Технико-экономические особенности воздушного транспорта

Преимущества воздушного транспорта:

- воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного транспорта на 40%

- высокая скорость

- требует в 10-20 раз меньше капитальных вложений на основание новых линий

- безопасность движения выше автомобиля в 2 раза.

Недостатки:

- сильная зависимость от погоды

- высокая себестоимость грузовых перевозок

- авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль – 12 гр., железная дорога – 0,6 гр. За один трансатлантический полет самолет сжигает от 35 до 50 тонн кислорода – это столько, сколько потребляет город с населением 15-20 тыс. человек в течение года).

Управление полетами

Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба аэропорта).

Применяется система, представляющая собой радиолокационный и вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку и диспетчеру выдает следующие сведения:

- координаты воздушных судов

- их бортовые номера

- заданная и текущая высота

- скорости полета

- количество топлива.

Передача управления самолетами между смежными секторами происходит автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути.

Преимущества

1. Самая высокая скорость и мобильность из всех видов транспорта.

2. Более простая упаковка, чем это требуется на любом другом виде транспорта.

3. Большая дальность беспосадочных полетов.

4. Более низкие страховые затраты по сравнению с дру­гими видами транспорта.

Недостатки

1. Высокая себестоимость перевозки грузов.

2. Зависимость от погодных условий.

3. Ограничения на перевозку грузов, связанные с их раз­мерами и весом.

4. Экономия вследствие высоких скоростей перевозки может быть сведена на "нет" удаленностью аэропорта от получателя.

5. Возможность повреждений при перевалках (перегруз­ках) грузов.

6. Необходимость создания дорогостоящей инфраструкту­ры и ее поддержания в рабочем состоянии.

Классификация аэропортов

Класс аэропорта Годовые объемы перевозоктыс. чел. Годовая интенсивность движения самолетов, тыс. посадок
I 7000 - 10000 70 - 87
II 4000 - 7000 45 - 70
III 2000 - 4000 36 - 57
IV 500 - 2000 20 - 50
V <500 < 20

Классификация аэропортов осуществляется по:

· объемам транспортной работы;

· видам обслуживания перевозок;

· транспортному назначению;

· расположению относительно воздушных линий.

Воздушное соединение между населенными пунктами осуществляется по постоянным маршрутам, которые называются авиалиниями или воздушными линиями. Авиалиния – это направление (курс) полета воздушного судна.

В воздушном пространстве авиалинии ограничивают коридор для полета воздушного судна, который называют воздушной трассой.Воздушные трассы подразделяют на:

1) международные;

2) государственные;

3) местные

Аэропорты также как и воздушные трассы подразделяют на: международные; государственные; местные.

Аэродром – специально подготовленный участок земли, имеющий комплекс сооружений и оборудования, которое обеспечивает взлет, регулирование, хранение и обслуживание воздушных судов.

Служебно-техническая территория(СТТ) – часть территории аэропорта, в пределах которой располагаются здания и сооружения, предназначенные для технологических операций по обслуживанию пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.

На этой территории (СТТ) размещают:аэровокзалы (терминалы); грузовые составы; цеха бортового питания; ангары; авиационно-технические базы; сооружения технической службы; сооружения управления аэропортом; базы аэродромной службы и др.

Приаэродромная территория(ПТ) – это местность, которая прилегает к аэродрому в установленных пределах, в воздушном пространстве, которой происходит маневрирование воздушных судов. Воздушное пространство приаэродромной территории называется районом аэродрома или аэротерриторией.

Аэродром включает: летные полосы (ЛС); рулёжные дорожки (РД); перрон; места стоянки самолетов (МС); площадка специального назначения (рис. 8.1).

Летная полоса предназначена для обеспечения взлетно-посадочных операций. Элементами летной полосы является: взлетно-посадочная полоса (ВПП); конечные и боковые полосы безопасности.

Перрон– это площадка перед аэродромом предназначена для размещения самолетов во время посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, багажа, почты и технического обслуживания самолетов.

Место стоянки самолетов (МС) - специально оборудованные площадки для хранения и обслуживания самолетов, которые приписаны к аэропорту.

Площадки специального назначения – это площадки для стоянки и рулёжки самолетов перед ангарами.

Наши рекомендации