Организация туристической деятельности
ЛЕКЦИЯ 6(2): ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Методика разработки тура
Разработка тура включает следующие этапы:
- выбор пунктов маршрута,
- иерархизация этих пунктов,
- выбор пунктов начала и окончания маршрута,
- разработка схемы маршрута,
- оптимизация маршрута,
- программное обеспечение тура,
- расчёт стоимости тура,
Разработка схемы маршрута и его программное обеспечение являются неразрывно связанными параллельными процессами.
Расчёт стоимости тура основывается на проведенных организационно-технических мероприятиях по поиску партнеров и заключенных с ними соглашений.
Этап 1. Выбор пунктов маршрута. Критерием отбора является аттрактивность(привлекательность, эмоциональное притяжение, симпатия) объектов показа для удовлетворения цели путешествия, обеспечение разнообразия программы пребывания в данном населенном пункте, его транспортная доступность и обеспеченность услугами гостеприимства.
Этап 2. Иерархизация пунктов маршрута производится по указанным выше критериям, при этом основное внимание должно быть обращено на класс гостеприимства и транспортную доступность избранных пунктов маршрута. Целью данного этапа является дифференциация пунктов маршрута в зависимости от задач путешествия с выделением пунктов дислокации с длительным программным обеспечением и экскурсионных пунктов.
Этап 3. Выбор начального и конечного пунктов маршрута осуществляется по показателю транспортной доступности, то есть связности с местом постоянного проживания потенциальных туристов (зоны действия туроператора), взаимозаменяемости видов транспорта, типа транспортных средств.
Этап 4. Разработка схемы маршрута. Схема маршрута зависит от выбранной формы. Маршрут - это направление перемещения туриста. По схеме маршруты могут быть линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные (Рис.1). Выбор пунктов по маршруту согласуется с программой в соответствии с видом туризма, сроком и классом обслуживания.
Выбор схемы маршрута зависит от транспортной системы: конфигурации транспортной сети, ее густоты и технического состояния, уровня развития отдельных видов транспорта, уровня развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей надежность и безопасность работы транспорта.
Самым распространенным случаем при разработке схемы является вариант, когда за определенное при минимизации затрат времени на перемещение между основными пунктами маршрута желательно обеспечить максимально возможную информативность путешествия, т.е. охватить больше объектов показа для удовлетворения познавательной цели. Такой вариант получил название "задача коммивояжера".
Условные обозначения:
Пп - начальный пункт маршрута;
Пр - промежуточный пункт с порядковым номером 1,2, ... n;
Кп - конечный пункт маршрута; --- → направление движения.
Рис. 1. Схемы маршрутов
При решении этой задачи можно применять методический аппарат теории графов. Графо-аналитические методы дают возможность выделить существенные элементы, проявить имеющуюся информацию, обосновать отбор и иерархизацию пунктов маршрута. Задача сводится к построению графа - математического отображения пространственной организации турпродукта.
Граф представляет собой определенным образом организованное конечное множество вершин и множественность ребер. Вершины и ребра являются элементами графа, делают его связным. Граф называется метризуемым, когда его элементам придается определенное значение, например, метризация вершин задается аттрактивностью объектов показа в баллах, вместимостью и классностью гостиничной базы, балльной оценкой разнородности программы и т.д.
Рёбра графа отражают имеющуюся связь между вершинами и в нашем случае это прежде всего транспортная связь, воспроизводящая или только наличие путей сообщения, или их категорию или полимагистральность.
Значение ребер может задаваться расстоянием (в км) между пунктами маршрута или временем, необходимым для его преодоления тем или иным видом транспорта (такой вариант лучше, когда нет взаимозаменяемости транспортных средств).
Таким образом, мы имеем графическое изображение территориальной структуры будущего турпродукта, заданной элементами графа.
Вершинами графа (V) являются пункты, избранные по определённым критериям, а ребрами (Е) является связь между ними, т.е. пути сообщения определенной категории.
Дальнейшая математическая обработка позволяет выбрать наиболее оптимальный маршрут.
Этап 5.Оптимизация маршрута заключается в установлении ряда объективных и субъективных ограничений. Объективные ограничения вытекают из условий сегментации рынка, а субъективные определяются возможностями туроператора. Ограничения определяются, прежде всего, целевым потребительским сегментом (возраст, жизненный цикл семьи, стиль и уровень жизни и т.д.). Временные ограничения касаются сезонности и времени путешествия. Экономические ограничения зависят от условий функционирования рынка (конъюнктура рынка, состояние конкурентной среды, ценовая политика и т.д.).
Основным ограничением на начальном этапе разработки тура является ограничение во времени и средствах по обеспечению комфортности путешествия. Именно временные ограничения определяют выбор транспортных средств и их тип при прохождении маршрута. Выбор транспортного средства следует рассматривать как введение определенных ограничений в организационные параметры тура (количество туристов в группе и соответственно выбор формы тура влияют на его организацию и стоимость).
Виды транспорта и типы транспортных средств сильно отличаются по своим характеристикам (таблица 3). При выборе средств передвижения руководствуются расстоянием, а при выборе типа транспортного средства - его комфортностью (скорость, вместительность, удобства).
Таблица 5