Статья 106. Службы авиационной безопасности

1. Каждый аэропорт и авиакомпания, выполняющая регулярные воздушные перевозки, должны иметь в своей структуре службу авиационной безопасности, укомплектованную соответствующими необходимыми техническими средствами и кадровым составом.
Эксплуатант, выполняющий авиационные работы и нерегулярные воздушные перевозки, должен иметь в своей структуре ответственное лицо по авиационной безопасности.
1-1. Сотрудники служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний имеют право на применение, хранение и ношение служебного оружия и боеприпасов к нему в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Руководителем службы авиационной безопасности аэропорта, авиакомпании, выполняющей регулярные воздушные перевозки, может быть только гражданин Республики Казахстан, непосредственно подчиненный соответственно первому руководителю аэропорта, авиакомпании, выполняющей регулярные воздушные перевозки, назначаемый по согласованию с органами национальной безопасности.
Руководители службы авиационной безопасности авиакомпаний, осуществляющих перевозки Президента Республики Казахстан и иных охраняемых лиц, назначаются по согласованию со Службой государственной охраны Республики Казахстан.
Ответственным лицом по авиационной безопасности эксплуатанта, выполняющего нерегулярные воздушные перевозки и авиационные работы, может быть только гражданин Республики Казахстан, непосредственно подчиненный первому руководителю эксплуатанта, назначаемый по согласованию с органами национальной безопасности.
3. Персональная ответственность за обеспечение авиационной безопасности возлагается на:
1) первого руководителя организации, являющейся эксплуатантом аэропорта, и руководителя службы авиационной безопасности аэропорта;
2) первого руководителя и руководителя службы авиационной безопасности авиакомпании, выполняющей регулярные воздушные перевозки;
3) первого руководителя и ответственное лицо по авиационной безопасности эксплуатанта воздушных судов, выполняющих нерегулярные воздушные перевозки и (или) авиационные работы;
4) владельца воздушного судна, относящегося к эксплуатантам авиации общего назначения.
4. Деятельность служб авиационной безопасности организаций гражданской авиации осуществляется во взаимодействии с уполномоченным органом, органами национальной безопасности, правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.
5. В службу авиационной безопасности не принимаются лица, имеющие судимость, которая на момент принятия на работу не погашена или не снята в установленном законом порядке.
Сноска. Статья 106 с изменениями, внесенными законами РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 107. Досмотр

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы и питание, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почтовые отправления.
2. Предполетный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов и питания воздушного судна, грузов и почтовых отправлений проводится в аэропорту персоналом службы авиационной безопасности.
Эксплуатанты воздушных судов отвечают за проведение предполетного досмотра своих воздушных судов.
Досмотр в полете производится назначенным командиром воздушного судна членом экипажа.
Специальный досмотр воздушного судна в аэропортах осуществляется персоналом службы авиационной безопасности аэропорта с привлечением членов экипажа (инженерно-технического состава) и государственных органов в соответствии с их компетенцией.
3. На неклассифицируемом аэродроме, временном аэродроме, посадочной площадке, на котором отсутствует служба авиационной безопасности, проведение предполетного досмотра возлагается на экипаж воздушного судна.
4. Досмотру ручной клади, багажа и личному досмотру пассажиров предшествует предложение пассажиру предъявить возможно имеющиеся у него опасные вещества и предметы, установленные перечнем опасных веществ и предметов, а также всех видов наркотиков, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах.
При досмотре проводится сверка документов, удостоверяющих личность пассажира, с перевозочными документами.
Пассажиры, уклоняющиеся от досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра, не допускаются к перевозке.
Ответственность за организацию досмотра несут руководители аэропортов и руководители службы авиационной безопасности.
5. На воздушном судне с момента закрытия всех его внешних дверей после загрузки и до момента открытия любой из этих дверей для выгрузки досмотр может быть произведен независимо от согласия пассажира.
6. При досмотре применяются технические средства, требования к которым устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
В качестве дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности могут производиться выборочный личный досмотр пассажиров и досмотр их ручной клади и багажа вручную.
Личный досмотр пассажиров и досмотр их ручной клади и багажа вручную осуществляются в пределах, необходимых для обнаружения веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном судне, в соответствии с Правилами авиационной безопасности.
В целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения личный досмотр производится должностными лицами, перечисленными в Кодексе Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
В целях обнаружения всех имеющихся у пассажиров и членов экипажа запрещенных веществ и предметов к перевозке на гражданских воздушных судах личный досмотр производится специалистами службы авиационной безопасности аэропорта.
Личный досмотр производится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром в специально выделенных в аэропортах помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких пассажиров.
Результаты личного досмотра оформляются актом, подписываемым лицом, принявшим решение о производстве досмотра, лицом, производящим досмотр, и пассажиром.
7. Если при досмотре ручной клади, багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено веществ и предметов, запрещенных к провозу на гражданских воздушных судах, должностные лица аэропорта и авиакомпании, а также другие лица, производящие досмотр, обязаны принять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным рейсом.
В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиакомпания должна по его требованию возместить стоимость билета или его неиспользованной части в порядке, предусмотренном Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте.
8. Досмотр производится в отношении каждого лица и его багажа, перевозимого на воздушном судне, за исключением должностных лиц по специальному перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, а также лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.
9. Порядок и условия производства досмотра в контролируемой зоне аэропорта определяются Правилами авиационной безопасности.

Наши рекомендации