любой таможенный склад с учетом ограничений, предусмотренных ТК.
Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных законодательством РФ соответственно к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, иных товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, перечень которых может определяться Правительством РФ, а также товаров, срок годности которых на день заявления их к таможенному режиму таможенного склада менее 180 дней.
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенный режим таможенного склада, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.11.2003 № 1712-р.[46]
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенных складах или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для хранения таких товаров, с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы. На таможенный склад в случаях, предусмотренных ТК, могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения.
Допускается помещение под таможенный режим таможенного склада без фактического помещения на таможенный склад товаров, которые из-за своих габаритов не могут быть помещены на таможенный склад, находящийся в разум ной близости, при наличии на это разрешения таможенного органа в письменной форме. В указанном случае лицо, заявившее таможенный режим таможенного склада, обязано предоставить в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае выпуска товаров для свободного обращения, а также соблюдать все иные требования и условия, предусмотренные ТК. При этом не допускается передача товаров в пользование и распоряжение другим лицам любым способом, включая их отчуждение, в период их нахождения под таможенным режимом таможенного склада.
Товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет .
Товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада, и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых указанный срок может быть сокращен таможенным органом в порядке, устанавливаемом ФТС России.
Срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации.
По мотивированному запросу лица, поместившего товары на таможенный склад, таможенный орган продлевает срок хранения товаров в пределах сроков, предусмотренных ст. 218 ТК.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции , необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации.
Иные операции, в том числе взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств, могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа. Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств.
В отношении проб и образцов иностранных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные товары были выпущены для свободного обращения, за исключением случая, когда образец товаров возвращается на таможенный склад в течение одного месяца.
Допускаются отчуждение товаров, находящихся на таможенном складе, передача в отношении их прав владения, пользования или распоряжения при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме. При этом лицо, приобретшее имущественные права на товары, предоставляет в таможенный орган обязательство в письменной форме по дальнейшему соблюдению в отношении этих товаров требований и условий, установленных ТК. Со дня, следующего за днем получения таможенным органом указанного обязательства, лицо, приобретшее имущественные права на товары, пользуется правами и несет обязанности, которые установлены ТК в отношении лица, поместившего товары на таможенный склад.
С разрешения таможенного органа в письменной форме допускается перемещение товаров с одного таможенного склада на другой таможенный склад до истечения установленных сроков. При этом течение срока хранения товаров на таможенном складе не прерывается и не приостанавливается.
При помещении на таможенный склад иностранных товаров , ранее помещенных под другие таможенные режимы и предназначенных для вывоза с таможенной территории РФ, в отношении указанных товаров не уплачиваются ввоз ные таможенные пошлины, налоги либо уплаченные суммы указанных таможенных пошлин, налогов возвращаются таможенными органами, если такие освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ. При неосуществлении вывоза товаров с таможенной территории РФ подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых было предоставлено освобождение от их уплаты или был произведен возврат указанных сумм, а также проценты с них. Исчисление подлежащих уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также процентов с них производится на основе правил завершения действия предыдущего таможенного режима и в соответствии с условиями помещения под вновь избранный таможенный режим, определенный декларантом для использования товаров на таможенной территории РФ.
При помещении на таможенный склад российских товаров , предназначенных для вывоза с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта , предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов , если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах . При неосуществлении фактического вывоза таких товаров в течение шести месяцев со дня помещения на таможенный склад указанные суммы взимаются с начислением на них процентов по ставкам рефинансирования ЦБ РФ , действовавшим в период хранения товаров на таможенном складе, в порядке, предусмотренном ТК для взимания таможенных платежей.
Товары, пришедшие в негодность , испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
ГТК России были утверждены Методические рекомендации по применению методов определения таможенной стоимости при выпуске товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения или нахождения на таможенном складе (см. письмо ГТК России от 02.10.2003 № 01–06/37590).
Если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК используются таможенная стоимость товаров и (или) их количество после хранения товаров на таможенном складе, при выпуске товаров для свободного обращения таможенная стоимость товаров и (или) их количество определяются на день выпуска товаров для свободного обращения.
Не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму с соблюдением требований и условий, установленных ТК. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с гл. 41 ТК.
Любое лицо, которое может выступать в качестве декларанта, вправе совершить таможенные операции, необходимые для завершения действия таможенного режима таможенного склада в соответствии с ТК.
При выпуске с таможенного склада товаров, ранее помещенных под таможенный режим временного ввоза , в целях их дальнейшего использования на таможенной территории РФ в соответствии с этим режимом течение срока временного ввоза товаров возобновляется. При выпуске указанных товаров для свободного обращения исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится в соответствии правилами таможенного режима временного ввоза.
В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенный режим уничтожения может быть заявлен владельцем таможенного склада.
Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа (типы таможенных складов ). Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами.
Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада.
Правительство РФ вправе определять виды товаров, которые могут храниться на таможенном складе закрытого типа.
Таможенные склады открытого и закрытого типов могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады ).
Помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Место расположения таможенных складов определяется с учетом интересов торговых организаций и иных заинтересованных лиц.
ФТС России устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада. Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, утверждены приказом ГТК России от 25.02.2004 № 236.[47]
Владельцем таможенного складаможет быть российское юридическое лицо , включенное в Реестр владельцев таможенных складов. Положение о включении юридических лиц в Реестр владельцев таможенных складов и порядке его ведения утверждено приказом ГТК России от 03.09.2003 № 960.[48]
Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных ТК. Отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение на таможенный склад, строятся на договорной основе. Отказ владельца таможенного склада открытого типа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.
Владельцами таможенных складов могут являться таможенные органы без включения их в Реестр владельцев таможенных складов. ФТС России обязана обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.
Условиями включения в Реестр владельцев таможенных складов являются:
1) владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, пригодными для использования в качестве таможенного склада и отвечающими установленным требованиям;
2) обеспечение уплаты таможенных платежей ;
3) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора хранения с другими лицами. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, определяется из расчета 3500 руб. за 1 кв. м полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1000 руб. за 1 куб. м полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее 2 млн руб.
Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее трех лет на день подачи заявления о включении в Реестр владельцев таможенных складов.
Включение в Реестр владельцев таможенных складов производится на основании заявления лица, отвечающего условиям, установленным ТК.
Заявление о включении в Реестр владельцев таможенных складов должно включать:
1) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев таможенных складов;
2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
3) сведения о типе таможенного склада (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа);
4) сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве таможенного склада, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;
5) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК (2,5 млн руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 кв. м полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа; 2,5 млн руб. для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа);
6) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.
К заявлению о включении в Реестр владельцев таможенных складов прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:
– учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
– свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
– свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
– документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таможенного склада;
– планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада;
– документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
– документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей;
– подтверждения из банков об открытых в них счетах;
– страховой полис.
На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которые предназначены для использования в качестве таможенного склада, представляется отдельное заявление.
Включение владельца таможенного склада в Реестр владельцев таможенных складов осуществляется по каждому территориально обособленному помещению и (или) каждой территориально обособленной открытой площадке, которые используются в качестве таможенного склада. На каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку выдается отдельное свидетельствоо включении в Реестр владельцев таможенных складов.
Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов содержит:
1) наименование владельца таможенного склада, указание его организационно-правовой формы и местонахождения;
2) сведения о праве владения помещениями и (или) открытыми площадками, используемыми в качестве таможенного склада;
3) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей;
4) указание типа таможенного склада;
5) указание местонахождения таможенного склада. Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов действительно в течение пяти лет.
Владелец таможенного склада обязан :
1) соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении хранения товаров на таможенном складе;
2) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров;
3) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;
4) обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к хранимым товарам без разрешения таможенного органа;
5) уплачивать таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа, а если владельцем таможенного склада получено разрешение на внутренний таможенный транзит, то уплачивать ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК при передаче товаров иному лицу без разрешения таможенного органа.
Владелец таможенного склада не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.
Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов может быть отозвано таможенным органом в случае:
1) несоблюдения владельцем таможенного склада хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев таможенных складов;
2) несоблюдения владельцем таможенного склада обязанностей уплачивать таможенные пошлины, налоги в случаях, предусмотренных ТК;
3) неоднократного привлечения владельца таможенного склада к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП.
В случае отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов или исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов по иным основаниям товары, хранящиеся на таможенном складе, подлежат помещению за его счет на другой таможенный склад в течение двух месяцев со дня, следующего за днем исключения. Владелец таможенного склада обязан известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, в течение трех дней со дня исключения его из Реестра владельцев таможенных складов. Со дня, следующего за днем исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов, помещение товаров на таможенный склад не допускается.
Таможенные склады таможенных органовявляются складами открытого типа и должны отвечать требованиям ТК.
При хранении товаров на таможенных складах взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на таможенные склады, осуществляются в соответствии с ТК и ГК. На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на таможенный склад, распространяются требования гражданского законодательства РФ, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.
Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на таможенный склад, квитанции по форме, определяемой ФТС России.
Права, обязанности и ответственность таможенных органов в связи с осуществлением этими органами хранения товаров на таможенных складах вытекают из существа обязательств в соответствии с общими положениями о хранении, предусмотренными гражданским законодательством РФ, с учетом положений, установленных ТК.
Таможенный орган несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров, хранившихся на таможенном складе, за исключением случая, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.
За хранение товаров на таможенном складе таможенного органа взимаются таможенные сборы за хранение товаров.