Конкурентный выбор (отбор) поставщиков продукции.

Тема 4. ТОРГОВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

Место торговой функции в снабженческом процессе государственной организации.

Процесс снабжения можно рассматривать как последовательность операций государственного покупателя: торговую, транспортную и складскую функции. В аспекте перехода прав собственности на товар – это стоимостная доставка продукции потребителю, то есть переход прав собственности на продукцию (торговая функция), и материальная доставка продукции (транспортная и складская функции).

Торговая функция снабженческой деятельности определяется процессами организации заключения и документарного исполнения соответствующих государственных договоров на покупку продукции, а практическое (собственно материальное) их исполнение осуществляется в виде процессов транспортировки (физической передачи) закупленной продукции и ее последующего размещения либо на складах государственного распределителя, либо на территории или в помещениях непосредственного ее государственного потребителя (покупателя).

Торговая функция государственного снабжения — это покупка продукции государственной организацией на основе заключения государственного контракта (договора купли-продажи), оплаты этой продукции и оформления документов, свидетельствующих о праве собственности на нее.

Значимость торговой функции двояка:

1) она занимает начальное место в общей цепи государственного снабжения, т.е. является его первым этапом по отношению к процессам транспортировки и хранения закупленного товара;

2) она играет главную роль среди всех этапов государственного снабжения, так как:

• только в этом случае происходит переход прав собственности на закупленную продукцию к государству в лице государственной организации как заказчика;

• только данный процесс может быть организован как конкурентный процесс в ходе государственного снабжения.

Торговая функция, которую осуществляет государственный покупатель в ходе снабженческого процесса, обычно включает следующие основные последовательно совершаемые действия:

• конкурентный выбор поставщика (продавца) продукции;

• заключение государственного контракта, или юридического (гражданско-правового) договора на поставку товаров и услуг для государственных нужд с тем участником рынка, который оказался победителем в государственном конкурсе или аукционе (или же был отобран иными законными способами);

• исполнение государственного контракта: перечисление государственным заказчиком денег в оплату за продукцию и получение необходимых документов на продукцию.

На практике исполнение контракта осуществляется в соответствии с зафиксированными в нем условиями поставки купленного товара, а потому для государственного заказчика важно, чтобы процесс доставки (транспортировки) купленного товара до государственного покупателя был бы сразу оговорен в этом договоре,

Конкурентный выбор (отбор) поставщиков продукции.

Обычно на рынке имеется много поставщиков примерно одинаковых товаров, что позволяет государственному покупателю организовать конкурентный выбор лучшего поставщика с позиций цены товара и иных условий его поставки. Конкурентный выбор поставщиков по государственным контрактам обычно осуществляется путем организации государственного торга в форме конкурса или аукциона. При этом государственный заказчик сам определяет условия конкуренции среди поставщиков, и прежде всего в отношении характеристик закупаемого товара, которые он должен заранее отобразить в условиях торга (в извещении о торгах, в документации к торгам) и которые обязательно включают следующие показатели:

• качество закупаемой продукции должно максимально соответствовать потребностям государственного покупателя. Это качество обычно выражается в стандартах и технических условиях или иных (полезных, потребительских) характеристиках товаров;

• количество продукции (услуги) государственный покупатель обозначает необходимость закупки нужного ему количества товара, которое может быть закуплено у одного поставщика;

• сроки поставки — сроки, в течение которых должна быть поставлена купленная продукция (один срок или разбивка какого-то периода поставки по срокам);

• гарантии исполнения поставщиком своих обязательств перед государственным заказчиком;

• начальная (предельная) цена государственного контракта. В процессе конкурентного отбора продавцов эта начальная цена не может быть превышена, но она может быть понижена в результате конкуренции между потенциальными поставщиками;

• требования по доставке (транспортировке) до покупателя. Государственной организации обычно затруднительно самой профессионально заниматься еще и вопросами транспортировки купленной продукции, поэтому государственный контракт обычно включает покупку товара на условиях его доставки до государственного заказчика (или соответствующего распределительного склада).

Перечисленные группы показателей (факторов) детально конкретизируются в зависимости от вида закупаемой продукции и иных условий, в которых находится государственный покупатель на рынке.

На практике государственные заказчики обычно имеют более- менее устойчивый состав поставщиков, который в целом сохраняется в течение определенного времени, что объясняется либо свойствами самой закупаемой продукции, которую мало кто может произвести на рынке (например, вооружения), либо тем, что сам рынок достаточно монополизирован производителями или торговыми дистрибьюторами.

Наши рекомендации