Проектирование продольного профиля 3 страница
Из таблицы 3.3 следует, что поездо×км, =
= 7,82 поездо×ч, поездо×ч, = 6,65 поездо×ч, =
= 5,98. Тогда скорости
км/ч;
км/ч.
Коэффициент участковой скорости
.
Расчеты по определению vу , vт , b необходимо производить с точностью до второго знака после запятой. Коэффициент b должен быть не менее 0,7. В противном случае график подлежит переработке.
Таблица 3.3 – Пример заполнения расчетной таблицы
Номер поезда | Время, ч–мин | Путь, пройденный поездом, км | ||||
отправление с начальной станции | прибытие на конечную станцию | в пути | ||||
всего | в том числе | |||||
стоянки | в движении | |||||
Нечетные поезда | ||||||
0–24 | 1–29 | 1–05 | 0–08 | 0–57 | ||
1–31 | 2–42 | 1–11 | 0–14 | 0–57 | ||
1–57 | 3–08 | 1–11 | 0–14 | 0–57 | ||
2–28 | 3–35 | 1–07 | 0–10 | 0–57 | ||
2–57 | 0–02 | 1–05 | 0–08 | 0–57 | ||
3–26 | 0–31 | 1–05 | 0–08 | 0–57 | ||
3–55 | 1–00 | 1–05 | 0–08 | 0–57 | ||
7–49 или 7,82 ч | 1–10 | 6–39 или 6,65 ч | ||||
Четные поезда | ||||||
0–06 | 1–26 | 1–20 | 0–27 | 0–53 | ||
0–35 | 1–52 | 1–17 | 0–24 | 0–53 | ||
1–58 | 2–51 | 0–53 | 0–04 | 0–49 | ||
2–17 | 3–20 | 1–03 | 0–12 | 0–51 | ||
2–43 | 3–49 | 1–06 | 0–15 | 0–51 | ||
3–09 | 0–18 | 1–09 | 0–18 | 0–51 | ||
3–37 | 0–47 | 1–10 | 0–19 | 0–51 | ||
7–58 или 7,97 ч | 1–59 | 5–59 или 5,98 ч |
Задание №4
ПОСТРОЕНИЕ КАРТОГРАММ ПАССАЖИРОПОТОКОВ
НА ПРИГОРОДНЫХ УЧАСТКАХ
И РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ ПАССАЖИРООБОРОТА
Исходные данные
Для получения индивидуального варианта заданы множители (таблица 4.1). Размеры пассажиропотоков между населенными пунктами, расположенными в пригородной зоне приведены в таблицах 4.2–4.5. Схема транспортной сети, обслуживающей пригородную зону, приведена на рисунке 4.1. На схеме указаны названия остановочных пунктов, расстояния между ними и номера маршрутов, по которым будет осуществляться движение пригородных автобусов, поездов или судов. Условно предполагается осуществление движения транспортных средств в пригородном сообщении по четырем маршрутам:
I Белогорск–Морское, протяженностью 49 км. Имеются 5 промежуточных остановочных пунктов (Удачное, Ударная, Надеждино, Грушевка, Переваловка).
II Белогорск–Миндальное, протяженностью 57 км. На маршруте расположено 6 остановочных пунктов (Удачное, Ударная, Надеждино, Лесное, Отважное, Уютное).
III Белогорск–Рыбачье, протяженностью 69 км. На маршруте имеются 5 остановочных пунктов (Федоровка, Виноградное, Горное, Балобаново, Приморье, Рыбачье).
IV Белогорск–Храброво, протяженностью 72 км. На маршруте расположено 6 остановочных пунктов (Заречье, Галицино, Васильево, Богатое, Солнечный, Верхнее).
Требуется:
1 Построить картограмму пассажиропотоков на пригородном участке.
2 Определить число перевезенных пассажиров и пассажирооборот на заданных участках.
Таблица 4.1 – Варианты изменения пассажиропотока по маршрутам
В процентах
Цифра шифра | Порядковые номера цифр шифра и столбцов таблиц 4.2 – 4.5 | ||||||
Порядок выполнения работы:
Перед построением картограммы студент должен пересчитать исходные данные (см. таблицы 4.2−4.5) с использованием множителей из таблицы 4.1. По первой цифре шифра берется множитель из первого столбца таблицы 4.1 и используется для пересчета всех пассажиропотоков, записанных в столбцах под номером 1 всех четырех маршрутов, по второй цифре – множитель из второго столбца таблицы 4.1 для всех столбцов таблиц 4.2−4.5 под номером 2. Аналогично производится пересчет всех остальных столбцов с исходными пассажиропотоками. При этом для маршрутов № 2 и 4 по первой цифре множитель из таблицы 4.1 используется дважды, поскольку на этих маршрутах по восемь остановочных пунктов и нумерация столбцов произведена циклически, т. е. вместо восьмого пункта опять следует номер один. После перемножения всех чисел таблиц 4.2−4.5 на соответствующие множители производится суммирование по строкам и столбцам и заполнение граф «Итого». Разрешается результаты умножения округлять до целых чисел (до суммирования).
Таблица 4.2 – Пассажирообмен между остановочными пунктами на маршруте I
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | ||||||||
Белогорск | Удачное | Ударная | Надеждино | Грушевка | Переваловка | Морское | прямое | обратное | ||
Белогорск | – | |||||||||
Удачное | – | |||||||||
Ударная | – | |||||||||
Надеждино | – | |||||||||
Грушевка | – | |||||||||
Переваловка | – | |||||||||
Морское | – | |||||||||
Итого | прямое | |||||||||
обратное |
Таблица 4.3 – Пассажирообмен между остановочными пунктами на маршруте II
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | |||||||||
Белогорск | Удачное | Ударная | Надеждино | Лесное | Отважное | Уютное | Миндальное | прямое | обратное | ||
Белогорск | – | ||||||||||
Удачное | – | ||||||||||
Ударная | – | ||||||||||
Надеждино | – | ||||||||||
Лесное | – | ||||||||||
Отважное | – | ||||||||||
Уютное | – | ||||||||||
Миндальное | – | ||||||||||
Итого | прямое | ||||||||||
обратное |
Таблица 4.4 – Пассажирообмен между остановочными пунктами на маршруте III
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | ||||||||
Белогорск | Федоровка | Виноградное | Горное | Балабаново | Приморье | Рыбачье | прямое | обратное | ||
Белогорск | – | |||||||||
Федоровка | – | |||||||||
Виноградное | – | |||||||||
Горное | – | |||||||||
Балабаново | – | |||||||||
Приморье | – | |||||||||
Рыбачье | – | |||||||||
Итого | прямое | |||||||||
обратное |
Таблица 4.5 – Пассажирообмен между остановочными пунктами на маршруте IV
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | |||||||||
Белогорск | Заречье | Галицино | Васильево | Богатое | Солнечный | Верхнее | Храброво | прямое | обратное | ||
Белогорск | – | ||||||||||
Заречье | – | ||||||||||
Галицино | – | ||||||||||
Васильево | – | ||||||||||
Богатое | – | ||||||||||
Солнечный | – | ||||||||||
Верхнее | – | ||||||||||
Храброво | – | ||||||||||
Итого | прямое | ||||||||||
обратное |
Перед заполнением граф и строк «Итого» надо определиться: какое направление будет прямым, а какое − обратным. Рекомендуется взять в качестве прямого направление от центрального пункта Белогорск по всем маршрутам, обратное – к Белогорску. В этом случае в таблицах 4.2−4.5 пассажиропотоки прямого направления располагаются выше диагонали, а обратного – ниже.
Рисунок 4.1 – Схема транспортной сети района
Для ускорения выполнения задания пересчет размеров пассажиропотоков применительно к своему варианту студент может произвести на компьютере по специально разработанной программе, которая имеется на кафедре ОТП и в вычислительном центре БелГУТа. Порядок пользования программой приведен в приложении Г.
Картограмма пассажиропотоков – это графическое (как правило, в приближенном масштабе) изображение пассажиропотоков на каждом перегоне, показанное на карте (схеме) транспортных путей региона.
Построение начинается с начальных пунктов маршрутов: из таблицы исходных данных берется число отправленных пассажиров (сумма по строке), которое определяет высоту «столбика» на первом перегоне. На промежуточных пунктах расчеты производятся с использованием уравнения баланса:
, (4.1)
где – число пассажиров в транспортном средстве после отправления с i-го пункта;
– то же после отправления с предыдущего пункта;
– число пассажиров, вышедших на i-м пункте (сумма столбца);
– число пассажиров, отправленных с i-го пункта (сумма строки).
На последнем перегоне число пассажиров должно соответствовать сумме столбца для конечного пункта маршрута. Картограмма строится с учетом принципа правостороннего движения.
Число перевезенных пассажиров определяется как сумма итоговых данных из таблиц 4.1−4.4 в прямом и обратном направлениях (суммируется восемь чисел). В случае сокращения объема расчетов (числа маршрутов) следует принять, что на остальных маршрутах объемы перевозок такие же.
Пассажирооборот (пассажиро-километры) можно определить несколькими способами:
− непосредственным расчетом
, (4.2)
где А1, А2, Ак – количество пассажиров в группе, имеющих общие пункты отправления и назначения (значение одной клетки в таблице);
l1, l2, lк – расстояние проезда групп пассажиров;
− с помощью «пробежной» матрицы расчеты систематизированы в специальной таблице (этот способ рассмотрен в задании 5).
С помощью построенной картограммы
, (4.3)
где – число перегонов между остановочными пунктами;
– величина пассажиропотока между i и i + 1 пунктами в
прямом и обратном направлении, пас.;
– расстояние между пунктами i и i + 1, км.
Рассмотрим решение данной задачи на примере.
Исходные данные.
Схема транспортной сети, обслуживающей пригородную зону (рисунок 4.2).
Размеры пассажиропотоков между населенными пунктами, расположенными в пригородной зоне города, приведены в таблицах 4.6–4.8.
Таблица 4.6 – Пассажирообмен на маршруте I
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | ||||||||
А | п | р | С | л | д | Б | прямое | обратное | ||
А | – | – | ||||||||
п | – | |||||||||
р | – | |||||||||
С | – | |||||||||
л | – | |||||||||
д | – | |||||||||
Б | – | – | ||||||||
Итого | прямое | – | – | |||||||
обратное | – | – |
Таблица 4.7 – Пассажирообмен на маршруте II
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | |||||||
А | п | р | С | ж | В | прямое | обратное | ||
А | – | – | |||||||
п | – | ||||||||
р | – | ||||||||
С | – | ||||||||
ж | – | ||||||||
В | – | – | |||||||
Итого | прямое | – | – | ||||||
обратное | – | – |
Таблица 4.8 – Пассажирообмен на маршруте III
Пункт отправления | Пункт назначения | Итого | |||||
А | в | ф | Г | прямое | обратное | ||
А | – | – | |||||
в | – | ||||||
ф | – | ||||||
Г | – | – | |||||
Итого | прямое | – | – | ||||
обратное | – | – |
Решение задачи:
1 Построение картограммы пассажиропотоков на пригородных участках (рисунок 4.3).
2 Расчет числа перевезенных пассажиров:
= 337 + 344 + 421 + 371 + 281 + 213 = 1967 пас./сут.
3 Расчет пассажирооборота на пригородных маршрутах А–Г, А–Б, А–В:
Alсут = (167 + 100)12 + (194 + 149)13 + (165 + 166)15 + (363 + 399)8 +
+ (452 + 497)13 + (422 + 498)11 + (155 + 139)10 + (128 + 111)11 +
+ (74 + 56)8 + (169 + 174)18 + (93 + 104)10 = 55934 пас∙км/сут.
Задание №5
РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Исходные данные
1 Количество груза (тыс. т), перевозимого между основными населенными пунктами административного района. Эти данные представлены в виде матрицы грузопотоков (таблица 5.1).
2 Схема транспортной сети административного района (см. рисунок 4.1 из предыдущей работы).
3 Варианты изменения величины грузопотоков в соответствии с учебным шифром (таблица 5.2).
4 Себестоимость 10 т∙км перевозки грузов различными видами транспорта, у. е. (таблица 5.3).
Требуется
1 Рассчитать количество перевезенных тонн груза.
2 Определить грузооборот транспортного предприятия, использовав схему транспортных путей из задания 4.
3 Найти среднюю дальность перевозки 1 т груза.
4 Рассчитать среднюю грузонапряженность транспортных путей района.
5 Найти годовые объемы перевозки пассажиров, пассажирооборот и среднюю дальность перевозки пассажира (по данным задания 4).
6 Определить приведенный грузооборот и приведенную грузонапряженность.
7 Рассчитать годовые эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам, приняв себестоимость одного тонно-километра по данным таблицы 5.3 при средней дальности перевозок, полученной в п. 3.
8 Найти производительность труда работника транспорта, приняв среднесписочное количество работников за год от 100 до 250.
Таблица 5.1 – Грузопотоки между основными грузообразующими пунктами административного района
В тыс. т в год
Пункт отправки | Пункт назначения | Итого | ||||||||||
Белогорск | Надеждино | Морское | Переваловка | Миндальное | Храброво | Васильево | Галицино | Рыбачье | Балабаново | Виноградное | ||
Белогорск | – | |||||||||||
Надеждино | – | |||||||||||
Морское | – | – | – | |||||||||
Переваловка | – | – | – | |||||||||
Миндальное | – | – | – | |||||||||
Храброво | – | – | – | – | ||||||||
Васильево | – | – | – | – | – | |||||||
Галицино | – | – | – | |||||||||
Рыбачье | – | – | – | – | ||||||||
Балабаново | – | – | – | – | – | |||||||
Виноградное | – | – | – | – | ||||||||
Итого | ΣР |
Таблица 5.2 – Варианты изменения величины грузопотоков в соответствии с учебным шифром