Морской транспорт
Материальная база транспортных услуг на морском транспорте включает в себя следующие основные компоненты: флот, порты и портовое хозяйство.
Классификация транспортных судов по назначению представлена на рис. 1
Рис. 1. Классификация транспортных судов по назначению
Основными технико-эксплуатационными характеристиками транспортных судов являются следующие показатели.
Водоизмещение судна – полная масса судна в тоннах. Определяется количеством воды, вытесненной плавающим судном. Измеряется в единицах объема (объемное водоизмещение в куб. м) или массы.
Дедвейт – полная грузоподъемность судна (масса всех грузов в тоннах, которые может принять судно). В дедвейт входит масса полезного груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов, экипажа и других переменных в процессе эксплуатации судна грузов.
Грузовместимость судна – суммарный объем помещений судна в м3, предназначенный для перевозки грузов.
Скорость судна в узлах , определяемая отношением морской мили (1,852 км) к одному часу (1 уз = 1 мор. миля/ч = 1,852 км/ч).
Автономность плавания – длительность пребывания судна в море без пополнения запасов (обычно составляет от 30 до 60 сут).
Портовое хозяйство обеспечивает нормальную работ у всех служб порта. К нему относятся все объекты портовой инфраструктуры и служебно- вспомогательный флот. Обеспечивается работа порта и флота различными специалистами.
При этом морской транспорт имеет свои отличительные эксплуатационные особенности:
- высокая провозная и пропускная способность;
- относительно низкая себестоимость перевозок;
- высокий уровень механизации перегрузочных работ;
- основная сфера перевозок – загранперевозки, что требует наличия таможенного обслуживания в портах.