Требования по оформлению работы
Формат: работа выполняется на белой бумаге стандартного формата А4. Иллюстрации и таблицы допускается представлять на листах формата АЗ.
Интервал:текст выполняется через полтора интервала.
Поля (мм): левое - 30, правое - 10, верхнее - 15, нижнее - 20.
Отступ в начале абзаца: отступ равен пяти ударам пишущей машинки (15-17 мм).
Исправления: опечатки, описки допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.
Структура текста: текст основной части пояснительной записки делят на разделы (главы) и подразделы (параграфы). Текст внутри каждого раздела или подраздела разделяют на абзацы. Нельзя допускать слишком частой разбивки текста на абзацы или слишком больших абзацев (1-2 страницы текста).
Заголовки разделов и подразделов: их следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок должен быть кратким, содержательным. От текста его отделяют сверху и снизу одним интервалом.
Оформление таблиц:
каждая таблица должна иметь номер и название (заголовок), которые указываются над таблицей.
слева выше таблицы помещают надпись "Таблица" (без сокращения) с указанием порядкового номера, например, "Таблица 12" (знак № и точку, если нет названия, в конце не ставят).
допускается нумерация таблиц в пределах раздела (главы).
название таблицы начинают с прописной буквы и не подчеркивают.
название должно отражать содержание таблицы, быть точным и кратким.
Пример:
Таблица 3 - Анализ состава и динамики затрат в звене «Снабжение» за отчетный год
Месяц
Зарплата, руб.
Объем выпуска, шт.
……..
январь
………
февраль
……...
графы таблицы могут иметь заголовки и подзаголовки. Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.
головку таблицы делить по диагонали не допускается.
графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу не включают.
незаполненные графы не допускаются (если в какой-либо строке таблицы данные не приводят, то в ней ставят прочерк).
цифры располагаются в столбцах так, чтобы классы чисел во всем столбце были расположены точно одно под другим: единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.
если в таблице графа с обозначением единицы измерения отсутствует, то в соответствующей строке боковика после словесного определения ставят запятую и указывают единицу измерения (аналогичное требование к заголовку таблицы и заголовкам граф).
Пример:
Следует писатьНе следует писатьТоварная продукция, %
Товарная продукция в %
или Товарная продукция (%)
таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота записи или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другую страницу, при этом графы обязательно нужно нумеровать. Заголовок помещают только над первой ее частью, а над последующими указывают, например: "Продолжение таблицы 12" или "Окончание таблицы 12";
если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины или единице счета, то ее обозначение (без сокращения) необходимо помещать над таблицей справа, в том числе над продолжением таблицы, например: "В миллиметрах", "в процентах", "в тысячах рублей", "в нормо-часах";
если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, оно может быть заменено кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. В последней строке таблицы часто
указывают "Итого";
примечания и сноски, касающиеся содержания таблиц, необходимо писать непосредственно под таблицей.
Формулы:
выделяют от текста свободными строками, причем выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Основные формулы, на которые даются ссылки в тексте, нумеруют. Нумерация формул сквозная. Номер формулы в круглых скобках ставят у правого края страницы. Для многострочной формулы номер ставится против ее последней строки;
Пример:
А+В=С (3.1)
пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Первую строку расшифровки начинают со слова "где" без двоеточия;
формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой;
переносить формулу на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют;
допускается нумерация формул в пределах раздела
Иллюстрации:
(графики, схемы, диаграммы) в пояснительной записке именуют рисунками и располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
каждый рисунок должен иметь номер и название. Их помещают под рисунком в одну строку. При этом точку в конце подрисуночной надписи не ставят;
Пример:
….
Рисунок 2 – Структура затрат на снабжение
допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела.
Пример:
Рисунок 3.2 – Структура затрат на снабжение
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ «СНАБЖЕНИЕ – ПРОИЗВОДСТВО – СБЫТ»
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ «СНАБЖЕНИЕ»
При определении затрат необходимо принять во внимание следующие дополнительные сведения:
§ поставка сырья и материалов осуществляется железнодорожным транспортом напрямую от производителя 2 раза в месяц равными объёмами при любой месячной программе выпуска продукции (рис.1):
Ж/д состав 2 раза в месяц
Рисунок 1 – Организация поставки материалов железнодорожным транспортом
§ поставка покупных изделий и полуфабрикатов осуществляется напрямую от производителя автомобильным транспортом 4 раза в месяц равными частями при любой месячной программе выпуска.
Авто 4 раза в месяц
Рисунок 2 – Организация поставки покупных изделий автомобильным транспортом
§ Для хранения сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов на предприятии имеются соответствующие складские помещения, способные вместить:
сырья и материалов в количестве (шт.)
покупных изделий и полуфабрикатов в количестве (шт.)
За и принимается количество холодильников, которое может быть выпущено с использованием данного хранимого на складе объёма материальных ресурсов (рис.3).
в производство
Рисунок 3 – Организация складирования материальных ресурсов
Общие затраты в логистическом звене «Снабжение» складываются из затрат по материалам (Змат) и затрат по покупным изделиям и полуфабрикатам (Зизд), они составляют:
, руб./мес. (1)
где Зсод – Затраты на содержание (хранение) складских запасов, руб./мес.
Зтр – Транспортно-заготовительные расходы, руб/мес.
Зом – Затраты на омертвление капитала, руб/мес.
Расчёт затрат на хранение (содержание) сырья и материалов (а также отдельно покупных изделий и полуфабрикатов) производиться с использованием следующих формул:
, руб./мес. (2)
где - затраты на складское содержание (исходные данные);
- затраты на содержание сырья и материалов (покупных изделий и полуфабрикатов), хранящихся вне пределов склада. Рассчитываются в случае превышения размера поставок вместимости склада (при > ), руб./мес.
(3)
где - размер партии поставки материальных ресурсов, определяемый:
, шт. (4)
где - количество поставок материальных ресурсов за месяц (материалов -2, покупных изделий и полуфабрикатов -4);
Ц– стоимость материальных ресурсов, идущих на один холодильник (исходные данные –П7), руб/шт.
В случае < значение принимается равным нулю.
Результаты расчёта сводятся в таблицу. Форма таблицы может быть, например, такой (см. табл. 1)
Таблица 1 –Расчет затрат на содержание сырья и материалов (или покупных изделий и полуфабрикатов) на складе
МесяцЗсQмkQпСравнениеQсЦЗдопЗсод12345678910Алгоритм расчетаИД(П3)ИД(П1)ИДп.3/п.4<=>ИД(П2)ИД(П7)Ф-ла…п.2+п.9январь14440020004500>400722288800433200………………………декабрь14440012004300<4007220144400ИТОГОУУУУСреднее*ИД –исходные данные из приложения или из начала раздела
Пример вывода по таблице
В данной таблице мы рассчитали суммарные затраты на хранение (содержание) сырья и материалов, для этого нам понадобилось произвести расчёт таких промежуточных показателей как затраты на содержание сырья и материалов на складе основные (определяются вместимостью склада) и дополнительные (при использовании дополнительной площади для складирования). В нашем случае поставка организована таким образом, что нет необходимости использовать дополнительные склады в течение всего года, поэтому дополнительные затраты в каждом месяце равны нулю, и, следовательно, суммарные затраты состоят только из затрат на складирование сырья и материалов на основном складе.
При анализе результатов расчёта, можно заметить также, что суммарные затраты в течение всего года остаются неизменными. Это связано с тем, что затраты на обслуживание и содержание склада не зависят от хранящегося в нём
количества сырья и материалов, и даже при неполной загрузке помещений они остаются на уровне, обеспечивающем максимальное использование склада.
Транспортно-заготовительные расходы в рамках одной поставки сырья и материалов (покупных изделий и полуфабрикатов) определяются по следующей формуле:
ЗТЗР = ЗДОСТ + ЗРАЗГР, руб./поставку (5)
где ЗРАЗГР - расходы по разгрузке и приёмке материальных ресурсов на складе потребителя, руб./поставку.
ЗДОСТ – расходы по доставке (транспортировке) соответствующих материальных ресурсов от производителя до потребителя, руб./поставку;
Расходы по разгрузке железнодорожного транспорта составляют 1% от стоимости разгружаемого сырья и материалов, по погрузке и разгрузке автотранспорта – 1,5% от стоимости покупных изделий и полуфабрикатов.
Расходы по доставке определяются по формулам:
- при поставке сырья и материалов
(6)
- при поставке покупных изделий и полуфабрикатов
(7)
где SЖД и SАВТ – расходы по доставке железнодорожным или автомобильным транспортом материальных ресурсов, необходимых для изготовления одного холодильника, руб./холодильник.
Результаты расчётов транспортно-заготовительных расходов на поставку сырья, материалов и покупных изделий, полуфабрикатов по месяцам с учетом количества поставок можно привести, например, в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Расчет транспортно-заготовительных расходов
МесяцQмес,
шт/мес.Sжд (Sавт),
руб/хол.Здост,
руб/мес.Цмат,
руб/штЗрагр.,
%Зразг,
руб/штЗразг,
руб/месЗтрз,
руб/мес1234789910Алгоритм
расчетаИД(П1)ИД(П8)п2хп.3ИД(П7)ИД(П8-примеч.)п.7хп.8/100п9хп.2п.4+п.9Январь16003480017811,7828487648………………………Декабрь20003600017811,7835609560Итого:УУУДля наглядности полученные результаты можно отобразить с помощью линейной диаграммы (рисунок 4).
Рисунок 4 – Транспортно-заготовительные расходы на ОАО «ДОМ»
Пример вывода
По результатам расчётов (и исходя из диаграммы) можно сделать вывод, что большую часть в суммарных транспортно-заготовительных расходах ОАО «ДОМ» занимают расходы по доставке, погрузке и разгрузке покупных изделий и полуфабрикатов. По диаграмме можно заметить также, что графики имеют одинаковую тенденцию в развитии, то есть идут почти параллельно друг другу. Это связано с тем, что транспортно-заготовительные расходы на соответствующие ресурсы в большей степени зависят от размеров партии поставки, а, следовательно, от объёма выпуска холодильников в течение месяца.
Потери от «омертвления» средств в производственных запасах определяются по следующей формуле:
ЗОМ = Рл ∙ ЗПР∙ Д =0,5 ∙Ц ∙ Qп ∙ k ∙ Д, руб./мес. (8)
где Рл –величина, учитывающая пролеживание материальных ресурсов в течение месяца(часть ресурсов потребляется сразу, часть в середине месяца, часть в конце). Можно принять равной 0,5;
Зпр – величина месячного производственного запаса, шт.;
K –количество поставок;
Ц – цена материального ресурса, руб./шт;
Д – стоимость денежных ресурсов (её можно принять с учетом средней рентабельности производства или изделий). Например, если средняя рентабельность производства холодильников составляет 15%, то данный коэффициент «Д» можно принять равным 0,15.
Результаты расчётов потерь от «омертвления» можно свести в табл.3
Таблица 3 – Расчёт потерь от «омертвления» средств в производственных запасах
МесяцРлЦQмесkQпДЗОМруб./шт; шт/мес.парт.шт/партруб./мес.12345678Алгоритм
расчета0,5ИД(П7)ИД(П1)ИДп.4/п.50,15п.2хп.3хп.5хп.6хп.7Расчет потерь от омертвления по сырью и материаламЯнварь 0,5172180029000,1523220…Декабрь0,5172100025000,1512900Итого:УРасчет потерь от омертвления по покупным изделиям и полуфабрикатамЯнварь 0,5700180044500,1594500…Декабрь0,5700100042500,1552500Итого:УВСЕГО:У
Пример вывода
В данной таблице мы рассчитали потери от «омертвления» средств в производственных запасах. В результате получили, что потери от «омертвления» капитала максимальны в сентябре из-за увеличения в этот месяц объёма выпуска холодильников, а значит и величины производственных запасов, и минимальны в феврале (выпуск продукции наименьший и равен 900 единиц).
Далее необходимо рассчитать суммарные затраты на снабжение в месяц. Результаты расчётов сведём в таблицу 4. Таблица 4 является сводной таблицей, составленной по результатам расчётов, приведённых в данном разделе курсовой работы. Здесь собраны итоговые данные таблиц 1-3. а также посчитаны затраты на единицу продукции.
Таблица 4 – Общие затраты в звене «Снабжение», руб./мес.
месяцЗатраты на содержание, руб./мес.Расходы
транспортно- заготовительные, руб./мес.Потери
от
«омервления» средств,
руб./мес.Суммарные затраты на снабжение, руб./мес.Объем выпуска холодильников, шт/мес.Затраты на снабжение на единицу продукции, руб./шт.1234567Алгоритм расчетаТабл.1Табл.2Табл.3п.2+п.3+
п.4ИД(П1)п.5/п.6январь21775026104843373281911000328,2…………………декабрь………………Итого (руб.):УДля наглядности можно построить различные график (рис. 5 - 7)
Рисунок 5 – Структура затрат в звене «Снабжение»
Рисунок 6 – Зависимость суммарных затрат на снабжение от объёма выпуска продукции
Рисунок 7 – Зависимость удельных затрат на единицу от объёма выпуска продукции
Пример вывода по рис. 5-7.
На рисунке 5 отображена структура затрат в звене «Снабжение», то есть доли расходов на транспорт, содержание затрат и потери от «омертвления» капитала в общей сумме затрат на снабжение. В результате можно заметить, что затраты на содержание запасов составляют примерно 66% от общей суммы и играют наибольшую роль (самую меньшую долю занимают транспортно-заготовительные расходы). Таким образом, руководству ОАО «ДОМ» следует обратить особое внимание на минимизацию и оптимизацию именно затрат на содержание запасов при снижении себестоимости продукции.
Рисунки 6 и 7 позволяют выявить общую зависимость суммарных затрат на снабжение и на единицу продукции от объёма выпуска продукции в месяц. Можно сделать вывод, что суммарные затраты растут с ростом количества выпускаемой продукции, причём рост этот интенсивнее при небольших партиях выпуска. Затраты на единицу продукции, наоборот, снижаются с ростом объёма выпуска, то есть они минимальны при максимальном количестве выпускаемой продукции (сентябрь).
Пример вывода по разделу.
Таким образом, в данном разделе мы произвели расчёт суммарных затрат на снабжение на ОАО «ДОМ» и затрат на единицу выпускаемой продукции. Получили следующие результаты:
Затраты на содержание запасов максимальны в сентябре и декабре, за счёт использования в этих месяцах дополнительных складских площадей.
Транспортно-заготовительные расходы составляют наибольшую долю в структуре себестоимости продукции. Проанализировав структуру транспортно-заготовительных расходов, заметили, что большую часть занимают расходы по доставке, погрузке и разгрузке покупных изделий и полуфабрикатов.
Также были посчитаны потери от «омертвления» капитала, в результате получили, что они максимальны в сентябре и в декабре (из-за увеличения в эти месяцы величины производственных запасов), и минимальны в феврале.
Общие затраты максимальны в сентябре и минимальны в феврале (наибольший и наименьший выпуск продукции соответственно), а затраты на единицу продукции наоборот. Это связано с тем, что суммарные затраты растут с увеличением объёма выпуска продукции, но при этом постоянные затраты, связанные с производством и реализацией, остаются неизменными и, следовательно, затраты на единицу продукции снижаются. Таким образом, в данном пункте мы рассчитали затраты в звене «Снабжение».