Виды неисправностей электрической схемы тепловоза и способы их устранения
АВ-ЗА
Амплистат возбудителя регулирует ток возбудителя тягового генератора. Это магнитный усилитель с внутренней обратной связью с двумя магнитопроводами, на каждом из которых намотано по одной рабочей обмотке. Обмотки подмагничивания амплистата: ОУ – управляющая, ОЗ – задающая; ОР – регулирующая; ОС – стабилизирующая. Обмотки охватывают оба магнита.
ТПТ-21, ТПТ-22
Трансформатор постоянного тока служит для измерения тока тяговых двигателей тепловоза.
ТПН-ЗА
Предназначен для измерения напряжения тягового генератора.
БА-420 – Блок тахометрический получает и подает и подает в задающую обмотку амплистата возбуждения сигнал, пропорциональный частоте вращения вала дизеля (частота синхронного подвозбудителя), чем обеспечивается величина установки уровня его мощности.
РБ1 – Реле боксования. Имеет один з.к. между пр 1037 и 1048, который создает цепь на РУ17. В результате уменьшает мощность ДГУ без снятия нагрузки на 50-55%, а также включается МР5, чем достигается снижение мощности на 15%. Таким образом, общее понижение мощности составит 60-70%
РБ2 – Если боксование не прекращается при понижении мощности, то срабатывает реле РБ2, з.к. этого реле между пр 1040 и 1044 собирает цепь на РУ5 и РВ5. В свою очередь, их з.к. включат РУ17, зуммер и лампу «Сброс нагрузки». Реле РВ5 с выдержкой времени при размыкании между пр 1171 и 1174 шунтирует часть резистора СОУ, учитывая ток в У.О. амплистата, за счет чего уменьшается мощность ГГ до 20-25% без отключения КВ, ВВ и поездных контактов.
РБ3 – Реле срабатывает в случае боксования при ослабленном возбуждении ТЭД. Его з.к. между пр 1960 и 1959 собирает цепь питания катушек реле РУ5 и РВ5, контакты которых при работе на первой ступени ослабления поля производят переключение в электрической схеме, как и при РБ2 без отключения КВ, ВВ и поездных контакторов.
АУР – Автомат уравнительных разъединений, который защищает диоды ПВ1, ПВ2 и ПВ3 в аварийном режиме. Применение уравнительных соединений дает возможность на 10-12% увеличить сцепление колес с рельсами за счет уменьшения избыточной скорости скольжения при боксовании. Автомат АУР имеет три вспомогательных контакта. ЗК между пр 1561 и 1560 создает цепь питания на РУ17 при срабатывании РБ2 и РБ3 з.к. между пр 1565 и 1564 закорачивает (шунтирует) резистор ССз.к. между пр 1562 и 1563 обеспечивает питание РВ5 при выкл-ом АУР (при отключении одного ТЭД).
Д1 – Создает минусовую цепь на пусковую обмотку ГГ и имеет три вспомогательных контакта. ЗК между пр 367 и 243 собирает цепь питания ускорителя пуска дизеля ВП7. ЗК между пр 241 и 246 создает цепь питания ДЗ. РК, между пр 918 и 919 размыкает цепь питания БРН – 3В в период пуска дизеля.
Д2 – Создает плюсовую цепь питания от АБ на пусковую обмотку ГГ. Имеет два рк.: между пр Р73 и Р79 – во время пуска дизеля отключает цепь питания Р/ст между пр 108 и 177 – при пуске дизеля разрывает цепь питания РУ2, а следовательно, предотвращает возможность включения контакторов КВ и ВВ.
Д3 – Во время пуска дизеля подключает параллельно АБ двух (трех) секций для увеличения емкости. Имеет 4 вспом. контакта. РК между пр 919 и 917 во время пуска защищать цепь БРН-ЗВ от большого тока. РК между пр 1515 и 1516 во время пуска отключает переговорное устройство. ЗК между пр 242 и 247 создает цепь питания ЭТ (БМ) до включения РУ9. ЗК между пр 249 и 245 обеспечивает цепь питания катушки Д2.
КТН – Контактор служит для включения эл. двигателя топливного насоса и имеет 2 главных и 4 вспом. контакта. Главный контакт между пр 225 и 253 включает топливоподкачивающий насос, а между пр 440 и 236 собирает цепь на обмотку возбуждения ВГ, подключает БРН-ЗВ. РК между пр 372 и 329 находится в цепи питания катушек Д1-Д3 и служит для проворота коленчатого вала дизеля. ЗК между пр 372 и 327 находится в цепи катушки РУ6.
КВ – Главным контактом создает цепь питания независимой обмотки ГГ. РК между 326 и 287 не позволяет включать пусковые контакторы во время тягового режима. ЗК между пр 142 и 112 обеспечивает питанием РУ2 на первой позиции контроллера и разрывает цепь ее питания сбросе нагрузки.
ВВ – Главным контактором между пр 404 и 405 создает цепь на обмотку Н1-Н2 (343-437) СПВ и на размагничивающую обмотку Н3-Н4 (466-467) возбудителя В. РК между пр 1053 и 312 собирает цепь питания лампы «Сброс нагрузки».
КМН – Главный контакт между пр 294 и 295 собирает цепь питания эл. двигателя масляного насоса для прокачки системы дизеля перед пуском. Замыкающим контактом между проводами 325 и 326 подготавливает цепь питания катушкам пусковых контакторов. ЗК между пр 216 и 341 создает цепь питания РВ1 во время пуска. РК между пр. 304 и 302 в цепи РУ4 исключает преждевременное срабатывание пусковых контакторов до окончания времени прокачки масла при случайном переводе контроллера на первую позицию.
П1-П6 – Поездные контакторы. При замыкании главных контакторов создаются цепи питания якорей и обмоток возбуждения ТЭД во время движения, а вспом. контакты находятся в цепях питания контакторов КВ и ВВ, а также БДС (блока диодов сравнения). Последовательно катушкам контакторов П1-П6 стоят тумблеры отключения и включения поездных контакторов, которые при одном выключенном поездном контакторе создают цепь питания на контакторы КВ и ВВ, а также дополнительно вводят резистор СОЗ в цепь питания задающей обмотки.
ВШ 1 – Главные контакты подключают первую ступень резисторов ослабления возбуждения ТЭД. Имеет три вспом. контакта. ЗК между пр. 501 и 509 подготавливает цепь на РП2, что гарантирует необходимую последовательность включения реле. ЗК между пр. 1067 и 1068 отключает КВ и ВВ после отключения ВШ1 и ВШ2. РК между пр. 518 и 519 вводит в цепь катушки напряжения дополнительный резистор, подготавливает РП1 к отключению.
ВШ 2 – Главные контакты подключают вторую ступень резисторов ослабления возбуждения ТЭД. Имеет три вспом. контакта. ЗК между пр. 1070 и 1069 отключает КВ и ВВ после отключения ВШ2. ЗК между пр. 1059 и 1060 закорачивает контакт РВ4 вслучае боксования к.п. при включенном РП2, исключает отключение ВШ2 РК между пр. 510 и 513 выводит часть резисторов из катушки напряжения реле РП2, чем обуславливается его устойчивая работа.
БД1 – БД4 – Блокировки дверей ВВК. При разрыве контактов БД1-БД4 нарушается эл. цепь питания катушки РУ2.
БРН-ЗВ
Бесконтактный регулятор напряжения поддерживает напряжение вспомогательного генератора тепловоза 75 + 1 В в рабочем диапазоне изменения частоты вращения и тока нагрузки якоря.
ТС2
Стабилизирующий трансформатор улучшает динамичные характеристики схемы возбуждения тепловоза.
ВС-652
Синхронный подвозбудитель предназначен для питания переменным напряжением рабочие обмотки магнитного усилителя и трансформаторов в системе возбуждения возбудителя тягового генератора.
ТР-23
Распределительный трансформатор предназначен для питания цепей переменного тока и напряжения, а также амплистата возбуждения и индуктивного датчика.
ИД-31
Индуктивный датчик предназначен для дополнительного регулирования тяговой мощности посредством изменения тока в регулировочной обмотке амплистата.
БВК-450 (БВ)
Блок БВК-450 состоит из выпрямительных мостов, предназначенных для работы в цепях регулирования электропередач тепловоза.
БВК-471 (БВ2)
Блок кремниевых выпрямителей состоит из двух мостов. Один из них предназначен для создания положительной обратной связи и выпрямления выходного тока амплистата возбуждения возбудителя тягового генератора, другой – для выпрямления выходного тока, питающего регулировочную обмотку амплистата возбуждения.
ПВК-6011
Панель с кремневыми выпрямителями предназначена для заряда аккумуляторной батареи и питания цепей управления после пуска дизеля. Радиатор вентилей охлаждается потоком воздуха, идущего на охлаждение тягового генератора.
БР
Блок резисторов устанавливается в высоковольтной камере и представляет собой аппарат, в кожухе которого расположены две панели: панель резисторов указателя повреждения (УП) и искрогасящих цепей, а также панель диода автоматики холодильной камеры и искрогасящих цепей.
ВВУ
Выпрямитель возбуждения уравнительного типа предназначен для работы в схеме защиты от боксования в качестве уравнителя тока возбуждения тяговых двигателей.
ТПНЖ-550
Аккумуляторная щелочная никель-железная батарея предназначена для работы в стартерном режиме для запуска дизелей, а также для питания цепей управления, освещения и вспомогательных нагрузок при неработающем дизеле.
Виды неисправностей электрической схемы тепловоза и способы их устранения
ТЭ 10 М
Общий (+):
Правая ВВК – 1/1-4; 7/12 = 40в; 7/16 = 50в
Левая ВВК – лев. нож.АБ; 10/6 = 40в
Пульт Управ. – 11/1-2
Общий (-):
Правая ВВК – 8/1-2
Левая ВВК – прав. нож АБ; 9/1-6
Пульт Управ. 13/15-19
Клеммы, получающие питание с 1-ой поз.:
3/6, 7/17 (3/6 получает пит. с 1 по 11 поз.)
(3/2 получает пит. со 2 по15 поз.)
Подать питание на шину КМ:
11/1-2 – пр. 1242 (шина слева) этой перемычкой обводится 367 б/у и А-13 «управлен. общ.».
Подать питание на КВ, ВВ:
3/6 – пр. 143 (панель РЗ. 2-ой слева верхний вывод)
или 3/6 – пр. 257 (+ КВ, ВВ) при этом РЗ и РОП обводится
Подать питание на П 1-6:
3/6 -7/12 или 3/6-4/11
Подать питание на РУ-2:
3/6-6/8
Подать питание на КТН:
1/1-4 – пр.338 (катушка КТН)
или 2/3-8/1
или 8/1 – пр. 320 (катушка КТН) обвод тумб. ТН – 1
Подать питание на ТН:
(+) АБ – 9/16 или (-) АБ – 9/8
или (+) АБ – пр. 237 (Д2. Ш2. клеммная коробка эл. двиг.)
Без АЛСН:
3/6 – 7/17
или пр. 105 (4 пал. слева КМ) – пр. 219 (5 пал. справа КМ)
Подать питание на РП-1 (ставить 3 перемычки):
1-сек. пр. 157 – пр. 264 (2-а верхних вывода на РП-1) и пр. 157-резервная клемма. Управлять ТУП.
2-сек. резервная клемма. – пр. 264 (2-й верхний вывод на РП-1)
Подать питание на РП-2 (ставить 3 перемычки):
1-сек. 4/18 – пр. 263 (2-ой сверху вывод) и 4/18 – резервная клемма. Упр. тумб. «прав. задний белый»
2-сек. резервная клемма пр. 263 (2-ой сверху вывод).
Нет зарядки АБ:
Осмотреть бк Д-1, Д-3 и ПР-125А, 160А. 9/14 – пр. 380,917 (бк Д-3) Ставить после запуска, после остановки снять.
Зарядка АБ с одной сек. на другую:
1/1-4 – на резерв. клемму (ставить на обеих секциях)
Неисправен БРН:
1. отсоединить фишку от БРН
2. 8/1-2 – пр. 383 (Ш2 клем. коробка ВГ. или найти в фишки) (собрали - )
3. 10/6 – пр. 380 (бк Д3) или в правой ВВК 6/17-7/12 (собрали +)
4. включить АВ-7 «пожарная сигнализация»
Можно попробовать 7/16 (+50в АЛСН) вместо 7/12
КОНСПЕКТЫ для проведения технических занятий с локомотивными бригадами Локомотивного депо Ершов