Нормирование экологических параметров транспортных средств

Нормируются экологические требования к объектам транспорта и транспортным технологиям в виде предельно допустимых норм выброса токсичных веществ с отработавшими газами транспортных средств, уровней шума, вибраций, электромагнитных полей, удельных объемов потребления отдельных видов природных ресурсов, уровня комфорта и др.

Эти нормы напрямую не связаны с ПДК отдельных примесей в атмосферном воздухе, воде, почве на конкретных площадях территории и устанавливаются как компромисс в удовлетворении разнонаправленных требований (общественная потребность, техническая возможность реализации, стоимость). Подходы к решению этой комплексной проблемы (взаимоувязки экологических нормативов объектов транспорта с санитарно-гигиеническими нормами) можно найти в литертуре.

Нормирование токсичности отработавших газов

транспортных средств осуществляется с целью получения сопоставимых оценок экологического совершенства различных конструкций и управления уровнем воздействия на ОС. Комплекс стандартов включает два вида испытаний: проверку АТС в эксплуатации экспресс-методами и сертификационные испытания автомобилей или двигателей на стендах.

Эксплуатационные испытания осуществляются без снятия двигателя с автомобиля портативной аппаратурой и предназначены для оценки технического состояния АТС путем измерения концентрации в отработавших газах двигателей с искровым зажиганием СО и СхНу , а также дымности дизелей.

Сертификационные испытания (приемочные, инспекционные) АТС производятся при сертификационных испытаниях на заводах или в специальных центрах. Токсичность оценивается при выполнении заданной совокупности режимов, называемых циклами.

Для оценки экологических показателей АТС полной массой до 3,5 т применяются 5 типов испытаний на специальных стендах, в результате которых проверяется соответствие нормам:

1 – уровня содержания в выхлопных газах СО, СхНу, NOх , твердых частиц после запуска холодного двигателя при имитации движения автомобиля;

2 – концентрации СО в режиме холостого хода;

3 – выбросов картерных газов;

4 – выбросов в результате испарения топлива из системы питания;

5 – долговечности устройств, предназначенных для предотвращения загрязнения воздуха.

В табл.1 приведены значения норм выбросов новых автомобилей типа М1, N1 в европейских странах по первому типу испытаний (в ездовых циклах).

Таблица 1. Динамика значений норм выбросов легковыми АТС массой до 1250 кг, г⁄ км

Ступень Год введения Частицы NOх СхНу CO
EURO 1* EURO 2 EURO 3 EURO 4 - ⁄ 0,14 - ⁄ 0,08 - ⁄ 0,05 - ⁄ 0,025 0,97⁄0,97** 0,5⁄0,67** 0,14⁄0,5 0,07⁄0,25     0,17⁄0,06 0,08⁄0,05 2,72⁄2,72 2,2⁄1,0 1,5⁄0,6 0,7⁄0,47

Числитель⁄ знаменатель - бензиновые⁄ дизели.

*Россия с 1999 г.

** СхНу + NOх .

Экологические нормативы (токсичность отработавших газов) остальных типов транспортных средств, а также тракторов, судов устанавливаются по результатам испытаний только двигателей на тормозных стендах. Динамика значений норм выбросов дизельных грузовых и пассажирских АТС типов М2, М3, N2, N3 в европейских странах приведены в табл.2.

Таблица 2. Динамика норм выбросов дизельных грузовых АТС и автобусов, г⁄(кВт•ч)

Ступень Год введе-ния Час-тицы NOх СхНу CO
EURO 1** EURO 2 EURO 3 EURO 4 EURO 5*** 0,36 0,15 0,1 0,02 0,02 8,0 7,0 5,0 3,5 2,0 1,1 1,1 0,66* 0,46* 0,25* 4,5 4,0 2,1 1,5 1,5

*Неметановые углеводороды

** Россия с 1999 г.

*** Проект.

Нормы токсичности бензиновых АТС указанных выше типов в России приведены в табл.3.

Таблица 3. Нормы токсичности бензиновых грузовых АТС и автобусов в России

Год введе-ния и литраж двигателя Предельные выбросы, г⁄(кВт•ч)
СО СхНу +NOх
Подготов-ленный двигатель Серий-ный двига-тель Подготовлен-ный двигатель Серий-ный двига-тель
1994>5,9л 1994<5,9л 1996>5,9л 1996<5,9л

Не нормируются удельные выбросы или концентрации вредных веществ в технологических процессах производства, восстановления работоспособности, утилизации объектов транспорта. Для них используют санитарно-гигиенические нормативы.

Нормируются уровни внешнего (табл.4) и внутреннего шума (табл.5) транспортных средств.

Таблица 4. Динамика предельных уровней внешнего шума АТС в европейских странах, дБ

Тип АТС 1968 г. 1982 г. 1989 г. 1996 г.
Легковые Автобусы массой: до 2 т 2 – 3,5 т >3,5 т(Ne<150кВт) >3,5 т(Ne>150кВт)   Грузовые массой: до 2 т 2 – 3,5 т >3,5 т(Ne<75кВт) >3,5 т(Ne<75 -150кВт) >3,5 т(Ne>150кВт)                                          

Звуковое поле автомобиля образуется суперпозицией звуковых полей системы впуска-выпуска, поверхностей двигателя, рамы, шин и др.

Регламентируются спектральные уровни звука в октавных полосах в диапазоне от 31 до 8000 Гц.

Таблица 5. Предельные уровни внутреннего шума автомобилей, дБ

Тип АТС До 1991г. С 1991г.
Легковые и грузопассажирские автомобили   Грузовые автомобили и автопоезда для междугородних перевозок Остальные грузовые автомобили и автопоезда Автобусы с передним расположением двигателя: Рабочее место водителя Пассажирское помещение Прочие автобусы: Рабочее место водителя Пассажирский салон (кроме городских автобусов) Пассажирский салон городских автобусов                    

Наши рекомендации