Методы прогнозирования потребности в материалах
Задачи выбора поставщиков
1. Стохастические методы прогнозирования позволяют оценить ожидаемую потребность на основе временных рядов, характеризующих ее изменение на протяжении определенного промежутка времени. При этом используют прогноз по среднему значению, метод экспоненциального сглаживания и метод экстраполяции временного ряда.
Прогноз по среднему значению используется в условиях, когда потребность в материалах колеблется по месяцам при устойчивом среднем значении (отсутствие тренда).
Прогнозирование этим методом представляет собой процедуру усреднения известных значений потребности в материалах.
2.При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, т. е. его способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, уровень цен, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т. д.
Основными источниками сведений о поставщиках и материалах являются личные контакты с продавцами, объявления в рекламных изданиях, описания товаров в каталогах и проспектах и т. д.
В результате изучения всех источников составляется список поставщиков, имеющих прочную репутацию.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. При этом разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Приведем пример расчета рейтинга поставщика. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в табл. 5 .
Т а б л и ц а 5. Пример расчета рейтинга поставщика
Критерий выбора поставщика | Вес критерия | Оценка значения критерия по 10-балльной шкале у данного поставщика | Произведение веса критерия на его оценку |
Надежность поставки | 0,30 | 2,1 | |
Цена | 0,25 | 1,5 | |
Качество товара | 0,15 | 1,2 | |
Условия платежа | 0,15 | 0,6 | |
Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 0,7 | |
Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 0,2 | |
Итого | 1,00 | 6,3 |
Итоговое значение рейтинга R определяется путем суммирования произведений веса критерия (ai) на его оценку для данного поставщика (Wi), т. е.
, (8.1)
где n – количество критериев.
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Приведем пример иного подхода к принятию решения по выбору поставщика, а именно по критерию минимума затрат.
Представим себе, что имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию. Обе фирмы известны и надежны, качество продукции одинаковое. Недостаток фирмы А состоит в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А – 500 км, до фирмы В – 300 км). С другой стороны, товар, поставляемой фирмой А, пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км – 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.
Время выгрузки пакетированного груза – 30 мин, непакетированного – 10 час. Часовая тарифная ставка рабочего на участке разгрузки – 6 уде.
Рассчитаем транспортные расходы. Для фирмы А они составят:
0,5 уде/км * 500 км = 250 уде,
а для фирмы В:
0,7 уде/км * 300 км = 210 уде.
Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В.
Стоимость разгрузочных работ составит:
для фирмы А : 6 уде * 0,5 =3 уде;
для фирмы В : 6 уде * 10 = 60 уде.
С учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ общие затраты составят для фирмы А 253 уде, а для фирмы В – 270 уде, т.е. вариант фирмы А является более экономичным.
Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 у.е.
Билет 15