Краткие теоретические сведения. Оперативное управление перевозочным процессом на дороге возлагается на оперативно-распорядительный отдел службы перевозок
Оперативное управление перевозочным процессом на дороге возлагается на оперативно-распорядительный отдел службы перевозок. Его работу направляет заместитель начальника службы по оперативной работе. В состав отдела входят: начальник оперативно-распорядительного отдела (ДГ), заместители начальника отдела (ДГЗ), старшие помощники (сменные заместители) начальника отдела (ДГПС), дежурные помощники начальника отдела или дорожные диспетчеры (ДГП), локомотивные дорожные диспетчеры (ДГП Лок), старший инженер по перевозкам скоропортящихся грузов (ДГП Хол), старший техник отдела, а также техники.
Диспетчерское руководство движением поездов непосредственно осуществляют дежурные помощники начальника отдела, или дорожные диспетчеры (ДГП). Каждый ДГП оперативно руководит эксплуатационной работой определенного района дороги – дорожного диспетчерского круга, в состав которого обычно входят 1−2 региона дороги, технологически тяготеющих друг к другу, или дорожное направление.
В дорожный диспетчерский круг целесообразно включать дорожные направления целиком, т. е. так, чтобы основная масса дорожных поездопотоков зарождалась и погашалась в пределах одного круга. Здесь под зарождением поездопотоков понимается отправление поездов в пределах дороги со станций их формирования, массовой погрузки и выгрузки, а также прием поездов с соседних дорог по стыковым пунктам. Такой принцип формирования диспетчерских кругов обеспечивает максимальную централизацию оперативного управления движением и создает благоприятные условия для эффективной реализации регулировочных мероприятий. Желательно также, чтобы границы кругов совпадали с границами участков обращения локомотивов, а каждым отделением руководил один дорожный диспетчер. На некоторых дорогах имеются узловые дорожные диспетчерские круги, которые обеспечивают единое руководство работой крупного узла, расположенного в пределах нескольких регионов.
Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:
1) выполнение технического плана, сменно-суточного плана, заданий ОАО «РЖД» и руководства железной дороги;
2)оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги и входящих в него районов управления, отделений железной дороги и станций;
3) обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, а также их передачи по стыковым станциям железной дороги;
4) выполнение регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов;
5)контроль выполнения планов поездообразования, своевременного обеспечения поездов локомотивами и бригадами; выполнения заданных показателей;
6)создание оптимальных условий работы выделенным техническим и грузовым станциям;
7) организацию выполнения графика движения пассажирских поездов и ввода в график опаздывающих поездов (совместно с дорожным диспетчером по пассажирским перевозкам);
8) регулирование вагонного парка и содержание рабочего парка вагонов на станциях;
9) контроль передачи и развоза местных вагонов на железных дорогах;
10) взаимодействие с операторскими компаниями региона по обеспечению грузоотправителей необходимым подвижным составом;
11)управление перевозками негабаритных, тяжеловесных и специальных грузов в регионе;
12) управление перевозками наливных, рудно-металлургических, угольных, продовольственных, лесных, строительных, химических и других грузов в регионе;
13) контроль соответствия содержания эксплуатируемого парка локомотивов и бригад размерам движения поездов;
14)обеспечение своевременной постановки локомотивов на все виды технического обслуживания, ремонта и экипировку;
15) управление продвижением поездных формирований перевозчиков грузов и пассажиров в соответствии с условиями договоров на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
16) контроль эффективного использования «окон» для профилактических и ремонтно-строительных работ и организацию пропуска поездов в период их действия;
17) соблюдение режима труда и отдыха локомотивных бригад;
18) взаимодействие с ЦУП и ДЦУП соседних железных дорог;
19) взаимодействие с техническими службами железной дороги по организации бесперебойного и безопасного движения поездов и работы железнодорожных станций;
20) информирование руководства дороги, дежурного персонала причастных служб о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушениях безопасности движения поездов;
21)организацию оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение восстановления продвижения поездопотоков и вагонопотоков в случаях нарушения безопасности движения и в других нестандартных ситуациях.
Исходные данные:
Данные для регулирования поездов:
Вариант | Ситуация | Задание |
Опоздание пассажирского поезда на 1 час | Сократить опоздание на 0,5 часа | |
Опоздание пассажирского поезда на 40 мин | Сократить опоздание на 30 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 30 мин | Сократить опоздание на 20 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 50 мин | Сократить опоздание на 30 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 50 мин | Сократить опоздание на 25 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 1 час | Сократить опоздание на 40 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 50 мин | Сократить опоздание на 40 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 20 мин | Ввести поезд в график | |
Опоздание пассажирского поезда на 25 мин | Сократить опоздание на 15 мин | |
Опоздание пассажирского поезда на 35 мин | Сократить опоздание на 20 мин |
Порядок выполнения:
1.Разработать график движения поездов – период 6 часов на однопутном участке А-Б, оборудованном ПАБ.
2.По исходным данным ввести в график поезд и обосновать , чем было вызвано такое решение.
Исходные данные для графика на участке А-Б.
Участок А-Б | Перегонное время хода поездов | |||
Грузовые | Пассажирские | |||
чет | неч | чет | неч | |
А-а | ||||
а-б | ||||
б-в | ||||
в-г | ||||
г-Б |
Примечание: Расписание движения поездов составить самостоятельно.
Межпоездной интервал принять равным – 7 мин, интервал скрещения -1 мин, интервал неодновременного прибытия – 5 мин, интервал попутного следования б/о – 5 мин, с остановкой- 1 мин. Время на разгон принять – 1 мин, на замедление – 2мин.
Контрольные вопросы:
1. Что называется диспетчерским регулированием?.
2. Как обеспечивается безопасность движения на участке во время диспетчерского регулирования?
К практическому занятию № 2 Приложение № 1
Часы суток | Отправление из А | Прибытие в А | ||||||||||||
% от суточ-ного пас. потока | Необходимое число поездов для каждой зоны | % от суточ-ного пас. потока | Необходимое число поездов для каждой зоны | |||||||||||
Предварительное | Окончательно установленные | Предварительное | Окончательно установленные | |||||||||||
1 зона | 2 зона | 3 зона | 1 зона | 2 зона | 3 зона | 1 зона | 2 зона | 3 зона | 1 зона | 2 зона | 3 зона | |||
5-6 | 2,5 | |||||||||||||
6-7 | ||||||||||||||
7-8 | 5,5 | |||||||||||||
8-9 | 5,5 | 8,5 | ||||||||||||
9-10 | 5,5 | 7,5 | ||||||||||||
10-11 | 5,5 | |||||||||||||
11-12 | 4,5 | |||||||||||||
12-13 | ||||||||||||||
13-14 | 4,5 | 4,5 | ||||||||||||
14-15 | 4,5 | 4,5 | ||||||||||||
15-16 | ||||||||||||||
16-17 |
17-18 | ||||||||||||||
18-19 | 8,5 | |||||||||||||
19-20 | 6,5 | 4,5 | ||||||||||||
20-21 | 4,5 | |||||||||||||
21-22 | 4,5 | |||||||||||||
22-23 | 3,5 | |||||||||||||
23-24 | 2,5 | |||||||||||||
0-1 | 2,5 | |||||||||||||
1-2 | 1,5 | 1,5 | ||||||||||||
Итого: |
Приложение 2 к практической работе № 6
Разд.пункты | Время хода | 14⌡\ | |||||||||||||||||||||||||
чет | нче | ||||||||||||||||||||||||||
А В | |||||||||||||||||||||||||||
Г | |||||||||||||||||||||||||||
Д | |||||||||||||||||||||||||||
Е | |||||||||||||||||||||||||||
К Б | |||||||||||||||||||||||||||
Фрагмент план-графика местной работы
Рекомендуемая литература
Основная
1. Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта.- М.: Маршрут, 2003.- 368 с.
2. Сотников И.Б. Эксплуатация железных дорог (в примерах и задачах).-М.: Транспорт, 1990.-232 с.
3.Бройтман Э.З. Железнодорожные станции и узлы: Учебник для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта.-М.:Маршрут,2004-372 с.
Дополнительная
1. Кудрявцев В.А. Основы эксплуатационной работы железных дорог: Учебное пособие для студентов сред проф. Образования. – М.: ПрофОбриздат, 2002. – 352 с.
2.Сотников И.Б. Технико-экономические расчеты в эксплуатации железных дорог.-М.:Транспорт,1983.- 254 с.
3.Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР/МПС СССР.-М.:Транспорт,1987-240 с.
4.Типовые нормы времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте/МПС СССР.-М.: Транспорт,1987-96 с.
Содержаниестр.
Пояснительная записка | ||
1. | Практическое занятие № 1 Составление плана формирования поездов различными методами | |
2. | Практическое занятие № 2 Расчет числа пригодных поездов и распределение их по времени суток | |
3. | Практическое занятие № 3 Расчет станционных интервалов | |
4. | Практическое занятие № 4 Расчет межстанционных интервалов | |
5. | Практическое занятие № 5 Расчет пропускной способности по перегонам участка | |
6. | Практическое занятие № 6 Выбор оптимального варианта организации местной работы участка | |
7. | Практическое занятие № 7 Расчет количественных норм работы полигона дороги и норм передачи поездов и вагонов по стыкам | |
8. | Практическое занятие № 8 Расчет показателей использования грузовых вагонов | |
9. | Практическое занятие № 9 Расчет показателей использования локомотивов | |
10. | Практическое занятие № 10 Решение задач по применению методов диспетчерского регулирования | |
Приложения | ||
Рекомендуемая литература | ||
Содержание |