Пример расчета выбора транспортного средства

Законы рыночной экономики основаны на конкуренции субъектов, предлагающих однородную в смысле по­требления продукцию. Эти законы действуют и на транспортном рынке, продукцией которого являются перевозки грузов.

Множеству возникающих на рынке сбыта транспортной продукции ситуаций соответствует и множество математи­ческих моделей, которые различаются математическими подходами, применяемыми для их построения, характером конкуренции и числом субъектов конкурентной среды.

Конкурентную среду, состоящую из транспортных компаний и потребителей транспортной продукции, можно представить как некоторое поле притя­жения. Полюсами притяжения в этой среде являются виды транспорта. Поле заполнено множеством элементарных источников грузопотоков отправителей груза. Между по­люсами и элементарными источниками поля притяжения создаются силы тяготения, которые возрастают с увеличе­нием достоинств конкурирующих видов транспорта. До­стоинства того или иного вида транспорта оцениваются системой качественных показателей, которые имеют раз­личную физическую природу. К ним можно отнести время и надежность доставки, универсальность, доступность, час­тоту отправления груза, уровень тарифов и др.

Для удобства сравнения при выборе отправителем способа перевозки локальные (частные) качественные показа­тели целесообразно обобщить в виде одного интегрального. Существует несколько подходов к построе­нию интегральных показателей, обобщающих частные по­казатели различной физической природы. Опишем один из них, предлагаемый нами, который назовем матричным методом.

Раскроем идею мат­ричного метода для установления механизма и силы притяжения, т.е. степени предпочтения источников грузопотоков конкурирующим видам транспорта. Для ре­шения задачи строят две матрицы.

Информацией для них служат экспертные данные, выражающие интересы отпра­вителей грузов. По своему содержанию первая матрица (Kij) характеризует рейтинг отдельных видов транспорта j по отношению к отдельным качественным показателям i.

Вторая матрица, скорее – вектор-столбец (аi), показывает рейтинг локальных качественных показателей относитель­но друг друга. В табл. 9.3 и 9.4 представлены виды этих матриц. В клетках матрицы (Кij) приводится рейтинговая оценка j-го вида транспорта для i-го показателя.

Очевидно, что максимальная оценка достоинств j-го транспорта равна числу рассматриваемых его видов m, как и наиболее высокая оценка i-го показателя – числу этих показателей п. Умножая значение клетки Kij в табл. 9.3 на значение i в столбцах табл. 9.4, получаем результирующую рейтинговую оценку j-гo вида транспорта с учетом рейтин­га показателя, т.е. Sij = Кijαi. Далее, суммируя значения Sij по всей строке, определяем величину интегрального пока­зателя для j-го вида транспорта: Пример расчета выбора транспортного средства - student2.ru .

Таблица 8.3 – Расчетная таблица

Показатели, виды транспорта Рейтинговая оценка
1 2 j n
1 К11 К12 К1j K1n
2 К21 К22 К2j K2n
i Кi1 Кi2 Кij Kin
m Кm1 Кm2 Кmj Kmn

Таблица 8.4 – Весовые характеристики

Показатели Оценка
α1
α2
i αi
n αn

Такая процедура анализа матрицы выполняется до тех пор, пока не будут идентифицированы интегральные пока­затели для всех видов транспорта и построена их возраста­ющая последовательность. Максимальное или минимальное, в зависимости от принимаемого экспортом большего или меньшего значения числа для лучшего показателя, значение интегрального показателя будет соответствовать оценке достоинств данного вида транспорта и ха­рактеризовать предпочтения отправителя груза по отношению ко всем другим видам.

Рассмотренная методика может быть эффективно ис­пользована для первоначального прогнозирования при­оритетов потребителя при выборе вида транспорта. Обследование мнений потребителей в отношении их предпочтений должно быть выполнено маркетинговой службой. Она же должна разработать и мероприятия по обеспечению более благоприятной маркетинговой среды за счет повышения уровня сервиса, надежности доставки, применения более конкурентоспособных тарифов, улучшения рекламной деятельности и др. Все эти меры позволят повысить рейтинг транспорта по отношению к своим конкурентам.

Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта (числовой пример расчета)

Таблица 8.5 – Пример расчета

  время доставки надеж-ность соблюде-ния графика доставки стои-мость перевоз-ки частота отправ-лений груза способ-ность перево-зить разные грузы стои-мость перевоз-ки рейтинг локальных качественных показателей (αi)
железно-дорожный рейтинг видов транспорта к основным показателям (Kij)
водный
автомобильный
трубо-проводный
воздушный

Вычисления:

1*3+4*4+2*3+5*2+6*2+3*3=56

1*4+4*5+2*4+5*1+6*4+3*1=64

2*1+2*4+2*2+5*3+6*1+3*4=47

5*1+1*4+1*2+5*5+6*5+2*3=72

1*1+3*4+5*2+4*5+3*6+5*3=76

Рейтинг лучшего значения для вида транспорта (Kij) и рейтинг локальных качеств (αi) оценены значением – 1.

Таким образом, первоначальная прогнозная оценка при заданных условиях состоит в предложении выбрать в качестве опорного решения – железнодорожный транспорт.

Контрольные вопросы

1. Расскажите об основных компонентах политики решения транспортных проблем.

2. Охарактеризуйте политику предоставления новых услуг на транспорте.

3. Какие требования предъявляются к транспорту в целях повышения качества его работы в логистических системах?

4. Какие организационные структуры транспорта наиболее полно удовлетворяют требованиям, предъявляемым к транспорту, функционирующему в логистических системах?

5. Назовите преимущества и недостатки различных видов транспорта.

6. Раскройте суть смешанных контрейлерных железнодорожных перевозок грузов.

Лекция 9.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРА В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ

План

9.1 Логистические процедуры выбора при организации транспортировки

9.2 Выбор логистических посредников

9.3 Срок доставки груза различными видами транспорта.

Наши рекомендации