Таможенные органы Российской Федерации 4 страница
- таможенные органы;
- отечественные и находящиеся в России иностранные организации (всех форм собственности) в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
- различные иностранные и отечественные общественно-политические, культурные, научно-просветительские, спортивные, религиозные и иные организации в связи с осуществлением своей деятельности на международной арене;
- отечественные и иностранные почтовые, транспортные и экспедиторские организации, обслуживающие внешнеэкономические связи;
- дипломатические, консульские и иные официальные представительства, международные организации;
- предприятия и организации, получившие от таможенных органов разрешение на занятие определенными видами деятельности в таможенной сфере (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли);
1 См., например: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд. М. : Юристъ, 2000. С. 517 (где, в частности, отмечается, что понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны).
2 Таможенное право: учебник / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Юристь, 1998. С. 56-57; см. также: Российское таможенное право: учебник для вузов / отв. ред. Б. Н. Габричидзе. М.: НОРМА, 2000. С. 89-160.
- некоторые другие организации1.
Вместе с тем ряд упомянутых организаций в соответствии с целями их деятельности, задачами и функциями вряд ли могут рассматриваться в качестве субъектов таможенного права, поскольку непосредственно не вступают с таможенными органами в какие-либо правоотношения.
Всемирная торговая организация может повлиять на развитие отдельных направлений таможенного регулирования, например, в области таможенно-тарифной политики, упрощения таможенных процедур, и таким образом способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы в целом, но при этом не будет перемещать товар через таможенную границу или оказывать услуги в таможенной сфере.
ТК ТС использует специальную терминологию, обозначающую отдельных участников таможенных правоотношений (декларанты, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и т.д.). Конкретные виды таких участников могут представлять лишь второстепенный интерес, например, в связи с предоставлением таможенных льгот, использованием таможенных процедур, обращением к специальной таможенной процедуре или выполнением условий, установленных для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры. В противном случае приходится выделять большой перечень лиц, предлагаемых к рассмотрению в качестве участников таможенных правоотношений, что только усложнит процесс первоначального восприятия материала.
Таможенное право, будучи совокупностью юридических норм публично-правового характера, позволяет разделить всех субъектов права на две основные группы:
- таможенные органы (их должностные лица);
- иные участники таможенно-правовых отношений. Иные участники таможенно-правовых отношений в свою очередь могут быть представлены следующими субъектами.
1. Перевозчики. В соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Данное определение охватывает и таможенного перевозчика в части перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза (п. 2 ст. 18 ТК ТС).
1 Козырин А. Н. Таможенное право России: учеб. пособие / А. Н. Козырни. М.: СПАРК, 1995. С. 21-22.
При заявлении таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик вправе выступать в качестве декларанта товаров (подп. 3 ст. 186), а таможенный перевозчик, в дополнение ко всему, еще обладает статусом лица, осуществляющего деятельность в сфере области таможенного дела (ст. 18-22 ТК ТС).
2. Декларанты. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (см. 4.2).
Декларанты – российские юридические лица, получившие право применения специальных упрощений, имеют особый статус и наименование – уполномоченный экономический оператор (ст. 38 ТК ТС) (см. 1.4).
3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. ТК ТС выделяет следующие направления деятельности в сфере таможенного дела:
- деятельность таможенного представителя;
- деятельность таможенного перевозчика;
- деятельность владельца СВХ;
- деятельность владельца таможенного склада;
- деятельность владельца магазина беспошлинной торговли.
Осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в России вправе только российские юридические лица, включенные в соответствующий Реестр (таможенных представителей, владельцев таможенных складов, СВХ, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли) (см., например, приказы ФТС России от 31.10.2007 № 1352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения»; от 10.10.2007 № 1257 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)»; от31.10.2007 № 1351 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра таможенных перевозчиков»).
Каждое из направлений деятельности в сфере таможенного дела осуществляется, как правило, в рамках соответствующего таможенно-правового института (таможенный представитель – таможенные операции; таможенный перевозчик – таможенная процедура таможенного транзита; владелец СВХ – временное хранение товаров; владелец таможенного склада – таможенная процедура таможенного склада; владелец МВТ – таможенная процедура беспошлинной торговли).
Таможенный представитель –российское юридическое лицо (включенное в Реестр таможенных представителей), оказывающее услуги по совершению таможенных операций.
В основном таможенный представитель оказывает услуги по таможенному декларированию товаров лиц, имеющих право выступать в качестве декларантов, т.е. совершает от имени и по поручению декларанта таможенное декларирование товаров.
Целью введения института таможенных представителей (посредников) как за рубежом, так и в Российской Федерации является создание профессиональных участников таможенных правоотношений, гарантирующих таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований таможенных правил при совершении таможенных операций.
Таможенный перевозник –российское юридическое лицо (транспортная организация, включенная в Реестр таможенных перевозчиков), оказывающее услуги по перевозке иностранных товаров в пределах таможенной территории таможенного союза.
Таможенный перевозчик осуществляет транспортные операции в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Владелец СВХ –российское юридическое лицо (включенное в Реестр владельцев СВХ), осуществляющее хранение иностранных товаров до их выпуска таможенными органами в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Целями временного хранения товаров владельцем СВХ могут быть:
- оказание складских услуг (СВХ открытого типа);
- минимизация затрат при совершении таможенных операций с товарами, принадлежащими владельцу СВХ (СВХ закрытого типа).
Владелец таможенного склада –российское юридическое лицо (включенное в Реестр владельцев таможенных складов), осуществляющее хранение товаров, выпущенных таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Целями хранения товаров на таможенном складе могут быть:
- оказание складских услуг лицам, выбравшим таможенную процедуру таможенного склада (таможенный склад открытого типа);
- использование таможенной процедуры таможенного склада самим владельцем таможенного склада, например в производственной деятельности (таможенный склад закрытого типа).
Владелец магазина беспошлинной торговли –российское юридическое лицо (включенное в Реестр владельцев МВТ), осуществляющее хранение и реализацию физическим лицам в розницу товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, формируются и ведутся ФТС России, которая обязана обеспечивать их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал1.
4. К лицам, оказывающим содействие (помощь) в совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, можно отнести специалиста (ст. 101 ТК ТС), эксперта (ст. 140 ТК ТС), переводчика, медицинского работника, понятых (ст. 117 ТК ТС). Перечисленные лица привлекаются таможенными органами для разъяснения возникающих при проведении таможенного контроля вопросов или оказания иного содействия в решении конкретных задач, например при применении отдельных форм таможенного контроля (личного таможенного досмотра, таможенного досмотра).
1 В отношении таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев CВX и таможенных складов, созданных в государствах – членах таможенного союза, КТС формирует общий реестр и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном интернет-сайте КТС.
Оказывать содействие в совершении таможенных операций либо принимать в них непосредственное участие вправе специалисты по таможенным операциям (подп. 1 ст. 13 ТК ТС), под которыми понимаются физические лица, имеющие квалификационные аттестаты специалистов по совершению таможенных операций и являющиеся работниками российского юридического лица, получившего свидетельство о включении в Реестр таможенного представителей. Являясь конкретным таможенным представителем, специалист по таможенным операциям осуществляет в интересах декларанта таможенное декларирование товаров (подает декларацию на товары).
5. Иные или возможные участники таможенных правоотношений, под которыми следует понимать лиц, деятельность которых регулируется отдельными положениями ТК ТС. Такие лица не перемещают товары через таможенную границу и не оказывают услуг по совершению операций с перемещаемыми или перемещенными товарами.
В соответствии с п. 1 ст. 86 ТК ТС и п. 1 ст. 342 ТК таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет ФТС России. И хотя к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства РФ о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства РФ, тем не менее порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в Реестр ФТС России, а также порядок его ведения и исключения из данного Реестра определен ТК (см. ст. 342-344) и нормативными правовыми актами ФТС России (см. приказ ФТС России от 07.12.2006 № 1281 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей»).
В порядке гл. 46 ТК ТС обладатель исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладатель прав пользования наименованием места происхождения товара может обратиться в ФТС России с заявлением о защите его прав в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными.
К факультативным участникам таможенных правоотношений следует также отнести проверяемых лиц (за исключением тех, которые уже являются участниками таможенных правоотношений), например, в соответствии с ч. 2 п. 2 ст.122 ТК ТС такими лицами выступают:
- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
- лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
- лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением таможенных правил, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Приобретение лицом статуса соответствующего субъекта таможенного права связано с конкретными юридическими фактами, порождающими возникновение таможенных правоотношений.
В соответствии с ТК ТС можно выделить следующие действия лиц, с которыми связано возникновение таможенно-правовых отношений.
1. Перемещение товаров (транспортных средств) через таможенную границу (например, пересечение ввозимым товаром таможенной границы либо подача таможенной декларации на вывозимые товары).
2. Деятельность в сфере таможенного дела (обращение заинтересованного лица в таможенный орган с заявлением о включении в соответствующий реестр ФТС России).
3. Действия, предшествующие перемещению товаров через таможенную границу (например, подача предварительной таможенной декларации, обращение в таможенный орган с заявлением о применении таможенных процедур переработки на (вне) таможенной территории, обращение в таможенный орган с заявлением на получение статна уполномоченного экономического оператора).
4. Получение прав пользования, владения или распоряжения товарами, находящимися под таможенным контролем (например, приобретение товаров, хранящихся на таможенном складе, – п. 4 ст. 232 ТК ТС, приобретение товаров ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенных правил).
5. Проведение таможенными органами таможенного контроля товаров (например, решение начальника таможенного органа о проведении таможенного осмотра помещений и территорий лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, ввезенными на таможенную территорию с нарушением таможенных правил, – подп. 2 п. 2ст. 119 ТК ТС; решение таможенного органа о проведении выездной таможенной проверки у лица, владеющего незаконно ввезенными товарами, – ч. 2 п. 2 ст. 122 ТК ТС).
В случае необходимости проверки сведений о несоблюдении требований таможенного законодательства таможенный орган, принимая решение о проведении таможенного контроля с применением отдельной его формы, сам выступает инициатором возникновения таможенных правоотношений.
Определенный интерес представляет вопрос соотношения таможенного права с другими отраслями российского права.
Это относится, например:
- к применяемой терминологии (согласно п. 3 ст. 4 ТК ТС термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в ТК ТС, применяются в каждом из государств – членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств – членов таможенного союза);
- договорным отношениям лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (например, отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе – п. 3 ст. 12 ТК ТС);
- ответственности в сфере таможенного дела (например, одним из условий включения лица в реестр таможенных перевозчиков является отсутствие в течение одного года до дня обращения в таможенный орган фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела)1;
1 Перечень правонарушений в сфере таможенного дела содержится в гл. 16 КоАП.
- защите таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности (таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности объекты интеллектуальной собственности, Которые подлежат защите на территории государства – члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – п. 2 ст. 330 ТК ТС).
Немало примеров обратного порядка, когда имеют место и отсылки к таможенному праву. Это, в частности, бланкетные составы преступлений и административных правонарушений, предусматривающие ответственность за несоблюдение требований таможенных правил. Например, ст. 188 УК «Контрабанда», ст. 16.1 КоАП «Незаконное перемещение к шаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», ст. 16.2 КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств».
В регулировании таможенных правоотношений всегда особо выделялся вопрос кодификации соответствующих норм.
Кодификация как форма правовой систематизации позволяет в наибольшей степени включить в один документ (в данном случае – ТК) значительный массив положений, определяющих порядок и правила перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу.
С практической точки зрения кодификация упрощает изучение, применение и совершенствование таможенного законодательства.
С точки зрения теории увеличение кодифицированного объема правовых норм придает большую значимость и самостоятельность отрасли (как регулятору определенных общественных отношений). При этом важно не забывать, что ряд аспектов, относимых к области таможенного администрирования, т.е. особенностям совершения таможенных операций и применения лицами таможенных процедур, не могут быть полностью кодифицированы. Есть ряд вопросов, требующих, во-первых, оперативного вмешательства (например, изменение или установление мест таможенного декларирования товаров), а во-вторых, более детальной регламентации действий участников таможенных правоотношений (например, инструкция о таможенном декларировании товаров в электронной форме).
К тому же на современном этапе развития таможенного законодательства появился новый уровень правового регулирования – наднациональный, который кодифицировал таможенное законодательство государств – членов таможенного союза.
С момента вступления в силу федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» прекратит существование ТК. Фактически его заменит указанный закон, но юридически такой закон кодексом уже назвать нельзя, поскольку он основан на системе норм вышестоящего нормативного правового акта – ТК ТС и принят в развитие таможенно-правовых институтов, учитывающих уже особенности таможенного администрирования на территории РФ.
В основе любой кодификации, как правило, должно лежать представление о системе той отрасли, которую собираются кодифицировать.
В чем же заключается функциональное единство расположения частей, разделов и глав ТК ТС?
Структура ТК ТС содержит общие положения о таможенном регулировании и таможенном законодательстве, основы понятийного аппарата, а также положения о статусе таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, о ТН ВЭД ТС и стране происхождения товаров, о таможенной стоимости и таможенных платежах, о таможенном контроле.
Далее статьи ТК ТС приобретают конкретную направленность на регулирование порядка перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу. То есть на основе общих положений выстраивается схема совершения таможенных операций в целях выпуска товаров и перечни таможенных процедур, в соответствии с которыми данные товары выпускаются.
Отсюда деление ТК ТС на две части: общую и специальную.
Представленная структура ТК ТС вполне может быть положена в основу системы таможенного права. Например, уяснив общий порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, можно приступать к знакомству с таможенными процедурами, предусматривающими свои требования и особенности уплаты таможенных платежей (в том числе возможности полного или частичного освобождения от их уплаты)1.
1 Приятно отметить почти полное совпадение ранее высказанного мнения автора по поводу возможной структуры ТК со структурой ТК ТС (см., например: Халипов С. В. Таможенное право: учебник. 4-е изд. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2008-2009. С. 82-83).