B1–B9 записывайте словами или цифрами

Русский язык. 9 класс.

Вариант РУ9401

Часть 2

(1)Я искал камешки на диком пляже. (2)Накануне штормило, волны, шипя,

переползали пляж до белых стен приморского санатория. (3)Сейчас море стихло, ушло в

свои пределы, обнажив широкую, с синим отливом, полосу песка, отделённую от берега

валиком гальки. (4)Этот песок, влажный и такой твёрдый, что на нём не отпечатывался

след, был усеян зелёно-голубыми камнями, гладкими, округлыми стекляшками,

мёртвыми крабами, гнилыми водорослями, которые издавали едкий йодистый запах. (5)Я

знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки, и терпеливо, шаг за шагом,

обследовал песчаную отмель и свежий намыв гальки.

(6)Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая

слёзка. (7)Я вынул из-за пазухи папиросную коробку и присоединил слёзку к своей

коллекции.

– (8)Ну-ка, покажи!..

(9)Я поднял глаза. (10)Надо мной стояла девчонка, худая, с тонкими руками и

ногами. (11)Длинные мокрые волосы облепили лицо, вода сверкала на её бледном, почти

не тронутом загаром теле. (12)Девчонка убрала за уши мокрые волосы, открыв

тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, вздёрнутый нос и большой,

до ушей рот, и стала рассматривать камешки.

(13)На тонком слое ваты лежали: маленький овальный прозрачно-розовый сердолик;

и другой сердолик – покрупнее, но не обработанный морем и потому бесформенный,

глухой к свету; несколько прозрачных камней в фарфоровой узорчатой рубашке; две

занятных окаменелости: одна в форме морской звезды, другая – с отпечатком крабика;

небольшой «куриный бог» – каменное колечко. (14) И гордость моей коллекции –

дымчатый топаз, клочок тумана, растворённый в тёмном стекле.

– (15)За сегодня собрал?

– (16)Да ты что?.. (17)За всё время!..

– (18)Не богато.

– (19)Попробуй сама!..

– (20)Очень надо! (21)Марки небось тоже собираешь?

– (22)Ну собираю! – ответил я с вызовом. – (23)Ещё у меня коллекция бабочек

была…

(24)Я думал, ей это понравится, и мне почему-то хотелось, чтобы ей понравилось.

– (25)Фу, гадость! – она вздёрнула верхнюю губу, показав два белых острых клычка.

– (26)Терпеть не могу, когда убивают.

– (27)А знаешь, что я ещё собирал? – сказал я, подумав. – (28)Велосипеды разных

марок!

– (29)Ну да?

– (30)Честное слово! (31)Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов:

(32)«Дядя, у вас какая фирма?» (33)Он говорил: «Дукс», или, там, «Латвелла», или

«Оппель». (34)Так я собирал все марки, вот только «Эндфильда модели Ройяль» у меня

не было… – (35)Я говорил быстро, боясь, что девчонка прервёт меня какой-нибудь

насмешкой, но она смотрела серьёзно, заинтересованно и даже перестала сеять песок из

кулака. – (36)Я каждый день бегал на Лубянскую площадь, раз чуть под трамвай не

угодил, а все-таки нашёл «Эндфильд Ройяль»! (37)Знаешь, у него марка лиловая с

большим латинским «Р»…

– (38)А ты ничего… – сказала девчонка и засмеялась своим большим ртом. – (39) Я

тебе скажу по секрету, я тоже собираю…

– (40)Что?

– (41)Эхо… (42)У меня уже много собрано. (43)Есть эхо звонкое, как стекло, есть

как медная труба, есть трёхголосое, а есть горохом сыплется, ещё есть…

– (44)Ладно врать-то! – сердито перебил я. (45)Зелёные кошачьи глаза так и впились

в меня.

– (46)Хочешь, покажу?

– (47)Ну, хочу…

– (48)Только тебе, больше никому. (49)А тебя пустят? (50)Придётся в горы лезть, на

Большое седло.

– (51)Пустят!

– (52)Так завтра с утра и пойдём. – (53)Девчонка тряхнула уже просохшими

волосами. – (54)Давай купнёмся напоследок!

(55)Она вскочила, вся облепленная песком, и побежала к морю, сверкая розовыми

узкими пятками…

(ПоЮ.М. Нагибину)*

*Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель. Фрагмент взят

из рассказа «Эхо», в котором говорится о дружбе подростков и их необычном

увлечении. По мотивам рассказа снят фильм «Девочка и эхо».

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.

К каждому из заданий A1–A7 даны четыре варианта ответа, из которых только

Один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите

Кружком.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему девчонка сообщила герою-

рассказчику о том, что она собирает эхо?»

1) Девчонке было скучно, и так она решила развлечься.

2) Девочка была общительной и часто вступала в разговор со своими

сверстниками.

3) Девчонка хотела, чтобы мальчик обратил на неё внимание.

4) Она поняла, что мальчику тоже было интересно коллекциони-

ровать необычные вещи.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «све-

жий» (предложение 5).

1) прохладный 2) новый

3) недавно приготовленный 4) незапачканный

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.

1) Этот песок, влажный и такой твёрдый, что на нём не отпеча-

тывался след, был усеян зелёно-голубыми камнями, гладкими,

округлыми стекляшками, мёртвыми крабами, гнилыми водорослями,

которые издавали едкий йодистый запах.

2) Надо мной стояла девчонка, худая, с тонкими руками и ногами.

3) И гордость моей коллекции – дымчатый топаз, клочок тумана,

растворённый в тёмном стекле.

4) Она вскочила, вся облепленная песком, и побежала к морю, сверкая

розовыми узкими пятками…

A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЛЁЗКА буква Ё обозначает два звука.

2) На конце слова ТОПАЗ происходит оглушение согласного.

3) В слове ЕЩЁ звуков больше, чем букв.

4) В слове ЗАГАРОМ все согласные звуки звонкие.

A5 Укажите слово с непроизносимой согласной в корне слова.

1) вздёрнула 2) стекляшками

3) блеснуло 4) честное

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «про-

странственная близость»?

1) пределы 2) приморского

3) присоединил 4) прервёт

A7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных

страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?

1) каменный 2) облепленная

3) заинтересованно 4) длинные

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания

B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените разговорное слово «угодил» в предложении 36 стилистически

нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2 Замените словосочетание «медная труба», построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ:

B4 Среди предложений 1–4 найдите предложения с обособленным обстоятель-

ством. Напишите номера этих предложений.

Ответ:

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов: «Дядя,(1) у вас какая

фирма?». Он говорил: «Дукс»,(2) или,(3) там,(4) «Латвелла»,(5) или

«Оппель». Так я собирал все марки,(6) вот только «Эндфильда модели

Ройяль» у меня не было…

Ответ:

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запи-

шите цифрой.

Ответ:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Фу,(1) гадость! – она вздёрнула верхнюю губу,(2) показав два белых острых

клычка. – Терпеть не могу,(3) когда убивают.

– А знаешь,(4) что я ещё собирал? – сказал я,(5) подумав. – Велосипеды раз-

ных марок!

Ответ:

B8 Среди предложений 3–7 найдите сложноподчинённое предложение с парал-

лельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B9 Среди предложений 34–37 найдите сложное предложение с союзной

подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер

этого предложения.

Ответ:

Часть 3

Наши рекомендации