II. Параметры и характеристика транспортной тары для перевозки и хранения грузов
Согласно ГОСТ 17527 – 2003 существует два вида тары:
· Малогабаритная тара. Транспортная тара, габаритные размеры которой находятся в пределах 1200х1000х1200мм;
· Крупногабаритная тара. Транспортная тара, габаритные размеры которой превышают указанные выше размеры
Разные виды транспорта используют характерную для них транспортную тару: поддоны, мешки, бочки, ящики, контейнеры.
Положение о транспортабельности груза нашло свое выражение в ст. 308 ГКУ, согласно которой "грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке с учетом необходимости обеспечения транспортабельности и сохранение его в процессе перевозки". Следует отметить, что положения приведенной статьи ГКУ носят общий характер, т. е. предусмотрены для перевозок различными видами транспорта.
Известна классификация тары по нескольким признакам, в частности, по кратности использования (п. 6.1 Методрекомендаций № 2):
• тара одноразового использования – тара, которая используется только один раз, не подлежит возврату и не принимается от покупателей (бумажная, картонная, полиэтиленовая, мешки, коробки бумажные и из полимерных материалов, которые используются для упаковки продукции). Такая тара считается невозвратной, поскольку она остается у покупателя;
• многооборотная – тара, предназначенная для многократного использования. Она может классифицироваться по видам продукции, для упаковки которых она предназначена (средства пакетирования и специализированные контейнеры, тара-оборудование, средства упаковки черных металлов и металлоконструкций, средства упаковки продукции цветной металлургии, средства упаковки газовой продукции, средства упаковки химических реактивов и т. п.).
Многооборотная тара, в свою очередь, может быть классифицирована так:
1) в зависимости от срока использования (п. 6.1 Методрекомендаций № 2):
• необоротная – тара, срок использования которой превышает 1 год;
• оборотная– тара, которая используется в течение срока, не превышающего 1 год;
2) по характеру договорных отношений с покупателем:
• возвратная тара – тара многократного использования, которая относится к вторичным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию (п. 2 Порядка № 224). Возвратная тара может быть залоговой – тара, в обеспечение своевременного возврата за которую поставщиком взимается с покупателя залог, который ему возвращается после получения от него тары (п. 1.6 Инструкции № 93);
• невозвратная тара – тара, которая остается у покупателя;
3) в зависимости от участия тары в производственном процессе:
• тара, используемая в технологическом процессе производства продукции;
• тара для постоянного хранения товарно-материальных ценностей на складах предприятия;
• тара, используемая для упаковки и транспортировки готовой продукции (товаров).
Кроме того, выделяют следующие группы тары (п. 1.5 Инструкции № 93):
• деревянная (ящики, бочки, лотки и т. д.);
• картонная и бумажная (ящики, мешки, пачки и т. д.);
• тканевая (мешки льняные, джутовые и т. д.);
• металлическая (бочки, ящики, лотки и т. д.);
• стеклянная (бутылки, бутыли, банки и т. д.);
• полимерная (ящики, канистры, фляги и т. д.).
Особым видом тары является тара-оборудование, выполняющая функции обычной тары и торгового оборудования (п. 1.5 Инструкции № 93). Под тарой-оборудованиемпонимается техническое средство, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него продовольственных и непродовольственных товаров (контейнеры, поддоны и др.). Детальное описание тары также приведено в Правилах использования упаковки № 15 и Правилах использования картонной тары № 15.
Наиболее габаритным видом транспортной тары есть контейнер – стандартизированная многооборотная тара, которая предназначена для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом и приспособлена для механизированный перегрузки с одного транспортного средства на другое; может быть выполнен из различных материалов, и иметь разнообразные формы. Более сложной разновидностью контейнеров являются контрейлеры– прицепные (съемные) кузова автомобилей, приспособленные для перевозки железнодорожным и морским видами транспорта. Для жидких грузов применяются танктейнеры.