Тема. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Цель.Расширить знания учащихся об особенностях употребления глаголов в форме прошедшего времени. Раз­вивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 191 дети наблюдают за изменением глаголов в прошедшем времени по числам, а в единственном числе — по родам. После выполнения задания учащиеся де­лают вывод о том, что подлежащее согласуется со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени, в чис­ле, а в единственном числе — в роде. Упражнение выполняем с комментированием.

6. Перед выполнением упр. 192 следует познакомить уча­щихся с правилом на с. 117. Сначала учащиеся читают корот­кие предложения, которые состоят исключительно из глав­ных членов — подлежащих и сказуемых, затем ставят имена существительные (подлежащие) в форму единственного чис­ла и записывают полученные предложения.

Физкультминутка

7. Согласно заданию к упр. 193 учащиеся должны со­ставить и записать по одному предложению о каждом весе­лом человечке. Для того чтобы рассказ получился связным, следует найти к нему начало, которое оправдывало бы упо­требление глаголов в прошедшем времени. Могут быть та­кие варианты.

Вчера в Солнечном городе все шло как обычно. Знайка решал за­дачи по математике. Цветик сочинял стихи и читал их с балкона... С утра в Солнечном городе кипела работа...

8. Домашнее задание.Упр. 194.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 95

Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.

Цель.Учить правильно употреблять на письме безудар­ные гласные перед -л-в глаголах прошедшего времени. Со­ставлять текст по рисункам.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Упр. 195 подводит учащихся к восприятию правила написания безударных гласных перед суффиксом -л-в гла­голах прошедшего времени.

Целесообразно наглядно показать школьникам, что перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределенной форме глагола: видеть — видел, строить — строил. Этот вывод учащиеся могут сделать самостоятельно, затем можно предложить им прочитать правило. В целях экономии времени текст можно не спи­сывать, а записать только глаголы в форме прошедшего времени.

6. Упр. 196 направлено на закрепление умения школь­ников правильно писать глаголы в форме прошедшего времени. Упражнение можно предложить выполнить самостоя­тельно. Коллективная проверка поможет выявить, как усвои­ли дети данную тему.

Физкультминутка

7. Составляя рассказ по серии сюжетных рисунков (упр. 197), учащиеся употребляют следующие глагольные словосочетания: полил цветы, раздала тетради, чисто вытер доску, следил за порядком, проветрила класс, подмел пол, похвалила ребят.

8. Глаголы из рубрики «Говорите правильно!» следует про­читать вслух, составить с ними предложения или словосочета­ния (упр. 198). Если позволяет время, лучшие предложения
записать.

9. Домашнее задание.Упр. 200.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 96

Тема. Изменение по временам глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сде­лать?

Цель.Познакомить детей с особенностью изменения по временам глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что сделать?Работать над развитием речи уча­щихся.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Таблица, данная в упр. 201, знакомит детей с тем, как образуются временные формы глаголов от неопределенной формы совершенного и несовершенного вида (термин детям не сообщается). Делается вывод: от глаголов, неопреде­ленная форма которых отвечает на вопрос чтосде­лать?, невозможно образовать глаголы настоящего времени, а форма будущего времени, образованная от этих глаголов, состоит из одного слова (поиграет, про­читает, скажет).От глаголов, неопределенная форма которых отвечает на вопрос чтоделать?, форма бу­дущего времени образуется из двух слов (будет играть, будет читать, будет говорить).

6. Упр. 202 выполняется коллективно. Сначала учащиеся читают глаголы, затем образуют от них все возможные вре­менные формы. Желательно использовать таблицу.

Тема. Правописание глаголов в прошедшем времени. - student2.ru

7. На материале упр. 203 отрабатывается умение подби­рать видовую пару к глаголам неопределенной формы (выпе­кать — выпечь, сберегать — сберечь, подстригать —
подстричь, зажигать — зажечь, ловить — поймать).

Физкультминутка

8. Прежде чем строить устное высказывание (упр. 204), нужно напомнить детям об основных призна­ках текста-рассуждения, его построении. Целесообразно
выслушать всех желающих, можно организовать дискус­сию. Следует подчеркнуть, что чувство юмора необходимо каждому, оно помогает людям преодолевать трудные си­туации, уместная и добрая шутка создает хорошее настро­ение.

9 Упр. 205 знакомит детей с частушками. По определе­нию С. И. Ожегова, «частушка — произведение устной на­родной поэзии — четверостишие или двустишие (лирическое
или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев». Дети убеждаются в том, что частушку без глаголов сочинить трудно, потому что в ней, как правило, описывается
какое-либо действие.

10. Домашнее задание.Упр. 206. В классе рекомен­дуется прочитать стихотворение и дать возможность детям доказать, что в нем содержится шутка, что вредные советы выполнять не следует.

11. Подведение итогов урока. 12.Рефлексия

Урок 97

Тема. Обобщение изученногоо глаголе.

Цель.Закрепить знания, полученные детьми при изуче­нии глагола.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Урок можно начать с самостоятельной работы. На доске запись:

на, сиял, ладони, моей, светлячок

зеленым, он, светом, светился, темноте, в, полной

я, светом, этим, наслаждался, прекрасным

Дети читают слова, составляют из них предложения и записывают.

Затем предлагается первое предложение разобрать по чле­нам, подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.

6. После чтения по абзацам текста «Он живой и све­тится» (упр. 207) детям предлагаются вопросы: дают ли теп­ло огоньки светлячков? Раскрыт ли секрет их свечения? Для чего зажигается светлячок? Затем текст пересказывается. Списывание концовки выполняется самостоятельно, а может сопровождаться комментированием. Учитель разре­шает детям работать в парах — советоваться, помогать друг другу. В заключение ребятам предлагается прочитать вы­писанные глаголы в прошедшем времени, объяснить их на­писание.

7. Упр. 208 выполняется устно. Важно научить детей правильно ставить ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (взяла, дала, брала, жила, ждала и др.).

Физкультминутка

8. Работая над упр. 209, следует обратить внимание на воспитывающий характер текста и предоставить учащимся возможность рассказать о своей семье, выразить свои теплые
чувства к старшим ее членам — дедушкам и бабушкам.

9. Работа над упр. 210 способствует воспитанию у детей внимательного отношения к слову. В заглавии слово теплый употребляется как в прямом, так и в переносном значении (теплый — приветливый, добрый).

10. Домашнее задание.Упр. 211.

Четыре урока по теме «Глагол» учитель может провести по своему усмотрению.

11. Подведение итогов урока.

12.Рефлексия

Ур ок 99

Тема. Понятие о наречии.

Цель. Дать представление о наречии как о неизменяе­мой части речи. Учить детей ставить к наречиям вопросы от глаголов, находить наречия в текстах.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 213 учащиеся наблюдают за употреблением в тексте наречий, учатся ставить вопросы от глаголов к наречиям.

6. После знакомства с правилом на с. 129 школьникам предлагается составить предложения со словом однажды. Дети называют свои предложения. Учитель выбирает из них словосочетания «глагол + наречие» и записывает их на до­ске. Например: встретили (когда?) однажды, увидел (когда?) однажды, сказала (когда?) однажды, случи­лось (когда?) однажды, шел (когда?) однажды. На при­мере выписанных словосочетаний школьники убеждаются в том, что наречие является неизменяемой частью речи. Целе­сообразно показать детям, что часто наречия образуются от имен прилагательных при помощи суффикса -о: быстрый —быстро, хороший — хорошо, дорогой — дорого.

Физкультминутка

7. Упр. 214, направленное на отработку умения нахо­дить в тексте наречия и ставить к ним вопросы от глаголов, рекомендуется выполнять с комментированием. После ра­боты над текстом «Храбрые щенки» учащиеся выписывают наречия и подбирают к ним (где возможно) синонимы и ан­тонимы: дружно — сообща, вместе — недружно, враз­нобой; весело — радостно, оживленно — грустно, пе­чально.

8. Домашнее задание. Упр. 215.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 100

Наши рекомендации