Обустройство дорог и защитные дорожные сооружения

9.1. К обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения,знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.

9.2. Дорожные ограждения по условиям применения разделяются на две группы.

К ограждениям первой группы относятся барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и парапеты (высотой не менее 0,6 м), и предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения.

К ограждениям второй группы относятся сетки, конструкции перильного типа и т. п. (высотой 0,8 - 1,5 м),предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.

9.3*. Ограждения первой группы должны устанавливаться на обочинах участков автомобильных дорог I - IVкатегорий:

проходящих по насыпям крутизной откоса 1:3 и более в соответствии с требованиями, приведенными в табл. 47;

Таблица47

Участки автомобильных дорог Продольный уклон, % Перспективная интенсивность движения, прив. ед/cут, не менее Минимальная высота насыпи, м
Прямолинейные, кривые в плане радиусом более 600 м и с внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него До 40 3,0 4,0
То же 40 и более 2,5
3,5
С внешней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него До 40 2,5
3,5
На вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающим встречные уклоны с алгебраической разностью 50 %о и более - 2,5
3,5
С внешней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него 40 и более 2,0
3,0

расположенных параллельно железнодорожным линиям, болотам III типа, и водным потокам глубиной 2 м и более, оврагам и горным ущельям на расстоянии до 25 м от кромки проезжей части при перспективной интенсивности движения не менее 4000 прив. ед\сут и до15 м при перспективной интенсивности менее 4000 прив. ед\сут;

пролегающих на склонах местности крутизной более 1:3 (со стороны склона) при перспективной интенсивности движения не менее 4000 прив. ед\сут;

со сложными пересечениями и примыканиями в разных уровнях;

с недостаточной видимостью при изменении направления дороги в плане.

Следует предусматривать ограждение опор путепроводов, консольных и рамных опор информационно-указательных дорожных знаков, опор освещения и связи,расположенных на расстоянии менее 4 м от кромки проезжей части.

На обочинах дорог ограждения первой группы должны быть расположены на расстоянии не менее 0,5 м и не более0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

На обочинах автомобильных дорог рекомендуется устанавливать ограждения:

барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 1 м - с внешней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог I и II категорий;

барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 2 м - на дорогах I и IIкатегорий, кроме внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м ;

барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 3 м - на дорогах I и IIкатегорий, кроме кривых в плане радиусом менее 600 м;

барьерные односторонние металлические энергопоглощающие с шагом стоек 4 м - с внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог I и II категорий;

барьерные односторонние металлические жесткие - на дорогах I и II категорий, кроме внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м, и на прямолинейных участках и кривых в плане радиусом более 600 м дорог III категории;

барьерные односторонние с металлической планкой на железобетонных стойках - с внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог I и II категорий и на дорогах III категории;

барьерные односторонние железобетонные с шагом стоек 1,25 м - с внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог IV категории;

барьерные односторонние железобетонные с шагом стоек 2,5 м - на прямолинейных участках и кривых в плане радиусом более 600 м дорог III категории и на дорогах IV категории;

барьерные односторонние тросовые - с внутренней стороны кривых в плане радиусом менее 600 м дорог IIIкатегории и на дорогах IV категории;

парапетного типа - в горной местности на участках дорог I - IV категорий, а при технико-экономическом обосновании - и на участках дорог V категории.

9.4. На разделительных полосах дорог I категории ограждения первой группы должны устанавливаться с учетом условий, указанных в табл. 48.

Таблица48

Число полос движения в обоих направлениях Опасные препятствия на разделительной полосе Перспективная интенсивность движения, прив. ед/сут, при ширине разделительной полосы, м, не менее
3 - 4 5 - 6
Отсутствуют
Имеются
Отсутствуют
Имеются

На разделительной полосе ограждения первой группы должны быть расположены по ее оси, а при наличии опасных препятствий - вдоль оси разделительной полосы на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части.

При ширине разделительной полосы более 3 м рекомендуется применять барьерные двусторонние металлические ограждения, а при ширине 3 м и менее - железобетонные ограждения парапетного типа, в том числе со специальным профилем боковых поверхностей.

9.5. При установке дорожных ограждений принимается расчетная интенсивность движения на 5-летнюю перспективу.

9.6. Не допускается применять ограждения барьерного типа с использованием тросов на автомобильных дорогах I и II категорий.

Не допускается устройство ограждений парапетного типа в виде отдельно стоящих блоков.

9.7. При сопряжении дорожных барьерных металлических энергопоглощающих ограждений с мостовыми ограждениями следует предусматривать постепенное доведение шага стоек дорожных ограждений до1 м. При этом протяженность участков с одинаковым шагом стоек должна быть равна8 м.

Примечания: 1. В пределах переходных плит в местах соединения пролетных строений мостов и путепроводов с земляным полотном дороги следует применять ограждения той же конструкции, как на пролетных строениях.

2. В местах деформационных швов стыки балки ограждений следует выполнять с телескопирующим устройством.

Сопряжение двух односторонних металлических ограждений барьерного типа, расположенных параллельно на разделительной полосе дороги или на обочине в местах пересечений и примыканий, следует выполнять радиусом не менее 1 м.

9.8. При необходимости отклонения линии ограждения в плане его следует выполнять с отгоном не менее 10:1.

9.9. Ограждения второй группы должны:

устанавливаться на разделительной полосе дорог I категории напротив автобусных остановок с пешеходными переходами (в том числе подземными и надземными) в пределах всей длины остановки и на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за пределы ее границ;

располагаться по оси разделительной полосы, а при наличии опор путепроводов, освещения, консольных и рамных опор информационно-указательных дорожных знаков - вдоль оси разделительной полосы на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части для сеток и не менее 0.5 м для ограждений перильного типа.

9.10. Автомобильные дороги Iкатегории, а также опасные участки дорог II - V категорий, когда не требуется искусственное освещение и установка ограждений первой группы, должны быть оборудованы направляющими устройствами в виде отдельно стоящих сигнальных столбиков высотой 0,75 - 0,8 м.

9.11. Сигнальные столбики на обочинах дорог II - V категорий следует устанавливать:

в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000 прив. ед\сут на расстояниях, указанных в табл. 49;

Таблица 49

Радиус кривой в продольном профиле, м Расстояние между столбиками, м
в пределах кривой на подходах к кривой
от начала до первого от первого до второго от второго до третьего

в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее1 м на расстояниях, указанных в табл. 50.

Таблица50

Радиус кривой в плане, м Расстояние между столбиками, м
в пределах кривой на подходах к кривой
на внешней стороне на внутренней стороне от начала до первого от первого до второго от второго до третьего

на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000прив. ед/сут через 50 м;

в пределах кривых на пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне на расстояниях, указанных в табл. 50для внешней стороны кривой;

на дорогах, расположенных на расстоянии менее 15 м от болот водотоков глубиной от 1 до 2 м, через 10 м;

у мостов и путепроводов по три столбика до и после сооружения с двух сторон дороги через 10 м;

у водопропускных труб по одному столбику с каждой стороны дороги по оси трубы.

9.12. На дорогах I категории сигнальные столбики следует устанавливать:

между развязками на всем протяжении участков дорог, не имеющих ограждающих устройств проезжей части,через 50 м;

в пределах закруглений с двух сторон съездов на расстояниях, указанных в табл. 50.

Сигнальные столбики следует устанавливать в пределах неукрепленной части обочин на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна.

9.13. Применение дорожных знаков должно соответствовать требованиям ГОСТ23457-86. Дородные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807-78,опоры дорожных знаков - требованиям ГОСТ 25458-82и ГОСТ25459-82, а также имеющимся типовым решениям.

9.14. Применение дорожной разметки должно соответствовать требованиям ГОСТ23457-86, элементы дорожной разметки - требованиям ГОСТ 13508-74.

9.15. На автомобильных дорогах всех категорий следует предусматривать оформление и озеленение с учетом соблюдения принципов ландшафтного проектирования, охраны природы, обеспечения естественного проветривания дорог, защиты придорожных территорий от шума,природных, хозяйственных, исторических и культурных особенностей районов проложения дорог.

9.16. В проекте должны быть предусмотрены мероприятия, надежно защищающие участки дороги, проходящие по открытой местности, от снежных заносов во время метелей.

Защита от снежных заносов не предусматривается:

при расчетном годовом снегоприносе менее 25 м3 на 1 м дороги, расположенной на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками;

при проложении дорог в насыпях с возвышением бровки земляного полотна над расчетным уровнем снегового покрова на величину, указанную в п. 6.24, в выемках, если снегоемкость откоса больше объема снегоприноса к дороге;

при проложении дорог в лесных массивах при отсутствии разрывов и просек.

9.17. На заносимых участках дорог защиту от снежных заносов следует предусматривать:

на дорогах I и III категорий- снегозащитными лесонасаждениями, переносными щитами или сетками, или постоянными заборами;

на дорогах IV и V категорий- снегозащитными лесонасаждениями или временными защитными устройствами(снеговыми валами, траншеями).

Ширину снегозащитных лесонасаждений с каждой стороны дороги, а также расстояния от бровки земляного полотна до этих насаждений следует принимать по нормам, приведенным в табл. 51.

Таблица51

Расчетный годовой снегопринос, м3 Ширина снегозащитных лесонасаждений, м Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м
От 10 до 25 15-25
Свыше 25 до 50
« 50 « 75
« 75 « 100
« 100 « 125
« 125 « 150
« 150 « 200
« 200 « 250
Примечания: 1. Ширина снегозащитных лесонасаждений и их конструкция при снегоприносе более 250 м3/м определяется индивидуальным проектом, утвержденным в установленном порядке. 2. Меньшие значения расстояний от бровки земляного полотна до лесонасаждений при расчетном годовом снегоприносе 10 - 15 м3/м принимаются для дорог IV и V категорий, большие значения - для дорог I-III категорий. 3. При снегоприносе от 200 до 250 м3/м принимается двухполосная система лесонасаждений с разрывом между полосами 50 м.

9.18. Защита дорог от снежных заносов на участках, располагаемых на землях государственного лесного фонда, покрытых лесом, в случае намечаемого проведения рубок обеспечивается сохранением с обеих сторон дороги лесных полос шириной 250 м каждая (считая от оси дороги).

9.19. Постоянные снегозащитные заборы следует проектировать в один или несколько рядов высотой от 3 до 5 м из расчета на задержание максимального расчетного годового объема снега обеспеченностью один раз в 15 лет, а в сильнозаносимых местностях малонаселенных районов - один раз в 20 лет.

Постоянный забор располагают на расстоянии, равном 15-25-кратной высоте забора от бровки откоса выемки в месте ее наибольшей глубины, а при расположении дороги на насыпи - от бровки земляного полотна. При необходимости (обоснованной расчетом) устраивают дополнительные ряды заборов с расстояниями между ними, равными 30-кратной высоте забора.

Постоянные заборы следует сооружать с разрывами для проезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин в местах, согласованных с землепользователями.

9.20. Защиту дорог и дорожных сооружений от воздействия прилегающих оврагов, оползней, размыва водными потоками, а также от песчаных заносов следует осуществлять с помощью специальных насаждений, сочетающихся с комплексом геотехнических инженерных мероприятий, предусматриваемых при проектировании земляного полотна с учетом местного опыта.

9.21. Для защиты горных дорог от снежных лавин и обвалов следует предусматривать:

устройство галерей и навесов, лавинорезов, отбойных лавинонаправляющих дамб;

удерживание снега на склоне с помощью различных устройств, предотвращающих его передвижение и смещение;

установку снегозащитных щитов, подпорных заборов или стенок перед лавиносборами для уменьшения скопления в них снега;

обрушение снега на лавиноопасных участках в процессе эксплуатации дороги и пр.

Наши рекомендации