Механизм рассмотрения дел о нарушении таможенных правил
Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил представляет собой самостоятельную стадию административного процесса, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации. Рассмотрение дел осуществляется соответствующими должностными лицами таможенных органов в порядке, определяемом гл. 48 Таможенного кодекса и заключается в проверке, оценке собранных доказательств и принятии решения.
Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил производится поэтапно. Каждый из этапов рассмотрения дела о нарушении таможенных правил имеет свою подробную регламентацию, призванную дополнительно гарантировать права лиц, привлекаемых к ответственности.
На первом, подготовительном, этапе решается вопрос о возможности рассмотрения дела. Должностное лицо таможенного органа, получив материалы дела, должно разрешить ряд вопросов в целях создания условий для рассмотрения дела по существу: соответствует ли рассматриваемый материал компетенции должностного лица таможенного органа, оформлены ли материалы дела в соответствии с требованиями Таможенного кодекса. Вопросы, подлежащие разрешению, перечисляются в ст. 359 Таможенного кодекса. Последовательность разрешения вопросов, закрепленная в Кодексе, позволяет исключить возможность нарушения требований Таможенного кодекса, предъявляемых к рассматриваемым делам.
Убедившись, что протоколы и другие материалы дела соответствуют требованиям закона, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело, должно выяснить, не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение дела (ст. 291 Таможенного кодекса).
Следующий вопрос, который необходимо выяснить при подготовке к рассмотрению дела, это достаточность собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу, и не подлежит ли оно возвращению для дополнительного производства. Решая вопрос о достаточности собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу, следует иметь в виду полноту выяснения обстоятельств, указанных в ст. 320 Таможенного кодекса. Если при производстве по делу такие обстоятельства исследованы не полно, например, отсутствуют данные о времени, месте, способе совершения нарушения таможенных правил, то налицо недостаточность материалов, что может воспрепятствовать рассмотрению дела и вынесению по нему решения.
Установив, что материалов для рассмотрения дела недостаточно в результате неполноты производства по делу, должностное лицо принимает решение о возвращении его для дополнительного производства.
Кроме неполноты, основаниями для возвращения дела для дополнительного производства могут служить иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. Статья 360 Таможенного кодекса не содержит перечня таких обстоятельств, но из анализа соответствующих глав и статей кодекса в качестве таких обстоятельств можно назвать основания к отмене или изменению постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил или о прекращении производства по делу, перечисленные в ст.374 Таможенного кодекса.
Решение о возвращении дела для дополнительного производства составляется в письменной форме и направляется таможенному органу либо должностному лицу таможенного органа, которым поручается проведение дополнительного производства. Такое решение должно быть мотивированным, с указанием причины возврата дела для дополнительного производства и обстоятельств, которые должны быть дополнительно выяснены.
Исследовав материалы, собранные по делу, должностное лицо таможенного органа приступает к рассмотрению дела. С целью индивидуализации ответственности за производство по делу практика выработала требование, в соответствии с которым должностное лицо, которому поручено производство по делу, выносит постановление о принятии дела к своему производству, которое утверждается начальником таможенного органа или его заместителем.
На втором этапе осуществляется непосредственное исследование обстоятельств совершения нарушения таможенных правил. Проверяются не только все доказательства, собранные в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил, и обоснованность выводов о совершении физическим или юридическим лицом правонарушения, но и дополнительные доказательства, которые представляются лицами, привлекаемыми к ответственности, их адвокатами или представителями. В необходимых случаях при рассмотрении дела назначается проведение различных экспертиз и проводятся другие процессуальные действия.
Таможенный кодекс устанавливает, что производство по делу ведется на русском языке, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, в производстве по делу о нарушении таможенных правил.
Рассмотрение дела происходит в процессуальном порядке, закрепленном ст. 362 Таможенного кодекса. При рассмотрении дела о нарушении таможенных правил требуют выяснения следующие вопросы:
- было ли совершено нарушение таможенных правил;
- виновно ли физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, в его совершении;
- подлежит ли лицо ответственности;
- имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил;
- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалы о совершении лицом нарушения таможенных правил могут поступить в таможенный орган после проведения проверки в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, завершившейся отказом в возбуждении уголовного дела, либо после прекращения уголовного дела. В таком случае срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела.
Возможны ситуации, когда лицо совершает несколько нарушений таможенных правил в течение какого-то периода времени. В таком случае течение срока наложения взыскания прерывается и исчисление срока начинается с момента обнаружения нового правонарушения.
При совершении одним лицом двух или более правонарушений действует правило, согласно которому взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строго наказания более строгим.
Установив, что лицо подлежит ответственности, необходимо установить имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил, которые перечислены соответственно в ст. 236 и 237 Таможенного кодекса.
Третьим этапом рассмотрения дела является вынесение постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.
Постановление по делу о нарушении таможенных правил - это решение должностного лица таможенного органа, принятое в результате рассмотрения дела.
Таможенный кодекс предусматривает пять видов постановлений, которые могут быть вынесены в результате рассмотрения дела:
1) о наложении взыскания;
2) о прекращении производства по делу;
3) о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ;
4) о направлении материалов в другие правоохранительные органы Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
5) о возвращении дела для дополнительного производства.
Закон предъявляет определенные требования к содержанию постановления по делу о нарушении таможенных правил, анализ которых позволяет сделать вывод, что постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и постановляющей.
Во вводной части указываются: наименование таможенного органа Российской Федерации, от имени которого вынесено постановление; должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление; сведения о дате и месте рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если это лицо установлено. На необходимость полного отражения данных о лице, в отношении которого выносится постановление, отмечается в письме Государственного таможенного комитета России, в соответствии с которым при привлечении по делу к ответственности юридического лица следует указывать сведения о представителе этого лица (фамилию, имя, отчество, полномочия).
В описательной части должны быть изложены: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; указание на статью Таможенного кодекса, предусматривающую ответственность за нарушение таможенных правил.
В постановляющей части содержатся: принятое по делу решение; сведения о сроках и порядке обжалования постановления.