Источники таможенного права
Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений.
Под источниками таможенного права (как и любой другой отрасли) понимаются исходящие от органов государственной власти официально-документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства, министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторых актах региональных таможенных управлений. К его источникам можно отнести те международные договоры и соглашения всфере таможенного дела, которые признает, и в которых участвует Российская Федерация. Например, Соглашение о принципах Таможенной политики от 13 марта 1992 г., подписанное большинством стран СНГ.
Каждый из перечисленных выше источников таможенного права имеет свою специфику.
1. Конституция РФ — основной источник таможенного права — содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это, например, уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 74, в соответствии с которой на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; п. "ж" ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации. Многие конституционные нормы более общего характера также имеют отношение к таможенному праву. Это ч. 1 ст. 8 о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и ч. 2 ст. 8 о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ч. 1 ст. 34 о праве каждого на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с Конституцией РФ какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
2. Законы — следующий по значению источник таможенного права. Среди них надо выделить:
а) ТК РФ;
б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права.
Таможенный кодекс РФ определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.
Иные законы как источники таможенного права можно, в свою очередь, условно разделить на две группы: собственно таможенные законы, основное содержание которых составляют именно таможенные вопросы; законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относится Закон "О таможенном тарифе", ко второй — Закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
3. Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации.При всей важности законов они объективно не в состоянии решить все вопросы, возникающие в связи с динамичным характером таможенного дела. Собственно таможенные законы, имея фундаментальный характер, рассчитаны на длительный срок действия. Решать задачи более оперативного характера, обеспечить возможность чутко реагировать на возникающие вопросы призвано текущее нормативное регулирование таможенного дела. Важнейшую роль в нем играют указы Президента РФ.
Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., предусматривавший комплекс мер по установлению таможенной границы с бывшими республиками Союза ССР, не подписавшими Соглашения о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. или не присоединившимися к нему, а также по укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы; Указ от 24 октября 1992 г., которым утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы, и ряд других указов.
Правительство РФ также осуществляет нормотворчество в области таможенного дела. Оно издает по этим вопросам различные нормативные акты, постановления, распоряжения, утверждает различные правила и другие виды актов в данной сфере.
Нормативным является, например, постановление Совета Министров — Правительства РФ "О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г. В нем таможенным органам совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ предписывалось осуществлять мероприятия по усилению таможенного контроля, определить зону таможенного контроля вдоль границы с государствами — республиками бывшего СССР, провести переговоры с таможенными органами указанных государств по определению мест расположения таможенных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации. Решались вопросы развития таможенной инфрастуктуры, укрепления кадрами таможенных органов, в частности увеличения численности работников таможенных органов за счет внеплановых доходов таможенных органов.
4. Источниками таможенного права служат нормативные приказы, положения, инструкциибывшего ГТК России и образованного в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которому, в соответствии с вышеуказанным нормативным актом переданы функции ГТК России по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.