Транспортное законодательство
Принципы организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте.
Для более полного удовлетворения потребностей клиентуры в перевозках грузов важна слаженная работа всех звеньев внутреннего водного транспорта, особенно тех его подразделений, которые связаны с организацией и планированием грузопотоков, установлением связей с грузовладельцами и смежными видами транспорта, выполнением коммерческих операций с грузами, разработкой условий перевозок и тарифов, обеспечением качества перевозок грузов и правовых норм. Все это относится к сфере коммерческой работы на транспорте.
Коммерческая работа на внутреннем водном транспорте подчинена требованиям, из которых можно сформулировать следующие основные задачи:
- организация выполнения договорных обязательств по перевозкам грузов и буксировкам плавучих объектов;
- улучшение использования транспортных средств, портового хозяйства.
- обеспечение сохранности и сроков доставки грузов и буксируемых объектов;
- снижение транспортных затрат, повышение рентабельности работы внутреннего водного транспорта.
Процесс перевозок грузов и буксировок плавучих объектов представляет собой сложный комплекс технических и коммерческих операций.
К техническим операциям относятся:
- организация движения и техническая эксплуатация флота;
- содержание и эксплуатация путевого хозяйства;
- организация технологического процесса работы порта и техническая эксплуатация средств механизации и портовых сооружений.
К коммерческим операциям относятся:
- проведение экономических изысканий и организация грузопотоков, проведение договорной работы (маркетинг);
- планирование перевозок и буксировок плавучих объектов, включающее годовое, квартальное и месячное планирование;
- прием и выдача грузов и буксируемых объектов, организация хранения грузов;
- оформление транспортной документации;
- обеспечение качества перевозок грузов и буксируемых объектов (сохранности и сроков их доставки);
- разработка правил и условий перевозок грузов и буксировок плавучих объектов, контроль за их выполнением;
- разработка транспортных тарифов и правил их применения;
- транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры;
- актово-претензионная и исковая работа;
- координация работы со смежными видами транспорта при организации прямых смешанных перевозок.
Управление коммерческой работой на внутреннем водном транспорте осуществляет Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области транспорта или Минтранс РФ через Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В состав Федерального агентства морского и речного транспорта входит Управление внутреннего водного транспорта, которое имеет свои территориальные подразделения в виде Бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте. В свою очередь Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте взаимодействует с ассоциациями судоходных компаний и речных портов, которые объединяют перевозчиков и порты.
Непосредственно коммерческую работу у перевозчиков осуществляет Служба коммерческой работы и маркетинга, в состав которой входят отдел маркетинговой работы и коммерческий отдел. В портах эта работа осуществляется в коммерческом отделе порта и в его грузовой конторе.
Транспортное законодательство.
В процессе транспортировки грузов и буксируемых объектов перевозчик и буксировщик вступают с грузоотправителями и грузополучателями, отправителями и получателями буксируемых объектов в особые правоотношения, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления транспортного процесса и обеспечением своевременной и сохранной доставки грузов и буксируемых объектов.
Система нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения называется транспортным законодательством.
Правоотношения между транспортными организациями и юридическими и физическими лицами, пользующимися их услугами, регулируются законодательством в области транспорта, которое состоит из Конституции, Гражданского кодекса, федеральных законов Российской Федерации в виде транспортных уставов и кодексов, а также законов Российской Федерации о транспортно-экспедиционной деятельности, прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о лицензировании отдельных видов деятельности.
Отношения, связанные с деятельностью на транспорте, регулируются также указами Президента, постановлениями правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые не должны противоречить транспортным уставам и кодексам.
Международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность внутреннего водного транспорта, является Федеральный закон «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации», на основании которого действуют общие и специальные правила перевозок.
Общие правила перевозок включают:
- правила перевозок пассажиров;
- правила перевозок грузов;
- правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд.
Специальные правила перевозок включают:
- европейские предписания, касающиеся международных перевозок опасных грузов по внутренним водным путям (правила ВОПОГ);
- правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;
- правила перевозки грузов в прямом водном сообщении;
- правила централизованного завоза (вывоза) грузов в речные порты.