Расчет основных параметров транспортных средств на воздушной пленке
Исходные данные к расчету пневмоопор ТСВП
а) Грузоподъемность одной пневмоопоры Рс, которая определяется как сумма масс максимального груза и транспортной установки, отнесенная к числу пневмоопор, при этом предполагается, что конструкция ТСВП обеспечивает центрирование груза или равномерной распределение нагрузки по опорам и рассчитывается по формуле:
где масса транспортной установки, кг,
;
масса максимального груза, кг,
;
число пневмоопор, .
б) Допустимое давление в зоне воздушной пленки , которое принимается в зависимости от условий эксплуатации в пределах 1×104 – 12,263×104 Па. В данном расчете принимаем ;
в) Характеристика поверхности перемещения;
г) Коэффициент сопротивления перемещению , который принимается в пределах 0,001 – 0,01. Пределы установлены по результатам экономической оценки эксплуатационных затрат на создание воздушной пленки и затрат на подготовку поверхности перемещения. Следует также учитывать, что при эксплуатации ТСВП на поверхностях, имеющих уклоны, должно выполняться условие , где угол наклона поверхности перемещения;
д) Форма пневмоопоры, в нашем случае – круглая.
Расчет основных параметров транспортных средств на воздушной пленке
Основываясь на исходных данных, рассчитываем размеры пневмоопор.
Номинальная габаритная площадь определяется по эффективной , т.е. по площади опоры, под которой поддерживается давление на опорную поверхность, с учетом площади, необходимой для сопряжения эластичного уплотнения и его крепления к наружной части опоры. Номинальная габаритная площадь рассчитывается по формуле:
,
где коэффициент увеличения площади опоры под закрепление внешний части уплотнения;
номинальная габаритная площадь опоры до узла закрепления уплотнения (рис. 1);
эффективная площадь опоры, под которой поддерживается давление на опорную поверхность.
Рис. 1 Схема круглой пневмоопоры ТСВП
рассчитывается по формуле:
Отсюда рассчитаем
Диаметр эффективной площади опирания определим по формуле:
Габаритный диаметр круглой пневмоопоры определим по формуле:
где ширина прижимной планки, м;
размер от верхнего края прижимной планки до наружной поверхности опоры, м.
Подставляя приведенные данные, получим:
Учитывая, что при истечении воздушного потока не образуется сплошного воздушного зазора, и воздух истекает через шероховатости поверхности перемещения и местные неровности, вводим условное понятие величины усредненного расчетного воздушного зазора . Расчет ведется по условию обеспечения заданного коэффициента сопротивления перемещению .
Для круглой пневмоопоры (рис. 2)
Рис. 2 Схема круглой пневмоопоры ТСВП
Линейный размер контакта в направлении, перпендикулярном движению:
.
Эквивалентный линейный размер контакта в направлении движения:
,
где коэффициент ширины площади трения, .
величины, характеризующие зону наиболее возможного контакта эластичного уплотнения с поверхностью перемещения.
Определим величину усредненного расчетного воздушного зазора по формуле:
динамическая вязкость воздуха, ;
скорость истечения воздуха из-под уплотнения, .
По установленной величине усредненного расчетного воздушного зазора находится необходимый расход воздуха.
Рассчитаем необходимый расход воздуха для круглой пневмоопоры по формуле:
При определении величины максимально допустимого расстояния между болтами крепления уплотнения предполагаем, что в наиболее нагруженном режиме активная часть уплотнения в сечении имеет цилиндрическую форму с радиусом , равном высоте подъема пневмоопоры (рис. 3), и, что работа уплотнения происходит в соответствии с безмоментной теорией оболочки и болты крепления нагружены только осевой силой.
Рис. 3 Схема круглой пневмоопоры ТСВП
Расстояние между болтами крепления определяется по формуле:
где допустимое напряжение растяжение болта, Н/м2;
внутренний диаметр резьбы, мм;
коэффициент трения резины по металлу (минимальное значение);
коэффициент запаса, учитывающий сжатие резины под прижимной планкой;
радиус активной части эластичного уплотнения для опор мембранного типа (мембрана выполняется из листовой технической резины и давления ), принимается в пределах 15 – 30 мм.
Диаметр расположения сопловых отверстий рассчитывается по формуле:
Число сопловых отверстий находится из условия, что расстояние между смежными отверстиями не должна превышать 50 мм.
Рассчитаем число сопловых отверстий:
где длина окружности, м;
По определенному числу и суммарной площади сопловых отверстий определим диаметр сопла:
где суммарная площадь сопловых отверстий,
Отсюда определим диаметр сопла:
Расчет эластичного уплотнения мембранного типа проводится при условии, что (рис. 3), тогда .
Величина действующего разрывного усилия, действующего на материал диафрагмы, определим по формуле:
где высота поднятия опоры, м;
Отсюда
Минимальная площадь сечения мембраны рассчитаем по формуле:
где толщина материала диафрагмы.
Толщину уплотнения рассчитаем по формуле:
где коэффициент запаса прочности;
модуль упругости резины, Па, .
Отсюда минимальная площадь сечения мембраны:
Расчет системы разводки воздуха пневмосети и пневмоопор ТСВП включает определение суммарных потерь давления в пневмосети и пневмоопорах ТСВП и потерь давления на отдельных участках пневмосети.
Рис. 4 Принципиальная схема круглой пневмоопоры
По принципиальной схеме круглой пневмоопоры (рис. 4) рассчитывается суммарный коэффициент местных сопротивлений.
где коэффициент местных сопротивлений на отдельных участках пневмоопоры;
изогнутое колено;
сужение на переходе труба-бобышка;
боковой выход в бобышке;
расширение на переходе бобышка-стакан;
боковой выход;
боковой выход;
сужение на выходе у стакана;
расширение на переходе стакан-диффузор;
диффузор;
боковой выход из диффузора на рассекатель;
сужение на рассекателе;
расширение на рассекателе;
сужение на сопловых отверстиях;
расширение при выходе из сопловых устройств в полость уплотнения;
боковой выход набегания потока воздуха на экран.
Значения являются табличными данными.
Отсюда суммарный коэффициент местных сопротивлений:
Расчеты пневиосети ТСВП ведутся исходя из условия равных величине давления в основных узловых точках по параллельным отверстиям. Для расчета певмосеть ТСВП разбивается на отдельные последовательные участки , где номера параллельных участков.
Рис. 5 Схема пневмосети ТСВП
На рис. 5 представлена схема пневмосети ТСВП, где обозначено: I – пневмоопора ТСВП, характеризующаяся потерями давления на преодоление местных сопротивлений (в каналах, коленях, распределителях, диффузорах и т.д.); II, IV, VI – трубопровод (шланги, металлические трубы), характеризующийся потерями давления на трение и местные сопротивления; III, V – распределители, характеризующиеся потерями давления на преодоление местных сопротивлений; VII – вентили; VIII – питающая магистраль.
По известным и расходу воздуха определим потери давления в пневмоопоре:
где потери давления на местные сопротивления, ;
плотность воздуха, ;
Расчет потерь давления на участке пневмосети транспортных средств на воздушной пленке производится по формуле:
где коэффициент местных сопротивлений на отдельных участках пневмоопоры;
диаметр трубопровода на отдельных участках пневмоопоры, м.
Примем диаметр трубопровода на участке равным 0,0125м.
Рассчитаем диаметр трубопровода на участке следующим образом:
Площадь сечения равна
Сохраняя увеличим ее в четыре раза и определим диаметр трубопровода подходящего к распределителю:
Диаметр трубопровода на участке будет равен:
гидравлический коэффициент сопротивления трения на n-м участке, который рассчитывается по формуле:
где расход воздуха, ;
шероховатость стенок, м;
кинематическая вязкость воздуха, ;
суммарный коэффициент, рассчитывается по формуле:
Рассчитаем потерю давления на участке пневмосети транспортных средств на воздушной пленке:
Рассчитаем потерю давления на участке пневмосети транспортных средств на воздушной пленке:
Общая потеря давления в пневмосети равна сумме потерь давления по всем последовательным участкам и численно равна подводимому давлению: