Автомобили для перевозки баллонов.
Индивидуальные потребители, расположенные вблизи ГНС (до 30—50 км), получают сжиженные газы непосредственно с ГНС в баллонах. Баллоны могут доставляться бортовыми или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов. При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до ГНС непосредственная доставка сжиженных газов становится нерациональной. В таких случаях желательно организовать промежуточные пункты обмена баллонов. Баллоны, заправленные на ГНС, доставляются на такие пункты в большегрузных автомобилях (бортовые или специально приспособленные). На ПСБ производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда они доставляются с ГНС в автоцистернах. В зависимости от установленного оборудования сжиженные газы могут сливаться в резервуар из автоцистерны. Баллоны, заправленные на ПСБ, доставляются автотранспортом потребителю. Таким образом, газ может доставляться потребителям либо в баллонах непосредственно с ГНС, либо через ПСБ.
Автотранспорт можно, следовательно, разделить на два вида: специальные (баллоновозы) и бортовые автомобили.
Кроме того, в последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полуприцепом. Передняя часть полуприцепа опирается через специальное опорно-сцепное устройство на раму тягача, который транспортирует полуприцеп. Такая система обеспечивает повышение грузоподъемности автопоезда и представляет удобства, так как сокращается простой тягача в период погрузки и разгрузки полуприцепа.
Сжиженные газы могут перевозиться в грузовых автомобилях с обычным кузовом: ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др. Баллоны в этом случае перевозятся в вертикальном положении при условии, что задний ряд баллонов закрепляется специальным деревянным приспособлением или веревками. Летом для защиты от солнечной радиации баллоны покрывают брезентом. В грузовых автомобилях 50-л баллоны размещаются в кузове вертикально в один ярус. Баллоны вместимостью 27 л размещаются в два яруса, один на другой. Портативные баллоны вместимостью 1—5 л перевозятся в деревянных ящиках и устанавливаются обычным способом.
Обычные бортовые грузовые автомобили, применяемые для перевозки баллонов, в настоящее время заменяются специально оборудованными. Это позволяет значительно облегчить погрузку и разгрузку наполненных баллонов в пунктах доставки. Некоторые виды автомобилей рассматриваются ниже.
На рис. 2.2.2.1, а показан спецавтомобиль, разработанный Гипрониигазом, предназначенный для транспорта баллонов и смонтированный на шасси автомобиля типа
Рисунок 2.2.2.1. Спецавтомобиль для транспортировки баллонов
ГАЗ. Кузов спецавтомобиля представляет собой сваренный из труб и уголков каркас 2, в ячейки которого помещают в горизонтальном положении вентилями к середине кузова баллоны 7. Баллоны укладывают на подвесные ролики 6, обтянутые резиновыми трубками, смягчающими удары. Подвесные ролики облегчают погрузку и разгрузку баллонов в автомобиль. В кузове баллоны укладывают в шахматном порядке, что позволило уменьшить его размеры. Верхней частью баллоны упираются в деревянную перегородку 8 с отверстиями для колпаков с вентилями, что исключает их сталкивание. Чтобы баллоны не выпадали из ячеек при перевозке, их запирают штангами 3, помещенными в специальные кронштейны. Каркас для размещения баллонов устанавливается на раме шасси и крепится к пей системой уголков 5. В ячейке 7 помещается тележка для развозки баллонов. От нагрева солнечными лучами баллоны защищает теневой кожух 4, выполненный в виде разделенной брезентовой крыши, собранной на каркасе из дюралевых уголков. Автомобиль снабжается двумя углекислотными огнетушителями. а глушитель двигателя вынесен вперед. По обеим сторонам кабины проходит красная полоса с надписью: «Пропан. Огнеопасно». Автомобиль рассчитан на перевозку баллонов вместимостью 50 л.
В настоящее время нет еще автомобилей, удовлетворяющих всем требованиям транспортировки баллонов. Основные требования к таким автомобилям: устройство кузова должно допускать механизацию, а в дальнейшем и автоматизацию погрузки заправленных баллонов и выгрузки пустых на ГНС; при транспортировке баллоны должны быть надежно закреплены, конструкция не должна допускать повреждения баллонов, истирания краски и выпадания баллонов; машина должна иметь защиту от нагрева солнечными лучами; проходимость по узким улицам с заснеженным покровом или в распутицу; возможность разгрузки па узких улицах поселков с кюветами по сторонам; возможность одному человеку снять любой баллон; наклон автомобиля не должен приводить к выпаданию баллонов при разгрузке; иметь приспособление, облегчающее и убыстряющее разгрузку баллона и погрузку пустого; иметь тележку, на которой баллон может быть доставлен к потребителю по любой дорожке, или санки, проходящие по любому снегу; иметь весовое приспособление для взвешивания остатков в баллонах.
Баллоны надо получать со склада ГНС только с заглушками на штуцерах вентилей и с предохранительными колпаками, навернутыми до конца резьбы на горловину баллона. Перед отправкой в рейс автомобиля следует проверить закрытие и запирание всех дверок; передвижение даже на малое расстояние с открытыми дверцами категорически воспрещается. Перед разгрузкой автомобиля, особенно с клетками, следует проверить его положение. При заметном боковом крене следует принять меры против выпадания баллонов из автомобиля при открытии дверок. Воспрещается открывать дверцы при значительном крене автомобиля. Категорически запрещается перевозка баллонов навалом, или вместе с другими предметами и материалами, а также провоз людей в кузове с баллонами.
В настоящее время серийно изготовляются спецавтомобили для перевозки баллонов на шасси автомобиля ГАЗ-52-01 типа МГ-52 (число баллонов вместимостью 50 л—36) и типа СТБ1-52 (60 баллонов).
На рис. 2.2.2.1, б показан спецавтомобиль, представляющий собой автомобиль ГАЗ-52 с кузовом, переоборудованным для транспортировки баллонов в вертикальном положении. Для предохранения баллонов от ударов на внутренних стенках переднего и боковых бортов крепятся резиновые амортизаторы. Чтобы увеличить жесткость, на наружных стенках боковых бортов установлены корыто образные профили. К наружным стенкам всех бортов перекреплены уголки для крепления защитного тента. Для удержания баллонов от смещения при транспортировке служит навесное прижимное устройство. Прижимное устройство состоит из трубчатой рамы, имеющей на концах струбцины для закрепления устройстве на боковых бортах кузова автомобиля. Через резьбовые втулки рамы проходят винты, предназначенные для перемещения прижима. На наружной стенке переднего борта кузова по обе стороны кабины в специальных кронштейнах крепятся два огнетушителя. Выхлопная система и глушитель двигателя автомобиля выведены под передний бампер. Возможно использовать спецавтомобили с прицепом, масса которого с грузом не должна превышать 2500 кг. Число транспортируемых баллонов с газом 52, порожних — 75.