Построение габаритов приближения строений и подвижного состава
Заданием предусмотрено: вычерчивание и изучение форм и основных размеров габаритов приближения строений (С) и подвижного состава (Т).
Вычерчивать габариты рекомендуется на миллиметровой бумаге формата А4 в масштабе 1:50 или формата А3 в масштабе 1:20. При выполнении задания следует пользоваться учебниками [1, 2] и руководствоваться ГОСТ 9238-73, которым утверждены габариты приближения строений и подвижного состава (рис. 2).
Рис. 2. Габариты приближения строений и подвижного состава
Габаритом приближения строенийназывается предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающиеся части колонок при наборе воды и др.).
Габаритом подвижного составаназывается предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
Таблица 4
Различные виды габаритов подвижного состава и их размеры
Показатели, мм | Наименование габаритов | |||||
Т | 1-Т | 1-ВМ | 0-ВМ | 02-ВМ | 03-ВМ | |
Высота Ширина Высота средней части габарита |
Занятие 4
Построение поперечных профилей земляного полотна
Железнодорожного пути
Заданием предусмотрено: вычерчивание и изучение форм и основных размеров поперечных профилей насыпей и выемок.
Поперечным профилем земляного полотна называется разрез, перпендикулярный продольной оси пути. Поперечное сечение земляного полотна может представлять собой насыпь, выемку, полунасыпь, полувыемку, полунасыпь-полувыемку, нулевое место.
Размеры и форма поперечных профилей земляного полотна зависят от числа путей, разности отметок земляной поверхности и оси пути, характеристик грунта, поперечного уклона местности и категории железных дорог.
На рисунках 3 и 4 приведены типовые поперечные профили насыпи и выемки.Минимально допустимая ширина основной площадки однопутных линий (м) на эксплуатируемой сети железных дорог России, а также установленная для вновь строящихся линий приведена в таблице 5.
Ширина земляного полотна на участках, расположенных в кривых, увеличивается с наружной стороны кривой в зависимости от радиуса кривой и категории линии. На двух- и многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двухпутных линиях – на 4,1 м, а на трехпутных – на 9,1 м).
Поперечное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных линиях имеет форму трапеции высотой 0,15 м и шириной поверху 2,3 м, а на двухпутных – форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. В основном крутизна откосов насыпей и выемок составляет 1:1,5.
Таблица 5
Минимально допустимая ширина основной площадки однопутных линий
Грунты | Категории железнодорожных линий | ||||||
Эксплуатируемая общая сеть | Скоростные | Особо грузонапряженные | I | II | III | IV и V | |
Скальные, крупнообломочные и песчаные, кроме мелких и пылеватых песков | 5,0 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,4 | 6,2 |
Остальные грунты | 5,5 | 7,6 | 7,6 | 7,6 | 7,6 | 7,3 | 7,1 |
Ширина бермы со стороны будущего второго пути на однопутных линиях принимается не менее 7,1 м, а с противоположной стороны не менее
3 м. Для отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02–0,04 (2–4 %).
Для отвода поверхностных вод от насыпей устраиваются продольные водоотводные канавы шириной по дну 0,6 м и глубиной не менее 0,6 м, откосы не круче 1:1,5. Они делаются при поперечном уклоне местности до 0,04 (4 %) с обеих сторон, а при большем уклоне – только с нагорной (верхней) стороны.
Водоотводным канавам придают продольный уклон не менее 3 ‰.
При ширине резерва более 10 м его дно в поперечном направлении делают двускатным, а при меньшей ширине – односкатным в сторону от насыпи. Резервы не устраиваются и заменяются продольной водоотводной канавой в случаях, если:
– грунт на полосе отвода непригоден для насыпи;
– отсыпка насыпи из резервов дороже, чем при транспортировке грунта из близлежащих выемок.
Для сбора и отвода поверхностных вод с основной площадки и откосов выемки делаются кюветы глубиной 0,6 м и шириной по дну 0,4 м. Крутизна откосов кюветов со стороны основной площадки 1:1, а с полевой стороны равна крутизне откоса выемки. Откосы выемки глубиной от 2 до 12 м в обычных грунтах имеют крутизну 1:1,5, в зависимости от физико-механических свойств грунтов и напластований, а в скальных грунтах – 1:0,2.
Задача. Начертить поперечные профили насыпи и выемки на миллиметровой бумаге в масштабе 1:200.
Высоту насыпи принять равной:
hн = (Nвар + 2)/2, м.
Глубину выемки принять равной:
hв = 7 – hн , м.
|
|
Занятие 5