Таможенные органы Российской Федерации 2 страница
Консультирование по вопросам таможенного законодательства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется в устной и письменной формах бесплатно (п. 2 ст. 11 ТК ТС).
Консультирование является обязанностью таможенных органов, за некачественное исполнение которой предусмотрена возможность наступления ответственности (п. 4 ст. 25 ТК).
Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов1, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:
- совершения таможенных операций и таможенного контроля;
- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- временного хранения товаров;
- применения таможенных процедур;
- порядка декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при декларировании товаров;
- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;
- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.
Консультирование не предоставляется по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов, вопросам, касающимся сведений, не подлежащих разглашению, а также но вопросам, разрешение которых имеет для заинтересованного лица юридическое значение (например, рассчитать таможенные платежи по конкретной поставке, определить таможенную стоимость, заполнить таможенную декларацию).
Консультации таможенных органов носят рекомендательный характер ив отличие, например, от предварительного решения (п. 3 ст. 53 ТК ТС) не являются обязательными для таможенных органов, совершающих таможенные операции в отношении товаров и (или) транспортных средств (п. 5 ст. 11 ТК ТС).
1 Консультации могут предоставляться только уполномоченным должностным лицом регионального таможенного управления или таможни, имеющим высшие юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей в таможенных органах не менее года.
Предварительное решение выделено в самостоятельный институт (п. 5 ст. 52, ст. 53-57 ТК ТС). Основное значение предварительного решения заключается в том, что оно обязательно для всех таможенных органов, при таможенном декларировании товаров.
Предварительное решение принимается по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и действует в течение трех лет со дня принятия (если не изменено1, не отозвано2 либо не прекратило свое действие3). Применение предварительного решения с большой долей вероятности позволяет избежать возможных конфликтов с контролирующим таможенным органом по поводу расхождения во взглядах на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ТС4.
Форма предварительного решения и порядок ее заполнения утверждены решением КТС от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов». Процедура принятия предварительного решения о классификации товаров утверждена приказом ФТС России от 01.08.2008 № 951.
На основании п. 4 ст. 58 ТК ТС таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном национальным законодательством. В РоссийскойФедерации такой Порядок определен приказом ФТС России от 23.07.2008 № 906.
1 В случае выявления ошибок классификации товаров при принятии предварительного решения или в случае принятия решений (разъяснений), имеющих высшую юридическую силу и общеобязательный характер, решений (разъяснений) ФТС России или КТС.
2 При изменении ТН ВЭД ТС, принятии решений по классификации товаров на уровне Всемирной таможенной организации или КТС, в том числе решений КТС, на основе которых подлежат отмене ранее принятые разъяснения ФТС России о классификации товаров.
3 При выявлении фактов принятия предварительного решения на основе подложных документов или недостоверных (неполных) сведений.
4 Как правило, участники ВЭД обращаются в ФТС России за предварительными решениями по наиболее сложным случаям классификации товаров. Примерно 45% запросов о принятии предварительных решений относится к сложному высокотехнологичному оборудованию (продукция машиностроения, вычислительные системы и др.); около 35% – к товарам химической промышленности; 10% – к товарам легкой и лесной промышленности и 10% – к товарам пищевой промышленности и сельскохозяйственной продукции (Российская Бизнес-газета. 2010. № 754 (21)).
В настоящее время таможенные органы не принимают предварительные решения о стране происхождения товаров.
Осуществление хозяйственной функции заключается и обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов путем надлежащего и своевременного материально-технического обеспечения, создания необходимой таможенной инфраструктуры1. Так, в соответствии с приказом ФТС России от 06.10.2009 № 1844 «Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» решение вопросов организации материально-технического обеспечения таможенных органов возложено на специализированное подразделение центрального аппарата – Главное управление тылового обеспечения ФТС России. Одними in основных задач данного управления являются разработка и обеспечение проведения единой хозяйственной полицики ФТС России, определение приоритетных направлении в вопросах развития таможенной инфраструктуры (см. приказ ФТС России от 13.10.2004 № 149).
Кроме того, в соответствии со ст. 421 ТК для обеспечения деятельности таможенных органов ФТС России имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы (например, Федеральное государственное унитарное предприятие «РОСТЕК») (см. распоряжение Правительства РФ от 01.02.2005 № 103-р).
Таможенные органы также вправе заключать договоры на размещение структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам СВХ, таможенных складов, и других объектах (например, МВТ), а также договоры на материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов (в части предоставления средств связи и оргтехники владельцами указанных объектов (п. 2 ст. 418 ТК).
1 Речь идет о надлежащем оборудовании пунктов пропуска через таможенную границу, строительстве досмотровых помещений и площадок, складских помещений и т.д.
Следующее самостоятельное направление деятельности таможенных органов – уголовно-процессуальная деятельность.
Содержанием уголовно-процессуальной деятельности является осуществление предварительного расследования в форме дознания1 по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК, а также производство неотложных следственных действий2 по преступлениям, предусмотренным ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК (ст. 151, 157 УПК). Указанные виды преступлений имеют еще одно название (неофициальное) – таможенные преступления.
Контрабанда (от итал. contrabando {contra –против + bando –правительственный указ)) (ст. 188 УК). Часть 1 ст. 188 УК указывает на перемещение любых товаров (предметов), совершенное незаконным способом и в крупных размерах. Под крупным размером понимается сумма, превышающая 1,5 млн. руб.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу РФ и предназначенного для личного пользования, в целях определения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 188 УК, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП наличия состава преступления или административного правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа должна использоваться таможенная стоимость данного товара, а не его рыночная стоимость на территории РФ, при этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов3.
1 Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому не обязательно.
2 Неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, производство предварительного следствия по которому обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
3 1500 евро (приложение 3 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском).
К незаконным (контрабандным) способам перевозки товаров отнесены перемещения через таможенную границу:
- помимо (вне мест или времени работы таможенного органа) или с сокрытием от таможенного контроля (с использованием тайников, приданием одним товарам вида других, применением иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, т.е. вызывающих необходимость в дополнительных поисковых усилиях, например в случаях сокрытия товаров при помощи конструкционных особенностей транспортного средства);
- обманное использование документов (документов, необходимых для таможенных целей) или средств таможенной идентификации (печатей, штампов, пломб);
- недекларирование (незаявление по установленной форме точных сведений о перемещаемых товарах) или недостоверное декларирование (заявление по установленной форме недостоверных сведений о перемещаемых товарах).
Часть 2 ст. 188 УК предусматривает незаконное перемещение товаров вышеперечисленными способами, но стоимостные характеристики уже не имеют значения ввиду ого, что речь идет о предметах, конкретно поименованных и в большинстве своем изъятых из свободного оборота. К таким предметам, в частности, ч. 2 ст. 188 УК относит:
- наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;
- огнестрельное оружие, боеприпасы и другие предметы.
Часть 3 ст. 188 УК устанавливает ответственность за совершение указанных в ч. 1, 2 ст. 188 УК действий, но уже при отягчающих обстоятельствах (должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль), а ч. 4 ст. 188 УК охватывает деяния, предусмотренные ч. 1-3 данной статьи, но совершенные организованной группой.
1. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК). Речь идет о несоблюдении требований экспортного контроля при вывозе товаров, имеющих двойное назначение.
Правовые основы экспортного контроля закреплены в ч. 3 ст. 1 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
2. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК). Данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение требований таможенной процедуры временного вывоза, используемой в отношении предметов, отнесенных к культурным ценностям (ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»).1
Культурные ценности могут вывозиться в качестве выставочных экспонатов либо в целях проведения научных исследований.
3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). Статья (опосредованно затрагивающая порядок перемещения товаров через таможенную границу) прямо указывает на требования валютного законодательства о своевременном перечислении валютной выручки от внешнеторговых сделок на соответствующие счета в уполномоченные банки. Сумма невозвращенной валютной выручки должна превышать 30 млн. руб. (крупный размер невозвращенных средств в иностранной валюте).
4. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК). В данной статье также учитываются размеры неуплаченных сумм таможенных платежей (таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов), а именно:
- крупный размер (более 3 млн. руб.);
- особо крупный размер (более 36 млн. руб.).
1 См. также Положение к п. 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений «О порядке ввоза на таможенную территорию государств – участников таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств – участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов», утвержденного решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и решением КТС от 27.11.2009 № 132.
Следует обратить внимание, что отдельные виды административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), например предусмотренные ст. 16.1, 16.2 КоАП, частично совпадают по своим признакам с таможенными преступлениями, что можно объяснить единством объекта и предметов противоправного посягательства, способов совершения правонарушений.
Разница в этом случае просматривается:
а) в возможных субъектах ответственности за совершенное правонарушение (для преступлений это только физическое лицо: гражданин, должностное лицо, а применительно к нарушениям таможенных правил такими субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица (п. 2.10 КоАП));
б) признаках крупных и особо крупных размеров, предусмотренных отдельными составами таможенных преступлений;
и) конкретных предметах преступлений (взрывчатые вещества, наркотические вещества, культурные ценности, вооружение, товары двойного применения, подлежащие импортному контролю и др.).
Осуществлению уголовно-процессуальной деятельности таможенных органов способствует оперативно-розыскная деятельность, преследующая несколько целей, которые частично подчеркивают ее самостоятельность по отношению к производству по таможенным преступлениям.
Целями оперативно-розыскной деятельности таможенных органов выступают:
- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие таможенных преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (п. 2 ст. 7 ТК ТС, подп. 5 ст. 408 ТК);
- обеспечение собственной безопасности таможенных органов РФ (подп. 5 ст. 408 ТК, Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);
- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров, (ГЛ. 42 ТК «Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу») (см. также постановление Правительства РФ от 05.11.2003 № 671 «Об утверждении положения об изъятии или замене перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки»).
Заслуживает внимания еще один вид деятельности – научно-исследова-тельская и образовательная деятельность.
Таможенное дело, как самостоятельная сфера профессиональной деятельности, довольно многогранно и требует серьезного изучения каждого из элементов, его составляющих.
Поэтому важное значение придается:
- вопросам подготовки профессиональных кадров для работы в системе таможенных органов;
- проведению научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела;
- анализу статистических данных в области внешнеэкономической деятельности;
- вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами;
- вопросам организации и проведения для таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.
Для решения этих задач в ведении ФТС России находится Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление1, научно-исследова-тельские учреждения и образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования2, печатные издания, информационно-вычислительные центры3 и другие учреждения (ст. 421 ТК).
1 Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России – это специализированное региональное таможенное управление, осуществляющее судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научную и научно-методическую деятельность. Управление имеет 10 региональных структурных подразделений (экспертно-криминалистические службы в городах Калининграде, Санкт-Петербур-ге, Брянске, Нижнем Новгороде, Уфе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке). В его состав входят экспертно-исследовательские отделы и отделения, расположенные в местах нахождения таможен и таможенных постов.
2 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».
3 Специализированное государственное учреждение «Главный научно-информацион-ный вычислительный центр ФТС России».
Завершая характеристику статуса таможенных органов, необходимо упомянуть о документах, которые непосредственно затрагивают деятельность ФТС России. Это Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной таможенной службы», постановление Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы».
Что касается должностных и иных лиц, имеющих отношение к системе таможенных органов и подведомственным ФТС России организациям, то выделяют три категории работающих:
1) сотрудники (правоохранительная служба, согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
2) федеральные государственные гражданские служащие (государственная гражданская служба, согласно Федеральному закону от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- работники бюджетной сферы (работают в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
Представленный взгляд на деятельность таможенных органов РФ не лишен условностей и должен рассматриваться как одна из возможных точек зрения.
Главная условность заключается в том, что на практике ни один из выделенных видов деятельности (включая конкретные функции) не проявляет себя абсолютно самостоятельно вне зависимости от других направлений. Например, при проверке таможенных деклараций таможенные органы одновременно проводят таможенный контроль и совершают таможенные операции.
Проведение таможенными органами дознания может сопровождаться оперативно-розыскными мероприятиями.
Существует и иной, менее детальный и более устоявшийся взгляд на деятельность таможенных органов через такие функции, как:
- контрольная;
- фискальная;
- правоохранительная.
Таможенное право
Для удобства изучения и применения как таможенного законодательства таможенного союза, так и всего комплекса правовых норм, регулирующих порядок и правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу, используется понятие таможенного права.
Нормативную основу таможенного права составляет таможенное законодательство таможенного союза (ТК ТС, международные договоры государств – членов таможенного союза, решения КТС).
Далее следует национальный уровень таможенного регулирования или согласно ТК ТС – законодательство государств – членов таможенного союза.
До принятия и вступления в силу федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» на территории РФ продолжает действовать ТК.
ТК применяется в части, не урегулированной таможенным законодательством таможенного союза и не противоречащей этому законодательству. Кроме того, ТК является еще и правовой основой для значительного количества подзаконных документов (постановлений Правительства РФ, приказов ФТС России), определяющих, например, ставки таможенных сборов, места прибытия товаров в Российскую Федерацию (убытия за ее пределы), особенности совершения таможенных операций, компетенцию таможенных органов по принятию таможенных деклараций.
Нормы таможенного права содержит НК, который устанавливает виды и размеры ставок НДС и акцизов, подлежащих уплате при ввозе товаров в Россию, а также перечни льгот по их уплате. В остальном к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.
Таким образом, таможенное право, будучи совокупностью юридических норм, объединяет все правила перемещения лицами товаров (транспортных средств) через таможенную границу (таможенные правила).
Таможенное право как учебная дисциплина изучается на многих факультетах (юридических и неюридических) высших учебных заведений, в центрах профессионального дополнительного образования по внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем таможенному праву еще только предстоит занять свое место среди основных (сформировавшихся) учебно-правовых дисциплин, поскольку пока, одновременно со становлением таможенного законодательства, идет процесс изучения большого количества новых документов, практики их применения, наработки учебного материала.
Можно надеяться, что в недалекой перспективе будут основания говорить о зарождении отдельных научных школ таможенного права.
Обращаясь к учебной литературе, посвященной таможенной тематике, нельзя не заметить, что в основном под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных операций, процедур, платежей и контроля до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином – таможенное дело. Отсюда обычно делается вывод о том, что предметом регулирования таможенного права служит таможенное дело1.
1 Например, Б. Н. Габричидзе отмечает, что таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела (Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001. С. 54). Почти аналогичной точки зрения придерживается и А. Н. Козырин, определяя таможенное право как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения. При этом к таможенно-правовым отношениям А. Н. Козырин относит: а) отношения в сфере организации в деятельности системы таможенных органов; 6) отношения по пропуску таможенными органами через границу товаров и транспортных средств; и) правоохранительные отношения, охватывающие деятельность таможенных органов по борьбе с нарушениями таможенных правил (Козырин А. Н. Таможенное право России: учеб. пособие. М.: СПАРК, 1995. С. 9,17).
А. Ф. Ноздрачев также рассматривает таможенное право как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики (Таможенное право: учебник / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Юристь, 1998. С. 46).
Несколько иная точка зрения у Ю. А. Воробьева, который хотя и упоминает о комплексности отрасли, однако уже ограничивает предмет правового регулирования, полагая, что таковой объединяет отношения, возникающие между таможенными органами и лицами по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу и производства при этом в соответствии с законом таможенного оформления, контроля и платежей (Воробьев Ю. А. Основы таможенного дкла. Вып. IV. Правовое регулирование таможенного дела. М.: РИО РТА, 1995. С. 12).
Очевидно, что в зависимости от широты избранного предмета правового регулирования возможны различные масштабы комплексности. Например, если в качестве предмета таможенного права рассматривать не только порядок перемещения товаров и деятельность в сфере таможенного дела, но и все направления таможенного дела в целом (контрольное, организационное, правоохранительное), то комплексный подход объединит нормы:
- административного законодательства (организация управления системой таможенных органов, производство по делам об административных правонарушениях);
- уголовного законодательства (таможенные преступления);
- уголовно-процессуального законодательства (производство дознания и неотложных следственных действий);
- гражданского законодательства (договорные отношения по оказанию услуг в таможенной сфере по перевозке, хранению и таможенному декларированию товаров; договорные отношения, обусловленные хозяйственной деятельностью таможенных органов).
Однако если под предметом таможенного права понимать только порядок и правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу, а также административно-правовые основы деятельности в сфере таможенного дела (услуги по перевозке, хранению и таможенному декларированию товаров, продажа товаров в МБТ), то изучаемая совокупность юридических норм и институтов будет значительно уже и определеннее.
При необходимости подробного знакомства с отдельными сторонами таможенного дела, могут быть разработаны специальные учебные курсы, например, «Административно-таможенный процесс», «Правоохранительная деятельность таможенных органов», «Таможенный менеджмент» (в зависимости от специализации учебного заведения либо конкретного факультета).
Принимая во внимание тот факт, что отдельные (схожие по своей правовой природе) отрасли права – например, финансовое право, налоговое право – своим происхождением обязаны административному1, можно выдвинуть гипотезу о необходимости и целесообразности выделения из административного права таможенного как самостоятельной отрасли.
1 Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 29.
Пользуясь предложенным С. С. Алексеевым делением всех отраслей права на базовые, специальные и комплексные1, таможенное право следует отнести к специальной отрасли права, основанной на административных нормах и приспособленной к особой сфере жизни общества, которая связана с перемещением товаров (транспортных средств) через таможенную границу.
Продолжая придерживаться точки зрения С. С. Алексеева, стоит отметить, что догма о предметном критерии отраслевого деления не является столь уж бесспорной, поскольку «отрасли права отличаются как раз тем, что для них характерно юридически своеобразное регулирование с точки зрения самой их природы...
...Отрасли права – не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм "по предмету", а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом юридическом содержании права и ни в чем ином, кроме как в особых режимах регулирования, эта юридическая специфика отдельных структурных подразделений права выражаться не может.
Под юридическим режимом в рассматриваемой области правовых явлений следует понимать особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм»2.
В таможенном праве специфичность регулирования отношений заключается, прежде всего, в нескольких уровнях такого регулирования:
- наднациональном (таможенное законодательство таможенного союза);
- национальном (законодательство государств – членов таможенного союза).
Создание таможенного законодательства таможенного союза придало таможенному праву более убедительную самостоятельность, выделяя среди иных отраслей российского права. При этом таможенное право продолжает оставаться в пределах территории РФ отраслью российского права.