Комплексная оценка конкурентоспособности и услуг сервисного предприятия
Показатель конкурентоспособности для любой организации отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность организации оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.
Процесс оценки конкурентоспособности предприятия (услуг) обычно начинается с определения конкурентов. При этом следует исходить из схожести анализируемого предприятия и его потенциальных конкурентов (например, нельзя сопоставлять техцентр «Audi» и автомастерскую, где работают 2-3 человека).На основе изученного рынка, конкурентов и запросов потребителей формируются требования к услугам или предприятию в целом. Далее начинается последовательный процесс-определения целей, оцениваемых параметров, перспектив рынка, выбираются нормативные показатели, т.е. те, которые уже заслужили высокую оценку потребителей.
При оценке конкурентоспособности СТОА к техническим параметрам можно отнести технологический уровень используемого оборудования и инвентаря, техническое оснащение рабочих мест, размеры (площадь) предприятия и т.п. К экономическим параметрам чаще всего относят цену и качество.Для сопоставления параметров анализируемой услуги или организации с параметрами конкурентов можно рассчитать единичный, групповой и интегральный показатели конкурентоспособности.Единичный показатель q отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра
где Р - уровень параметра исследуемой услуги или предприятия; Рт - уровень параметра услуги (предприятия), принятой за образец, удовлетворяющий потребность на 100 %.Групповой показатель С объединяет единичные показатели ц, по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов ап определенных экспертным путем:
Интегральный показатель J представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам Gf к групповому показателю по экономическим параметрам G,:Если J < I, то анализируемая услуга (предприятие) уступает образцу, а есл и У > I, то она превосходит услугу-образец (предприятие-образец) конкурента по своим параметрам.
На основе рейтинговой оценки может быть построен конкурентныйДля этого необходимо использовать (выделить) ключевые факторы успеха на рынке и балльным способом оценить предприятие, сравнивая его оценки с оценками конкурентов.
Составить объективное мнение о конкурентоспособности СТОА можно, оценив характеристики ее деятельности. Цифры соответствуют следующим оценкам предприятия:
1-явный лидер; лучше, чем у других;
2-выше среднего уровня; показатель деятельности достаточно хороший и стабильный:
3-средний уровень; стабильное положение на рынке; показатели отвечают стандартам в отрасли;
4-невысокий уровень; необходимо предпринять меры по укреплению позиций на рынке; нечему радоваться; наблюдается ухудшение показателей производственной деятельности;
5 - положение слишком тревожное; позиции на рынке надо решительно улучшить; предприятие попало в кризисную ситуацию.
Сравнение показателей предприятия с показателями основных конкурентов, занимающих близкую часть рынка, позволит сориентироваться или даже количественно определить свою рыночную конкурентоспособность.
Потребительская ценность товара или услуги — это максимальная цена, которую потребитель считает целесообразным заплатить заданные товар или услугу. От этого показателя также зависит конкурентоспособность.
Если цена, установленная продавцом, ниже той, которую согласен заплатить покупатель, то последний получает некоторую часть свойств товара бесплатно. Чем больше часть таких «неоплаченных» свойств в товаре (сравнительно с другими), тем выше его конкурентоспособность.Такой подход к определению конкурентоспособности вытекает из самого факта существования определенного уровня конкуренции на рынке. Чем он выше, тем выше требования к конкурентоспособности товара. Есть два пути ее повышения: первый — увеличение части неоплаченных покупателем свойств товара (или, что одно и то же, уменьшение цены единицы свойства), второй —уменьшение конкуренции, при отсутствии которой можно вообще не обращать внимания на потребности покупателя.
Вар 2
Конкурентоспособность товаров и услуг зависит от показателя, который называется "потребительская ценность". Потребительская ценность товара или услуги — это максимальная цена, которую потребитель считает целесообразным заплатить за данный товар или за данную услугу.Потребительская ценность складывается из цен всех свойств, присущих товару или услуге, а совокупность этих свойств и их цен составляет потребительскую ценность товара или услуги, другими словами, ту цену, которую потребитель платит за нее. Если цена, установленная продавцом, ниже той, которую согласен заплатить покупатель, то последний получает некоторую часть свойств товара бесплатно. Чем больше часть таких "неоплаченных" свойств в товаре (сравнительно с другими), тем выше его конкурентоспособность.
Понятно, что такой подход к определению конкурентоспособности вытекает из самого факта существования определенного уровня А, Б, В конкуренции на рынке. Чем он выше, тем выше требования относительно конкурентоспособности товара. Поэтому есть два пути ее повышения: первый — увеличение части неоплаченных покупателем свойств товара (или, что одно и то же, — уменьшение цены единицы свойства), второй — уменьшение конкуренции, при отсутствии которой можно вообще не обращать внимания на потребности покупателя. Последняя ситуация нам давно и хорошо известна, и последствия ее также. Поэтому государство через Антимонопольный комитет не допускает отсутствия конкуренции. Следовательно, так или иначе, а продавцу товаров или услуг все же придется решать вопрос их конкурентоспособности в пределах 1-го и 2-го вариантов (см. рис. 11).Лишь при 3-м варианте при отсутствии запаса конкурентоспособности (уровень В) однозначно надо срочно менять сложившееся положение. Каким образом должен действовать продавец, зависит от конкретной ситуации на рынке. Если продавец за счет низкой цены и малого дохода увеличивает конкурентоспособность, он может продать больше товара или услуг. Подняв цену с уровня А до уровня Б и уменьшив, таким образом, конкурентоспособность, продавец увеличивает доход на единицу товара. А увеличится ли доход вообще на уровне А, — это вопрос, на который дает ответ только практика, в зависимости от реальной ситуации на рынке.Как же практически определить конкурентоспособность товара или услуги? В качестве конкретного примера определим конкурентоспособность такой услуги, как замена шаровой опоры. Сравним конкурентоспособность этой услуги по десяти СТО, случайно выбранным автором из числа многих и изученных им для целей практической оценки конкурентоспособности.
Самая близкая СТО — 1,5 км. По этому показателю она занимает 1-е место среди всех станций и у нее самые низкие цены. Но эта СТО не может рассматриваться, так как она в удобное для клиента время не работает. Но, возможно» учитывая низкую цену, клиент захочет воспользоваться услугами СТО в другой день после 18 ч. Но и это он сделать не сможет: станция работает до 17 ч. Из десяти станций только четыре (3-я, 6-я, 7-я и 9-я) работают после 18 ч. Они могут рассматриваться как конкурентоспособные. Остальные для данного клиента имеют нулевую конкурентоспособность. Рассмотрим эти четыре станции по показателям конкурентоспособности — по цене, качеству, услуги, расстоянию, затратам времени.Абсолютное значение весовых коэффициентов устанавливается субъективно, имеет значение их сравнимость. Фактические коэффициенты приведены в табл. 12. Как видно наибольшую сумму весовых коэффициентов имеет 7-я станция — 27,2. Разница между всеми СТО небольшая (2—3 %). Поэтому работникам каждой станции нужно приложить минимум усилий для того, чтобы склонить клиента воспользоваться своими услугами.
Рассмотрим соотношения суммы весовых коэффициентов и цены по станциям:
3…………………………………… 2,977 7……………………………….. 2,744
6…………………………………… 2,972 9……………………………….. 2,650
Поделив цену услуги на сумму весовых коэффициентов, получим цену одного балла:
3……………………………………. 0,336 7…………………………………… 0,364
6…………………………………… 0,336 9……………………………….. 0,377
Таким образом, услуга на 9-й СТО самая дорогая, на 3-й и 6-й — самая дешевая.