Использование грузоподъемности
Номинальную грузоподъемность транспортного средства назначает завод-изготовитель. Она характеризуется максимально возможной полезной нагрузкой при работе автомобиля в различных дорожных условиях.
Статический коэффициент определяется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании номинальной грузоподъемности транспортного средства.
Динамический коэффициент определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы к возможной при полном использовании номинальной грузоподъемности.
Основные формулы:
(2.17)
(2.18)
Задача 5
Производительность автомобиля КрАЗ-257 с qн =12 т за смену составляет 54 т; zе=5; lег=14 км. Рассчитать статический и динамический коэффициенты использования грузоподъемности.
Скорости. Время движения. Количество оборотов
Техническая скорость (Vт) – это условная средняя скорость за время движения.
Эксплуатационная скорость (Vэ) – это условная скорость движения автомобиля за время нахождения его на линии.
Время в наряде (Тн) – это время с момента выезда из АТП до момента возвращения в АТП за исключением обеденного перерыва.
Основные формулы:
(2.19)
(2.20)
(2.21)
(2.22)
(2.23)
(2.24)
(2.25)
Задача 6
Автомобиль КамАЗ-5320 перевозит груз на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Определить число ездок автомобиля за рабочий день, если: длина ездки с грузом lег=15 км; суммарный нулевой пробег Lо=6 км; время в наряде Тн=11 ч; техническая скорость Vт=25 км/ч; и время погрузки-разгрузки за одну ездку tп-р=36 мин.
Производительность подвижного состава
Производительностью называется количество тонн груза, перевезенного за определенный промежуток времени, или транспортной работы, выполненной за определенный промежуток времени.
Основные формулы:
(2.26)
(2.27)
Задача 7
Автоколонна из 30 автомобилей КрАЗ-256Б находилась на протяжении 40 дней на вывозке свеклы. Средняя длина ездки с грузом составляла 35 км; время работы на маршруте – 12ч; перевозки осуществлялись в одном направлении; грузоподъемность автомобиля использовалась полностью; коэффициент выпуска автомобилей на линию составил 0,78. Необходимо определить суточную производительность автоколонны и общий объем перевозок за 40 дней работы. Время погрузки-разгрузки составляло 0,5ч; средняя техническая скорость – 28км/ч.
Индивидуальное задание
Для вывозки песка из карьера на бетонный завод выделены 15 автомобилей КамАЗ- 5511. Определить:
1 количество дней освоения заданного объема перевозки песка;
2 среднесуточный пробег автомобилей.
Недостающие данные принимаются по таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Исходные данные для индивидуальной задачи
Показатели | Варианты | |||||||||
Время работы на маршруте, Тм , ч | ||||||||||
Средняя длина ездки с грузом lег, км | 3,5 | 6,5 | ||||||||
Техническая скорость, Vт, км/ч | ||||||||||
Время простоя под погрузкой-разгрузкой tп-р, ч | 0,2 | 0,3 | 0,15 | 0,18 | 0,17 | 0,16 | 0,19 | 0,15 | 0,2 | 0,14 |
Показатели | Варианты | |||||||||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию ,αв | 0,75 | 0,77 | 0,8 | 0,79 | 0,81 | 0,86 | 0,83 | 0,82 | 0,78 | 0,76 |
Общий объем перевозок, Qобщ, тыс. т |
Условные обозначения:
Асп- списочное количество автомобилей, ед;
Агэ - парк, готовый к эксплуатации, ед;
Аэ -парк, находящийся в эксплуатации, ед;
Ар - парк, находящийся в ремонте, ед;
Ап - парк, находящийся в простое, ед;
Дк -календарное число дней, дн;
Дгэ - количество дней пребывания подвижного состава, готовым к эксплуатации, дн;
Дэ - количество дней пребывания подвижного состава в эксплуатации, дн;
Др - количество дней пребывания подвижного состава в ремонте, дн;
Дп - количество дней пребывания подвижного состава в простое, дн;
АДк - общее количество автомобиле-дней, авт. дн;
АДгэ - количество автомобиле-дней в технически исправном состоянии, авт. дн;
АДэ - количество автомобиле-дней в эксплуатации, авт. дн;
АДр - количество автомобиле-дней в ремонте, авт. дн;
АДп - количество автомобиле-дней в простое, авт. дн;
αт - коэффициент технической готовности подвижного состава;
αв - коэффициент выпуска подвижного состава на линию'
βе - коэффициент использования пробега за 1 ездку;
β - коэффициент использования пробега за рабочий день;
γс - статический коэффициент использования грузоподъемности;
γд - динамический коэффициент использования грузоподъемности;
lе - общий пробег за одну ездку, км;
lег - средняя длина ездки с грузом, км;
lср - среднее расстояние перевозки 1т груза, км;
lх - длина холостого пробега за 1 ездку, км;
lо - длина нулевого пробега, км;
Lобщ - общий пробег с подвижного состава за день, км;
Lгр - пробег с грузом за день, км;
Lх - холостой пробег за день, км;
Lо - общий нулевой пробег за день, км;
zе количество ездок, выполненных в течение рабочего дня, езд;
Qф - фактическое количество перевезенного груза за смену, т;
qн - номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
Wф - фактический суммарный грузооборот за смену, т·км;
Тдв - суммарное время движения подвижного состава за день, ч;
Tп - суммарное время простоя в течение рабочего дня,
Tн - время в наряде, ч;
Tм - время работы на маршруте, ч;
tе - время одной ездки, ч;
tп-р - время погрузки-разгрузки, ч;
Vэ - средняя техническая скорость, км/ч;
Vт - средняя эксплуатационная скорость, км/ч.
Вопросы для самоконтроля
1. Дать определение понятию «парк подвижного состава (автомобили, дни автомобиле-дни)».
2. Использование парка подвижного состава.
3. Использование пробега.
4. Использование грузоподъемности.
5. Скорости движения подвижного состава.
6. Время работы подвижного состава.
7. Производительность подвижного состава.
8. Охарактеризовать зависимость производительности подвижного состава от расстояния перевозок, от степени использования грузоподъемности.
9. Охарактеризовать зависимость производительности подвижного состава от использования пробега, от времени простоя под погрузкой-разгрузкой.
10. Перечислить пути повышения производительности подвижного состава.
Литература:[1],[6]
Практическая работа № 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ И ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА МАРШРУТАХ
Цель работы – приобретение навыков расчетов технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршрутах.
Движение подвижного состава происходит по маршрутам. Маршрут движения – это путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. Длина маршрута – это путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута.
Оборотом подвижного состава на маршруте называется законченный цикл движения, т. е. движение по всему маршруту с возвращением подвижного состава в начальный пункт, из которого оно началось, с выполнением всех соответствующих операций.
Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.
Маятниковым маршрутом называется такой, при котором путь следования автомобиля в прямом и обратном направлениях происходит по одной и той же трассе. Маятниковые маршруты бывают трех видов: с обратным не груженым пробегом, с обратным частично груженым пробегом, с обратным полностью груженым пробегом.
Кольцевым маршрутом называется путь следования подвижного состава по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки и разгрузки.
Основные формулы:
1. Время работы подвижного состава на маршруте
(3.1)
2. Время, затрачиваемое автомобилем на нулевой пробег
. (3.2)
3. Время оборота на маршруте
- для маятникового маршрута:
(3.3)
- для кольцевого маршрута:
(3.4)
4. Количество оборотов на маршруте за смену
. (3.5)
5. Уточняется время работы подвижного состава на маршруте, в связи с тем, что необходимо округлять до целых количество оборотов
; (3.6)
(3.7)
6 Производительность в тоннах и тонно-километрах
(3.8)
(3.9)
7. .Количество автомобилей, работающих на маршруте
(3.10)
8. Уточняется количество дней работы автомобилей на маршруте, в связи с тем, что необходимо округлять до целых количество автомобилей.
(3.11)
9. Коэффициент использования пробега за оборот
(3.12)
10 Пробег с грузом за день
(3.13)
11. Суточный пробег 1 автомобиля
(3.14)
12. Коэффициент использования пробега за день работы
, (3.15)
13. Средняя длина ездки с грузом
(3.16)
14. Среднее расстояние перевозки груза
(3.17)
Задача
Рассчитать количество автомобилей ГАЗ-52-03 грузоподъемностью 2,5т для выполнения суточного объема перевозок Q общ в количестве 148т на маятниковом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом если Тн=12ч; t′п-р=0,5ч; t″п-р=0,2ч. Средняя длина ездки с грузом l′ег=26 км; l″ег=16км; γс соответственно 0,85 и 1,0; lо в одну сторону – 7,2 км; Vт=24 км/ч.
По условию задачи рассчитать коэффициент использования пробега за 1 оборот и за весь рабочий день. Построить график движения подвижного состава на маршруте.
Индивидуальное задание
Рассчитать суточную производительность в тоннах и тонно-километрах автомобиля МАЗ-5335 грузоподъемностью 8т при его работе на кольцевом маршруте, представленном на рисунке 3.1; коэффициенты использования пробега за один оборот и рабочий день. Построить график движения автомобиля на маршруте. Недостающие данные принимаются согласно варианту задания по таблице 3.1
Рисунок 3.1 – Схема кольцевого маршрута.
Таблица 3.1 – Показатели работы на кольцевом маршруте
вариант | Тн, ч | То,ч | Vт, км/ч | γс | tпр, ч | ||||
АБ | ВГ | ГД | АБ | ВГ | ГД | ||||
0,5 | 0,95 | 0,7 | 0,3 | 0,35 | 0,25 | ||||
0,45 | 0,9 | 0,8 | 0,35 | 0,4 | 0,15 | ||||
0,4 | 0,75 | 0,9 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | ||||
0,35 | 0,95 | 0,85 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | ||||
0,55 | 0,7 | 0,85 | 0,2 | 0,3 | 0,15 | ||||
12,5 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 0,15 | 0,2 | 0,35 | |||
0,65 | 0,6 | 0,98 | 0,5 | 0,15 | 0,45 | ||||
11,5 | 0,7 | 0,9 | 0,85 | 0,55 | 0,2 | 0,15 | |||
0,75 | 0,95 | 0,8 | 0,4 | 0,5 | 0,15 | ||||
10,5 | 0,5 | 0,77 | 0,83 | 0,35 | 0,4 | 0,2 |
Вопросы для самоконтроля
1. Дать определение маршруту.
2. Перечислить разновидности маршрутов.
3. Чем отличаются понятия «оборот» и «ездка»?
4. Охарактеризовать три вида маятниковых маршрутов.
5. Перечислить разновидности кольцевых маршрутов.
Литература:[1], [2], [6].
Практическая работа № 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
Цель работы –Приобрести навыки расчета объема перевозок пассажиров, мощности пассажиропотока, коэффициентов сиенности и наполнеия автобусов, построения эпюры пассажиропотоков; скоростей движения автобусов, общей выручки от работы автомобилей-такси и их производительности.